Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСтепан Тикшаев
1 Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.Замоскворечья Презентация Ивановой Марии Сергеевны, ученицы 10 «Б» класса МОУ СОШ р.п.Турки.
2 « Колумб Замоскворечья » Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве (Малая Ордынка, д. 9). Его отец, Николай Федорович Островский, был преуспевающим чиновником, впоследствии титулярным советником, мать, Любовь Ивановна, дочерью пономаря и просвирни. Детство и юность А.Н. Островского прошли в Замоскворечье.
3 Это была в полном смысле старозаветная Москва, почти не тронутая веяниями европейских порядков. Замоскворечье населяли купцы, и драматург первым в русской литературе рассказал об этом сословии и этом районе, за что и был назван «Колумбом Замоскворечья».
4 О жителях этого живописного уголка Островский так написал в статье «Замоскворечье в праздники»: «У нас никогда по моде не одеваются. Это даже считается неблагопристойным.
5 Мода постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления... В девять часов всё Замоскворечье спит». Интересно то, что купцы с удовольствием и благодарностью восприняли пьесы Островского, справедливо полагая, что эти сочинения положительно, оздоровительно действуют на нравы людей, учат состраданию и добру.
6 « Свои люди – сочтёмся » (1849) Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди сочтёмся!»Островский считается создателем незабываемых образов «темного царства».
7 Пьеса «Свои люди сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот») разоблачает торговые мошенничества, грубость, невежество, «дикие нравы» купеческого сословия. «Труд мой... писал Островский по поводу этой пьесы, возбудил одинаковое сочувствие и производил самые отрадные впечатления во всех слоях московского общества, более же всего между купечеством.
8 Владимир Федорович Одоевский писал: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвёртый». Комедия попала под цензурный запрет: было указано, что «вся пьеса обида для русского купечества», за «литератором Островским» был учрежден негласный надзор», снятый лишь в 1855 году, уже при царе Александре II.
9 Литературная экспедиция по Волге. Драма « Гроза » (1859). Большое влияние на творчество Островского оказала литературная экспедиция, организованная Морским министерством для изучения русскими писателями быта и промыслов населения Поволжья. Островский совершил поездку по Волге от истоков до Нижнего Новгорода (1856 год).
10 Отчет писателя об экспедиции «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» поучительный и богатый источник сведений о верховьях Волги. Островский приступил к изучению края как художник, отзывчивый на всё оригинальное и яркое в природе и в человеческом быту. Помимо нравов, Островский подмечает особенности местных говоров, записывает оригинальные выражения и даже собирает материалы для словаря наречия приволжского населения. Эти материалы наследники Островского передадут потом в Академию наук.
11 Великую пользу принесло путешествие художественному таланту Островского! Он познакомился с древними городами, исконно-старинными обычаями и нравами, со своеобразным прадедовским языком. Его поражала беспросветная захолустная глушь в середине России, в каких-нибудь шестидесяти верстах от древнего города Твери. Драма «Гроза», действие которой происходит в городе Калинове на берегу Волги, написана по впечатлениям литературной экспедиции.
12 Реакция на драму Островского была бурной. Н. А. Добролюбов в критической статье « Луч света в тёмном царстве » писал : «... Нам отрадно видеть избавление Катерины хоть через смерть, коли нельзя иначе. На этот счёт мы имеем в самой драме страшное свидетельство, говорящее нам, что жить в « тёмном царстве » хуже смерти... Конец этот кажется нам отрадным... в нём дан страшный вызов самодурной силе... уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с её насильственными, мертвящими началами ». Название пьесы говорит само за себя : грянул гром над домом Кабановых, прошла гроза...
13 Щелыково В лесном краю Костромской области, среди чудесной природы расположено Щелыково, усадьба великого русского драматурга А.Н. Островского. Его отец купил это имение в 1848 году.
14 «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки очаровательны, каждая мужицкая фигура значительна (я пошлых не видал ещё), и все это ждёт кисти, ждёт жизни от творческого духа» (А.Н. Островский).
15 Природа Щелыкова представала перед писателем, меняя свои многокрасочные одежды. Он наблюдал ее весеннее возрождение, пышное цветение и увядание. Эти впечатления отразились с особенной яркостью в весенней сказке «Снегурочка».
17 Ныне в Щелыкове находится дом-музей А.Н. Островского, и народная молва назвала долину близ реки Куекши Ярилиной долиной, где растаяла Снегурочка, а родничок Голубым ключиком, на дне которого бьётся её сердечко.
18 Пьеса - сказка « Снегурочка » Весенняя сказка «Снегурочка» поэтичнейшее произведение русской драматургии, основанное на русских народных сказках. Пьеса вдохновила двух композиторов: Петра Ильича Чайковского и Николая Андреевича Римского-Корсакова.
19 Островский расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла. Главная героиня сказки Островского Снегурочка - дочь деда Мороза и красавицы-Весны. Пленительны и другие персонажи сказки: Купава, Берендей, Мизгирь, Лель. Драматург рисует здесь свой идеал общественной жизни, определяющей справедливые, красивые человеческие отношения.
20 Сцена разговора Купавы с царем Берендеем одно из украшений русской лирической поэзии. Поэт в высшей степени тонко и осязательно передал характеры царя-старца, проникнутого любовью к жизни и её радостям, и молодой девицы, наивной, глубоко тоскующей по утраченному счастью.
21 « Бесприданница » Острая психологическая драма, «Бесприданница» характеризуется тем, что в ней, как в «Грозе», чувствуется абсолютное противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.
22 Мир Островского - не наш мир и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы... Ю.Айхенвальд А. Н. Островский умеет « заглянуть в самую глубь души человека ». Н. А. ДОБРОЛЮБОВ
23 Молодой ОстровскийПоследние годы жизни
24 Памятник Островскому (Москва)
25 Островский в кругу друзей
26 Пьесы: «Семейная картина» (1847) текст «Семейная картина» (1847) текст «Свои люди сочтёмся» (1849) текст «Свои люди сочтёмся» (1849) текст «Неожиданный случай» (1850) текст «Неожиданный случай» (1850) текст «Утро молодого человека» (1850) текст «Утро молодого человека» (1850) текст «Бедная невеста» (1851) текст «Бедная невеста» (1851) текст «Не в свои сани не садись» (1852) текст «Не в свои сани не садись» (1852) текст «Бедность не порок» (1853) текст «Бедность не порок» (1853) текст «Не так живи, как хочется» (1854) текст «Не так живи, как хочется» (1854) текст «В чужом пиру похмелье» (1856) текст. Пьеса впервые поставлена на сцене театра 9 января 1856 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского, а затем, 18 января, в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис Владимировой. «В чужом пиру похмелье» (1856) текст. Пьеса впервые поставлена на сцене театра 9 января 1856 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского, а затем, 18 января, в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис Владимировой. «Доходное место» (1856) текст Пьеса впервые поставлена на сцене театра 27 сентября 1863 года в Александринском театре в бенефис Левкеевой. В Малом театре впервые поставлена 14 октября того же года в бенефис Е. Н. Васильевой «Доходное место» (1856) текст Пьеса впервые поставлена на сцене театра 27 сентября 1863 года в Александринском театре в бенефис Левкеевой. В Малом театре впервые поставлена 14 октября того же года в бенефис Е. Н. Васильевой
27 Праздничный сон до обеда» (1857) текст Праздничный сон до обеда» (1857) текст «Не сошлись характерами» (1858) текст «Не сошлись характерами» (1858) текст «Воспитанница» (1859) текст «Воспитанница» (1859) текст «Гроза» (1859) текст «Гроза» (1859) текст «Старый друг лучше новых двух» (1860) текст «Старый друг лучше новых двух» (1860) текст «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) текст «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) текст «Женитьба Бальзаминова» (1861) текст «Женитьба Бальзаминова» (1861) текст «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866) текст «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866) текст «Тяжёлые дни» (1863) текст «Тяжёлые дни» (1863) текст «Грех да беда на кого не живёт» (1863) текст «Грех да беда на кого не живёт» (1863) текст «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885) текст «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885) текст «Шутники» (1864) текст «Шутники» (1864) текст «На бойком месте» (1865) текст «На бойком месте» (1865) текст «Пучина» (1866) текст «Пучина» (1866) текст «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) текст «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) текст «Тушино» (1866) текст «Тушино» (1866) текст «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867) текст «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867) текст «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) текст «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) текст «Горячее сердце» (1869) текст «Горячее сердце» (1869) текст «Бешеные деньги» (1870) текст «Бешеные деньги» (1870) текст «Лес» (1870) текст «Не всё коту масленица» (1871) текст «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) текст «Комик XVII столетия» (1873) текст «Снегурочка» (1873) текст
28 «Поздняя любовь» (1874) текст «Поздняя любовь» (1874) текст «Трудовой хлеб» (1874) текст «Трудовой хлеб» (1874) текст «Волки и овцы» (1875) текст «Волки и овцы» (1875) текст «Богатые невесты» (1876) текст «Богатые невесты» (1876) текст «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) текст «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) текст «Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым текст «Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым текст «Последняя жертва» (1878) текст «Последняя жертва» (1878) текст «Бесприданница» (1878) текст «Бесприданница» (1878) текст «Добрый барин» (1879) «Добрый барин» (1879) «Сердце не камень» (1880) текст «Сердце не камень» (1880) текст «Невольницы» (1881) текст «Невольницы» (1881) текст «Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым текст. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефис Ф. А. Бурдина. «Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым текст. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефис Ф. А. Бурдина. «Без вины виноватые» ( ) текст «Без вины виноватые» ( ) текст «Таланты и поклонники» (1882) текст «Таланты и поклонники» (1882) текст «Красавец-мужчина» (1883) текст «Красавец-мужчина» (1883) текст «Не от мира сего» (1885) текст «Не от мира сего» (1885) текст
29 ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ В бедности-то всякий жить умеет; нет, ты умей прожить деньги с эффектом; тут много ума нужно. Не бойся суда, а бойся судьи. Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной. И крокодилы плачут, а все-таки по целому теленку глотают. Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни. Когда обращаются к медику, так от него не сострадания требуют, а знания своего дела и полезного совета. Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть. Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то они никак и никогда не располагают собой, а располагают ими ловкие люди.
30 Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя. В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни стенокардии.
31 Спасибо за внимание! В работе использованы материалы из Интернета/
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.