Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнгелина Закащикова
1 Курс лекций ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема: Международные и национальные стандарты в сфере экологического менеджмента
2 Международные и национальные стандарты в сфере экологического менеджмента Стандарты систем менеджмента возникли изначально как процедурные стандарты системы контроля качества г - Британский стандарт BS первым принятый стандарт, идея создания которого - обеспечение единых общепринятых подходов к контролю качества в использующих стандарт организациях; в значительной степени он основывался на стандартах оборонной отрасли Великобритании г - Британский стандарт BS первым принятый стандарт, идея создания которого - обеспечение единых общепринятых подходов к контролю качества в использующих стандарт организациях; в значительной степени он основывался на стандартах оборонной отрасли Великобритании. 1984г. - «Кодексу ответственности химической промышленности». 1984г. - «Кодексу ответственности химической промышленности». 1987г. - первая версия стандартов ИСО серии 9000 систем качества разработана на основе BS 5750 г. 1987г. - первая версия стандартов ИСО серии 9000 систем качества разработана на основе BS 5750 г. 1990г. - в Великобритании принят новый закон «Экологический акт», 1990г. - в Великобритании принят новый закон «Экологический акт», 1992г. – Британский стандарт BS первый стандарт в области экоменеджмента, требования которого полностью вписывается в требования стандарта качества ISO г. – Британский стандарт BS первый стандарт в области экоменеджмента, требования которого полностью вписывается в требования стандарта качества ISO Разработка подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество;Стремление создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований Разработка подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество;Стремление создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований
3 Британский стандарт BS Спецификация систем экологического менеджмента Основные требования BS 7750: Соответствие между коммерческими целями фирмы и ее политикой ООС, Соответствие между коммерческими целями фирмы и ее политикой ООС, Четкое и жесткое распределение ролей и персональной ответственности в организации системы экологического менеджмента; Четкое и жесткое распределение ролей и персональной ответственности в организации системы экологического менеджмента; Открытость и гибкость системы менеджмента для контроля и проверок со стороны общественности и обеспечение быстрой реакции на предложения по улучшению системы; Открытость и гибкость системы менеджмента для контроля и проверок со стороны общественности и обеспечение быстрой реакции на предложения по улучшению системы; Необходимость соблюдения организацией минимальных законодательных требований, основываясь на концепции цикла постоянных улучшений; Необходимость соблюдения организацией минимальных законодательных требований, основываясь на концепции цикла постоянных улучшений; Вся документация и отчетность( все планы и стратегии фирмы, показатели ее влияния на окружающую среду, результаты аудита, а также все нарекания, полученные фирмой со стороны потребителей и партнеров) должны быть подтверждены письменно и представлены в отчетах. Вся документация и отчетность( все планы и стратегии фирмы, показатели ее влияния на окружающую среду, результаты аудита, а также все нарекания, полученные фирмой со стороны потребителей и партнеров) должны быть подтверждены письменно и представлены в отчетах.
4 Британский стандарт BS Спецификация систем экологического менеджмента Особенности BS 7750: соответствие стандартам серии ISO 9000 по менеджменту качества; соответствие стандартам серии ISO 9000 по менеджменту качества; не закреплены конкретные требования к природоохранной деятельности предприятий; не закреплены конкретные требования к природоохранной деятельности предприятий; содержит рекомендации по созданию экотехнической системы и проведению Compliance-Audit. содержит рекомендации по созданию экотехнической системы и проведению Compliance-Audit. описывает отдельные элементы и содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, которые являются обязательными для любых организаций; описывает отдельные элементы и содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, которые являются обязательными для любых организаций; не предписывает и не определяет требования к природоохранной деятельности предприятия; не предписывает и не определяет требования к природоохранной деятельности предприятия; содержит указания для развития инициативного экологического аудита, который приводит к улучшению экологических характеристик деятельности организации в целом. содержит указания для развития инициативного экологического аудита, который приводит к улучшению экологических характеристик деятельности организации в целом. основывается на заявленной экологической политике. основывается на заявленной экологической политике.
5 Британский стандарт BS Спецификация систем экологического менеджмента Стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента : 1. Предварительный обзор ситуации. Необходимо определить все экологические нормативные требования, установить, какие элементы экоменеджмента уже практически используются на данном объекте. 2. Разработка заявления об экологической политики, с включением всех аспекты деятельности и продукции предприятия, с последующим разъяснением и принятием к исполнению всеми уполномоченными сторонами. 3. Определение структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экоменеджмента. 4. Оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду с учетом составления перечня установленных нормативов, характеристик и описанием аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков. 5. Разработка экологических целей и задач предприятия. 6. Определение тех стадий производства, процессов и видов деятельности, реализованных на предприятии, способных оказать воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля с учетом выделения значимых экологических аспектов. 7. Разработка программы экоменеджмента с назначением ответственного за ее выполнение и учетом не только нынешних, но и прошлых видов деятельности предприятия, предполагая вероятность воздействия на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции. 8. Разработка и выпуск детального руководства по СЭМ, которое позволяет определить эффективность функционирования системы и учесть все значимые аспекты воздействия на окружающую среду. 9. Установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п. 10. Аудит эффективности системы. Данный стандарт включает описание процедуры аудита и детализирует требования к аудиторскому заключению. Вне зависимости от этого, аккредитующая организация может предпринять внешнюю проверку итогов внутреннего аудита.
6 Британский стандарт BS Спецификация систем экологического менеджмента Проверка Политика Основные требования РевизияОрганизация и персонал АудитРегистр правовых норм Оценка и регистрация воздействия Управление производствомЗадачи и цели Справочник по управлениюПрограмма управления Регистрация данных Обязательства, которые берет на себя организация
7 Британский стандарт BS Спецификация систем экологического менеджмента В соответствии с требованиями BS 7750 необходимо осуществить ряд обязательных мероприятий: Инвентаризация потребления (учитываются все материалы, которые фирма использовала за данный временной промежуток, в особенности – природные ресурсы и особо опасные субстанции, в том числе запасы опасных веществ); Инвентаризация потребления (учитываются все материалы, которые фирма использовала за данный временной промежуток, в особенности – природные ресурсы и особо опасные субстанции, в том числе запасы опасных веществ); Инвентаризация всех произведенных фирмой продуктов с учетом концепции жизненного цикла продукта; Инвентаризация всех произведенных фирмой продуктов с учетом концепции жизненного цикла продукта; Инвентаризация всех выбросов в воду, атмосферный воздух, размещенных отходов и оценка их влияния на состояние окружающей среды. Инвентаризация всех выбросов в воду, атмосферный воздух, размещенных отходов и оценка их влияния на состояние окружающей среды. Перерасчет всех вышеперечисленных активов с точки зрения материального баланса (выполнение этого требования может помочь обнаружить неопределенные ранее потоки загрязняющих веществ); Перерасчет всех вышеперечисленных активов с точки зрения материального баланса (выполнение этого требования может помочь обнаружить неопределенные ранее потоки загрязняющих веществ); Расчет общего влияния деятельности фирмы на состояние окружающей среды; Расчет общего влияния деятельности фирмы на состояние окружающей среды; Составление регистра значимых воздействий на окружающую среду, Составление регистра значимых воздействий на окружающую среду, Определение механизма этого воздействия (в этом случае, с точки зрения анализа экологического жизненного цикла (LCA), исследуются процессы производства, хранения, транспортировки, размещения отходов, Определение механизма этого воздействия (в этом случае, с точки зрения анализа экологического жизненного цикла (LCA), исследуются процессы производства, хранения, транспортировки, размещения отходов, Оценка последствий имевших место аварий и невыполнения соответствующих требований. Оценка последствий имевших место аварий и невыполнения соответствующих требований. Анализ соблюдения требований законодательных и подзаконных актов, Анализ соблюдения требований законодательных и подзаконных актов, Такая система должна позволяет предприятиям создать эффективный механизм для разработки экологической политики и экологических целей, обеспечить их выполнение и документально зафиксировать успехи. С этой целью стандартом предусмотрена процедура сертифицирования. Такая система должна позволяет предприятиям создать эффективный механизм для разработки экологической политики и экологических целей, обеспечить их выполнение и документально зафиксировать успехи. С этой целью стандартом предусмотрена процедура сертифицирования.
8 BS 8555:2003 Руководство по поэтапному внедрению систем экологического менеджмента Особенности BS 8555:2003: подготовлен на основе результатов проекта по поэтапному внедрению СЭМ, подготовлен на основе результатов проекта по поэтапному внедрению СЭМ, основывается на ISO и ISO 14031, но не соответствует им полностью; основывается на ISO и ISO 14031, но не соответствует им полностью; ориентированному преимущественно на малые и средние предприятия и осуществленному компанией and One Solutions ориентированному преимущественно на малые и средние предприятия и осуществленному компанией and One Solutions по форме является руководством (т.е. не должен рассматриваться как стандарт, устанавливающий требования к СЭМ); по форме является руководством (т.е. не должен рассматриваться как стандарт, устанавливающий требования к СЭМ); описывает новый подход, направленный на мотивацию и поддержку предприятий; описывает новый подход, направленный на мотивацию и поддержку предприятий; позволяет осуществлять поэтапное («пофазное») подтверждение процесса в направлении полного внедрения СЭМ. позволяет осуществлять поэтапное («пофазное») подтверждение процесса в направлении полного внедрения СЭМ. ориентирован на более широкое распространение СЭМ. ориентирован на более широкое распространение СЭМ.
9 BS 8555:2003 Руководство по поэтапному внедрению систем экологического менеджмента Преимущества стандарта : позволяет решать экологические проблемы с учетом ограничениями организации в финансовых и человеческих ресурсах. позволяет решать экологические проблемы с учетом ограничениями организации в финансовых и человеческих ресурсах. обеспечивает уровень управления экологической результативностью, адекватный имеющимся рискам; обеспечивает уровень управления экологической результативностью, адекватный имеющимся рискам; выявляет и расширяет области, которые могут обеспечить максимальный возврат инвестиций; выявляет и расширяет области, которые могут обеспечить максимальный возврат инвестиций; позволяет продемонстрировать заинтересованным лицам прогресс организации во внедрении СЭМ. позволяет продемонстрировать заинтересованным лицам прогресс организации во внедрении СЭМ. помогает продекларировать или получить стороннее подтверждение успешного прохождения отдельных фаз внедрения СЭМ. помогает продекларировать или получить стороннее подтверждение успешного прохождения отдельных фаз внедрения СЭМ.
10 BS 8555:2003 Руководство по поэтапному внедрению систем экологического менеджмента Фаза 1 Приверженность и определение исходного уровня Аудит фазы 1 Аудит фазы 1 Фаза 2 Определение и обеспечение соответствия законодательным и иным требованиям Аудит фазы 2 Аудит фазы 2 Фаза 3 Разработка целей, задач и программ Аудит фазы 3 Аудит фазы 3 Фаза 4 Внедрение и функционирование системы экологического менеджмента Аудит фазы 4 Аудит фазы 4 Фаза 5 Проверка, аудит и пересмотр Аудит фазы 5 Фаза 6 Подтверждение соответствия системы экологического менеджмента Аудит второй стороной Подготовка к внешней Подготовка к регистрации и подтверждение в рамках оценке СЭМ (iso 14001) в EMAS цепи поставщиков Фаза 6 стадия 1 Фаза 6 стадия 2
11 BS 8555:2003 Руководство по поэтапному внедрению систем экологического менеджмента Каждая фаза в стандарте описывается с помощью: общей схемы; общей схемы; стандартизованной таблицы, содержащей сведения о каждой из стадий. стандартизованной таблицы, содержащей сведения о каждой из стадий. В информацию о стадиях входят: название, номера фазы и стадии; название, номера фазы и стадии; Раздел «почему» информация о контексте и цели рекомендуемых в рамках стадии действий, Раздел «почему» информация о контексте и цели рекомендуемых в рамках стадии действий, Раздел «когда» информация о времени осуществления действий, Раздел «когда» информация о времени осуществления действий, Раздел «кто» перечень уровней и групп в системе управления, которые, скорее всего, будут вовлечены в осуществление стадии, Раздел «кто» перечень уровней и групп в системе управления, которые, скорее всего, будут вовлечены в осуществление стадии, Раздел «рекомендуемый вклад» элементы, которые обеспечат выполнение рекомендуемых действий стадии, Раздел «рекомендуемый вклад» элементы, которые обеспечат выполнение рекомендуемых действий стадии, Раздел «типичные результаты» примеры документальных или других результатов рекомендуемых действий (результаты могут не ограничиваться приведенными), Раздел «типичные результаты» примеры документальных или других результатов рекомендуемых действий (результаты могут не ограничиваться приведенными), Раздел «критерии достижения» информация о критериях успешного выполнения. Раздел «критерии достижения» информация о критериях успешного выполнения. Раздел «внутренний аудит фазы» - надежные объективные свидетельства в отношении всех критериев достижения входящих в фазу стадий. Раздел «внутренний аудит фазы» - надежные объективные свидетельства в отношении всех критериев достижения входящих в фазу стадий.
12 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS EMAS создана: для улучшения качества экологического управления в промышленности ЕС; для улучшения качества экологического управления в промышленности ЕС; для помощи компаниям в их конкурентной борьбе; для помощи компаниям в их конкурентной борьбе; для связи их развитие в экологической сфере с требованиями законодательства и общественного мнения. для связи их развитие в экологической сфере с требованиями законодательства и общественного мнения. Цель разработки EMAS: создание условий для оценивания экологических показателей деятельности промышленных предприятий и определения возможности их улучшения создание условий для оценивания экологических показателей деятельности промышленных предприятий и определения возможности их улучшения Предшественники : Британский стандарт BS 7750 (1992г.) Британский стандарт BS 7750 (1992г.) «Требований к экологическому аудиту» принятие ЕС в марте, 1992г.). Цель - создание стимулов использования инструментов и приемов экологического аудита для оценки деятельности предприятий; «Требований к экологическому аудиту» принятие ЕС в марте, 1992г.). Цель - создание стимулов использования инструментов и приемов экологического аудита для оценки деятельности предприятий; «Положение, разрешающее добровольное участие компаний промышленного сектора в Схеме экоменеджмента и аудита ЕС», принятое в 1993 г. Советом ЕС «Положение, разрешающее добровольное участие компаний промышленного сектора в Схеме экоменеджмента и аудита ЕС», принятое в 1993 г. Советом ЕС
13 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS Принципы внедрения EMAS: соответствие деятельности требованиям нормативно-правовых актов добровольности; соответствие деятельности требованиям нормативно-правовых актов добровольности; учет местных \ региональных условий; учет местных \ региональных условий; открытая экологическая отчетность; открытая экологическая отчетность; обязательная публикация экологической декларации предприятия; обязательная публикация экологической декларации предприятия; независимая периодическая проверка производственного экологического менеджмента; независимая периодическая проверка производственного экологического менеджмента; вовлечение общественности; вовлечение общественности; сертификация (регистрация ). сертификация (регистрация ). EMAS способствует постоянному улучшению экологических характеристик деятельности предприятия путем: разработки и реализации экологической политики и экологических программ; разработки и реализации экологической политики и экологических программ; периодической объективной и систематизированной оценки параметров деятельности всех подразделений предприятия; периодической объективной и систематизированной оценки параметров деятельности всех подразделений предприятия; предоставления населению экологической информации о предприятии. предоставления населению экологической информации о предприятии.
14 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS Цикл внедрения системы экоменеджмента в соответствии с требованиями EMAS : 1. Разработка экологической политики и выпуск документа (заявления)- описание приверженности организации достижению конкретных экологически значимых целей; 2. Оценка существующей ситуации - установление начальных характеристик деятельности, по отношению к которым будет оцениваться эффективность функционирования системы экологического менеджмента; 3. Формулирование конкретных задач, отвечающих целям экологической политики предприятия- установление тех характеристик деятельности, которые подлежат улучшению; 4. Разработка экологической программы внедрения системы экоменеджмента детализация путей и стадий решения поставленных задач; 5. Проведение экологического аудита – периодическая проверка поставленных организацией задач; оценка эффективности функционирование системы экологического менеджмента с учетом улучшения экологических показателей деятельности предприятия. периодическая проверка поставленных организацией задач; оценка эффективности функционирование системы экологического менеджмента с учетом улучшения экологических показателей деятельности предприятия.
15 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS: цикл внедрения
16 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS Отличительными особенностями EMAS : впервые представлена и законодательно оформлена систематическая концепция системы экологического менеджмента; впервые представлена и законодательно оформлена систематическая концепция системы экологического менеджмента; создана новая профессиональная категория – «аккредитованный экоаудитор»; создана новая профессиональная категория – «аккредитованный экоаудитор»; использование системы внутреннего управления в сочетании с элементами независимого контроля; использование системы внутреннего управления в сочетании с элементами независимого контроля; инновационный инструмент, который позволяет предприятиям на добровольной основе участвовать в программе по систематической оценке и улучшению экологических показателей производственной деятельности. инновационный инструмент, который позволяет предприятиям на добровольной основе участвовать в программе по систематической оценке и улучшению экологических показателей производственной деятельности. Преимущества применение схемы EMAS способствуют: сокращению расходов путем уменьшения использования сырья, материалов и энергии; сокращению расходов путем уменьшения использования сырья, материалов и энергии; повышению эффективности производства; повышению эффективности производства; внедрению технологий замкнутых циклов и использованию вторичного сырья. внедрению технологий замкнутых циклов и использованию вторичного сырья. контролю и управлению экологическими рисками; контролю и управлению экологическими рисками; предотвращению возникновения экологически опасных ситуаций, например, за счет отказа от использования опасных веществ и продуктов. предотвращению возникновения экологически опасных ситуаций, например, за счет отказа от использования опасных веществ и продуктов. повышению конкурентоспособности с помощью проведения активной информационной, маркетинговой и экологической политики; повышению конкурентоспособности с помощью проведения активной информационной, маркетинговой и экологической политики; улучшению имиджа предприятия в глазах общественности; улучшению имиджа предприятия в глазах общественности; успешной конкуренции на рынке экологически чистых продуктов и в сфере услуг. успешной конкуренции на рынке экологически чистых продуктов и в сфере услуг.
17 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS II (версии 2000 г.): определяет требования по публикации «экологических заявлений», их подтверждению аккредитованными верификаторами* определяет требования по публикации «экологических заявлений», их подтверждению аккредитованными верификаторами* поощряет вовлечения персонала в процесс разработки и внедрения экоменеджмента. поощряет вовлечения персонала в процесс разработки и внедрения экоменеджмента. делает особый упор на соблюдении требований законодательства, в частности, ужесточая требования к участвующим в схеме организациям; делает особый упор на соблюдении требований законодательства, в частности, ужесточая требования к участвующим в схеме организациям; смещает акценты на улучшение экологической результативности деятельности; смещает акценты на улучшение экологической результативности деятельности; поддерживает эффективные процедуры обмена информацией и связей с заинтересованными сторонами; поддерживает эффективные процедуры обмена информацией и связей с заинтересованными сторонами; определяет независимую систему аккредитации, а также может быть, аккредитацию и осуществление верификации индивидуальным специалистом; определяет независимую систему аккредитации, а также может быть, аккредитацию и осуществление верификации индивидуальным специалистом; приветствует ведение пропаганды EMAS государствами - членами ЕС, в том числе, среди малых и средних предприятий, оказывая последним особую поддержку; приветствует ведение пропаганды EMAS государствами - членами ЕС, в том числе, среди малых и средних предприятий, оказывая последним особую поддержку; рекомендует обеспечить поддержку стран, вступающих в члены ЕС, в отношении перспектив применения EMAS; рекомендует обеспечить поддержку стран, вступающих в члены ЕС, в отношении перспектив применения EMAS; дает собственные определения ключевых терминов ISO 14001; дает собственные определения ключевых терминов ISO 14001; дает возможность участия в схеме любых организаций; дает возможность участия в схеме любых организаций; основана на компенсации экономического ущерба ОПС за счет виновного в нанесении этого ущерба. основана на компенсации экономического ущерба ОПС за счет виновного в нанесении этого ущерба. EMAS II определяет требования: EMAS II определяет требования: 1. к системе аккредитации и надзору за деятельностью верификаторов; 2. к самим верификаторам; 3. к подготовке и публикации «экологических заявлений»; 4. к процедуре внутреннего аудита; 5. к использованию логотипа «Схемы…» * Верификация термин, обозначающий в EMAS II подтверждение соответствия СЭМ организации требованиям к ней, а также достоверности информации экологического заявления. ) * Верификация термин, обозначающий в EMAS II подтверждение соответствия СЭМ организации требованиям к ней, а также достоверности информации экологического заявления. )
18 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS II (версии 2000 г.): Этапы внедрения EMAS II (версии 2000 г.): 1.Первичная экологическая проверка - сбор и документация необходимых производственных данных относительно воздействия на окружающую природную среду (потребление сырья и энергии, учет выбросов, отходов, шумового загрязнения), регистрируемых в экологическом балансе предприятия, а также базисной информации об экологической организации и целях предприятия с последующей оценкой степени воздействия на природную среду и идентификацией. 2. Экологическая политика. Формулировка качественных и количественных целей экологической политики предприятия путем разработки конкретных мероприятий по достижению целей. 3. Построение системы экологического менеджмента – оценка эффективности организации производственного экологического управления ( или проверки эффективности существующей системы экологического менеджмента), формирование наглядности производственного процесса, т.е. оценка выполнения требований законодательства и условий, необходимых для достижения поставленных целей (например, описание задач, ответственности и компетенций, обязательность ведения соответствующей документации и т.д.). 4. Производственная экологическая проверка (внутренний экологический аудит). Регулярная проверка экологических данных, достижения целей и выполнения экологических программ; приемлемости организацией экологического менеджмента, а также технического оборудования для охраны окружающей среды. Проверка может осуществляться как внутренними, так и внешними проверяющими (экологическими аудиторами). При этом происходит оценка степени интеграции системы эко-менеджмента в производственный процесс. 5. Экологическая декларация. EMAS-предписание требует от предприятия публикации экологической декларации (заявления), в которой предоставлены все необходимые данные, результаты и цели предприятия. Информация, относящаяся к коммерческой тайне, может не предоставляться. 6. Экологическая экспертиза. Все рассмотренные выше процессы от 1 до 4 и проект экологической декларации должны быть проверены и подтверждены внешними независимыми экологическими экспертами (службами). 7. Подтверждение членства в системе европейского эко-аудита. Предприятия, выполняющие требования EMAS-предписания и имеющие разрешение на добровольное участие в системе, получают право на использование факта участия в системе европейского эко-аудита в рекламных целях и связях с общественностью.
19 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS Easy ( версия 2005 г.) 2005 г., Великобритания, применение подходов эко-картирования (Ecomapping); 2005 г., Великобритания, применение подходов эко-картирования (Ecomapping); 2005 г., Европейская Комиссия, разработка особого (облегченного) подхода к внедрению систем экологического менеджмента на малых и средних предприятиях EMAS Easy; 2005 г., Европейская Комиссия, разработка особого (облегченного) подхода к внедрению систем экологического менеджмента на малых и средних предприятиях EMAS Easy; сначала была цель распространения таких рыночных инструментов экологического регулирования, как оценка воздействия на окружающую среду и экологический аудит (в 70-е и 80-е годы). Затем акцент был перенесен на распространение систем экологического менеджмента сначала была цель распространения таких рыночных инструментов экологического регулирования, как оценка воздействия на окружающую среду и экологический аудит (в 70-е и 80-е годы). Затем акцент был перенесен на распространение систем экологического менеджмента Дополнительно введение льготных условий для: получения природоохранных разрешений; получения природоохранных разрешений; представления экологической отчетности, представления экологической отчетности, участия в тендерах по госзакупкам. участия в тендерах по госзакупкам. оказания финансовой поддержки (субсидии, налоговые льготы при покупке эффективного средозащитного оборудования и пр.) оказания финансовой поддержки (субсидии, налоговые льготы при покупке эффективного средозащитного оборудования и пр.) Таким образом, бизнес завтрашнего дня должен уделять внимание не только продукции или рабочим процессам, но также и управлению процессами, касающимися окружающей среды.
20 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS Easy ( версия 2005 г.) Общие установки EMAS Easy: Помочь МСП в процессе внедрения системы экологического менеджмента (СЭМ), опираясь на их базовые оценки; Помочь МСП в процессе внедрения системы экологического менеджмента (СЭМ), опираясь на их базовые оценки; Использовать методику внедрения, соразмерную масштабу, финансовым возможностям и организационной культуре малого бизнеса; Использовать методику внедрения, соразмерную масштабу, финансовым возможностям и организационной культуре малого бизнеса; Добиться соответствия ISO и EMAS на основании уже проделанной определенной работы в сфере охраны окружающей среды. Компании потребуется не больше одной недели, чтобы при помощи экокартографирования добиться этого; Добиться соответствия ISO и EMAS на основании уже проделанной определенной работы в сфере охраны окружающей среды. Компании потребуется не больше одной недели, чтобы при помощи экокартографирования добиться этого; Использовать кластерные подходы, весьма эффективно снижающие затраты при совместном использовании документов и процедур. Использовать кластерные подходы, весьма эффективно снижающие затраты при совместном использовании документов и процедур. Излагать в краткой экологической декларации существенную и только самую необходимую информацию; Излагать в краткой экологической декларации существенную и только самую необходимую информацию; Облегчить проведение внешних экологических аудитов документации и производства, сократив сроки проведения до одного дня. Облегчить проведение внешних экологических аудитов документации и производства, сократив сроки проведения до одного дня.
21 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS Easy ( версия 2005 г.) EMAS Еasy внедряет систему экоменеджмента за 10 дней, усилиями 10 человек, усилиями 10 человек, с документацией на 10 страницах. с документацией на 10 страницах. процесс от начала и до конца состоит из 30 шагов процесс от начала и до конца состоит из 30 шагов Процесс внедрения зависит от: Процесс внедрения зависит от: - размера организации, - размера организации, - ее продукции и услуг, - ее продукции и услуг, - культуры управления. - культуры управления. Последовательность действий по внедрению: 1 действие - ясно сформулируйте конечную цель своего проекта 2 действие - проанализируйте свои потребности в ресурсах 3 действие - заручитесь поддержкой руководства 4 действие - привлеките мотивированных сотрудников 5 действие - найдите лидера 6 действие - обратитесь к экологическим консультантам за информацией о государственных субсидиях и помощи 7 действие - позаботьтесь об обучении и повышении потенциала участников.
22 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS Easy ( версия 2005 г.) Экокартографирование – это поэтапный процесс сбора полезной информации и организации немедленных экологических действий. Экокарты рабочих участков: выявляют соответствующее поведение, выявляют соответствующее поведение, выявляют проблемы с оборудованием и организацией рабочих мест, выявляют проблемы с оборудованием и организацией рабочих мест, позволяют установить воздействия на окружающую среду; позволяют установить воздействия на окружающую среду; показывают, что и где происходит в части охраны окружающей среды и методов работы. показывают, что и где происходит в части охраны окружающей среды и методов работы. Экокартографирование – это; позволяет выполнять работу частично в офисе, но в основном на производстве. позволяет выполнять работу частично в офисе, но в основном на производстве. прост и помогает легко уяснить экологические проблемы, материальные потоки, мнения, факты и цифры. прост и помогает легко уяснить экологические проблемы, материальные потоки, мнения, факты и цифры. набор инструментов, состоящий из десяти шагов: набор инструментов, состоящий из десяти шагов: Метод 10 шагов: 1 шаг - Карта города и данные, относящиеся к вашему предприятию. Местоположение вашей компании в городе: ситуация в городе. 1 шаг - Карта города и данные, относящиеся к вашему предприятию. Местоположение вашей компании в городе: ситуация в городе. 2 шаг - Ваши материальные потоки и примерная оценка ресурсов на входе и выходе 2 шаг - Ваши материальные потоки и примерная оценка ресурсов на входе и выходе 3 шаг - Мнения работников и их вовлечение. Ваши работники: что они думают и как они себя чувствуют? 3 шаг - Мнения работников и их вовлечение. Ваши работники: что они думают и как они себя чувствуют? 4, 5, 6, 7, 8, 9 шаги – Экокартографирование: составьте карту территории – Наблюдайте и оценивайте экологичность работы и оборудования 4, 5, 6, 7, 8, 9 шаги – Экокартографирование: составьте карту территории – Наблюдайте и оценивайте экологичность работы и оборудования 10 шаг - Интеграция информации и микроотчеты: организуйте, управляйте и взаимодействуйте. 10 шаг - Интеграция информации и микроотчеты: организуйте, управляйте и взаимодействуйте.
23 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS Easy ( версия 2005 г.) В наборе инструментов EMAS Еasy можно найти: 1. Несложную процедуру фильтрования и ранжирования информации, поступающую из экокартографирования, для выявления процессов со значительным воздействием на среду. 2. Экологичскую контрольную панель, дающую информацию для анализа системы руководством 3. Журнал эко-информации для регистрации событий,сообщений и обучения 4. Внутренние аудиты, контроль, измерения, оценку уровня поддержания порядка и корректирующие действия, которые находятся на одном компактном бланке 5. Действующие процедуры ИСО 14001, который описывает, как ваша малая система работает на одном листе 6. Экологическую микро-декларацию EMAS. Большинство рабочих инструкций остаются устными, неформальными и приближенными к принятой на производстве манере общения. При этом, на подходах EMAS Easy + экокартографирование основывается: - создание малой системы управления окружающей средой; - выявление экологических проблем компании и связанных с ними процессов и деятельности; - составлении перечня экологических аспектов и законодательных требований
24 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS Easy ( версия 2005 г.) Преимущества EMAS Еasy : Максимально короткий срок (5-10 дней) на проведение консультаций малого и среднего бизнеса. Максимально короткий срок (5-10 дней) на проведение консультаций малого и среднего бизнеса. Внутренние усиления направлены на снижение EMS к 70% Внутренние усиления направлены на снижение EMS к 70% Упрощение методологических подходов к СЭМ по сертификации ISO или регистрации EMAS. Упрощение методологических подходов к СЭМ по сертификации ISO или регистрации EMAS. Поддержание лёгкости и мобильности в управлении СЭМ после сертификации и регистрации Поддержание лёгкости и мобильности в управлении СЭМ после сертификации и регистрации Получение сертификата ИСО / регистрации EMAS происходит в 2 этапа: 1. подготовка к оценке EMAS 2. непосредственно её проведение Необходимые документы для сертификата ИСО / регистрации EMAS : 1. Экологическая политика компании в целом 2. Обзор окружающей среды 3. Экологическая программа. 4. Система экологического менеджмента 5. Цикл экологического аудита. 6. Экологическое заявление. 7. Легализация (придание законной силы).
25 Руководство по экологическому менеджменту и аудиту: ЛОГОТИП СИСТЕМЫ EMAS
26 Международная организация по стандартизации ISO: основана 25 странами-участницами в 1946г. основана 25 странами-участницами в 1946г. насчитывает более 100 членов, насчитывает более 100 членов, над разработкой стандартов работают более 2000 инженеров, над разработкой стандартов работают более 2000 инженеров, 400 международных организаций сотрудничают с техническими комитетами ISO. 400 международных организаций сотрудничают с техническими комитетами ISO. имеет статус специализированного учреждения ООН с центральным секретариатом в Женеве. имеет статус специализированного учреждения ООН с центральным секретариатом в Женеве. Россия является постоянным членом руководящих органов ISO, и активным участником большинства из 200 технических комиссий. Россия является постоянным членом руководящих органов ISO, и активным участником большинства из 200 технических комиссий. Предпосылки появления стандартов в сфере экологического менеджмента: 1987г - принятие стандартов менеджмент качества серии ISO г - принятие стандартов менеджмент качества серии ISO г. - в структуре ISO создана стратегическая группа по охране окружающей среды. 1991г. - в структуре ISO создана стратегическая группа по охране окружающей среды. 1993г. – создан технический комитет «Экологическое управление» ISO/TK г. – создан технический комитет «Экологическое управление» ISO/TK г. - разработана номенклатура стандартов по экологическому управлению. 1994г. - разработана номенклатура стандартов по экологическому управлению. 1996г.- разработка серии стандартов в сфере экоменеджмента ISO 14000; 1996г.- разработка серии стандартов в сфере экоменеджмента ISO 14000; 1996г. - принятие ISO – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». 1996г. - принятие ISO – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента».
27 Стандарты серии ISO по системам экологического менеджмента Одна из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Одна из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы экологического менеджмента (СЭМ), которые могут объединяться с другими требованиями из области менеджмента с целью содействия организациям в деле достижения экологических и экономических целей. Предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы экологического менеджмента (СЭМ), которые могут объединяться с другими требованиями из области менеджмента с целью содействия организациям в деле достижения экологических и экономических целей. Схема функционирования совпадает с традиционным циклом планирования и контроля производственной деятельности «политика – планирование – реализация – контроль - ревизия» (сравнить с известным циклом управления качеством (TQM) «план – реализация – проверка – пересмотр плана». Схема функционирования совпадает с традиционным циклом планирования и контроля производственной деятельности «политика – планирование – реализация – контроль - ревизия» (сравнить с известным циклом управления качеством (TQM) «план – реализация – проверка – пересмотр плана». Отличие от EMAS: система разработана для внутреннего регулирования предприятий; система разработана для внутреннего регулирования предприятий; предъявляют частично отличные от EMAS требования к структуре и отдельным элементам системы экологического менеджмента; предъявляют частично отличные от EMAS требования к структуре и отдельным элементам системы экологического менеджмента; имеет иные цели. имеет иные цели.
28 ISO – «Спецификация и руководство по использованию систем экологического менеджмента» ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТА ISO : Общая цель - поддержать меры по охране окружающей среды и способствовать предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Общая цель - поддержать меры по охране окружающей среды и способствовать предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Основным предметом ISO является система экологического менеджмента (СЭМ) Основным предметом ISO является система экологического менеджмента (СЭМ) Устанавливают требования к системе экологического менеджмента, позволяющие любой организации разработать и внедрить политику и целевые показатели, учитывающие законодательные требования и информацию о существенных экологических аспектах. Устанавливают требования к системе экологического менеджмента, позволяющие любой организации разработать и внедрить политику и целевые показатели, учитывающие законодательные требования и информацию о существенных экологических аспектах. Позволяют создать систему экоменеджмента организации, с помощью которого она сможет управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить всю деятельность в соответствие с разнообразными требованиями Позволяют создать систему экоменеджмента организации, с помощью которого она сможет управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить всю деятельность в соответствие с разнообразными требованиями Применяются к организациям любого типа и размера с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Применяются к организациям любого типа и размера с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Модель стандарта может быть использована как для внутренних нужд (например, как модель системы экологического менеджмента), так и как формат проведения внутреннего ее аудита. Модель стандарта может быть использована как для внутренних нужд (например, как модель системы экологического менеджмента), так и как формат проведения внутреннего ее аудита.
29 ISO – «Спецификация и руководство по использованию систем экологического менеджмента» ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТА ISO (продолжение): Официально являются добровольными, не заменяя законодательных требований, обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду, и как выполняются требования законодательства. Официально являются добровольными, не заменяя законодательных требований, обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду, и как выполняются требования законодательства. Ориентируются не на количественные параметры (объем выбросов, концентрация веществ и т.п.) и не на технологии, а на введении определенных процедур и принципов экологизации производства и принципов управления им. Этим положением соблюдается принцип не вторжения в сферу действия национальных стандартов и нормативов. Ориентируются не на количественные параметры (объем выбросов, концентрация веществ и т.п.) и не на технологии, а на введении определенных процедур и принципов экологизации производства и принципов управления им. Этим положением соблюдается принцип не вторжения в сферу действия национальных стандартов и нормативов. Не содержит «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Не содержит «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Все требования стандарта являются «аудируемыми» – предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Все требования стандарта являются «аудируемыми» – предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Соответствие системы экологического менеджмента стандарту ISO 14001:1996 является предметом формальной сертификации. Соответствие системы экологического менеджмента стандарту ISO 14001:1996 является предметом формальной сертификации.
30 ISO – «Спецификация и руководство по использованию систем экологического менеджмента» В структуре стандарте приведены: основные термины и определения, основные термины и определения, рекомендации в области экологической политики; рекомендации в области экологической политики; рекомендации по планированию целей и задач; рекомендации по планированию целей и задач; рекомендации по формированию программы; рекомендации по формированию программы; рекомендации по разработке и внедрению системы экологического менеджмента. рекомендации по разработке и внедрению системы экологического менеджмента. Типичные положения стандарта распространяются на: ПРОЦЕДУРЫ ( в организации должны быть введены и соблюдены определенные процедуры) ДОКУМЕНТЫ (в организации должны быть подготовлены определенные документы ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ (в организации должны быть назначены ответственные за определенные области экологически значимой деятельности) Системные преимущества для организации: возможность разработать свою экологическую политику возможность разработать свою экологическую политику установить целевые экологические показатели установить целевые экологические показатели ввести процессы, выполнения взятых в рамках политики обязательств ввести процессы, выполнения взятых в рамках политики обязательств принимать необходимые меры для повышения своей экологической эффективности принимать необходимые меры для повышения своей экологической эффективности продемонстрировать соответствие своей системы требованиям настоящего международного стандарта. продемонстрировать соответствие своей системы требованиям настоящего международного стандарта.
31 ISO – «Спецификация и руководство по использованию систем экологического менеджмента». 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ организационная структура организационная структура правовые и другие требования правовые и другие требования экологические аспекты экологические аспекты цели и задачи цели и задачи программы экологического менеджмента программы экологического менеджмента 4. ВНЕДРЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ документация СЭМ и контроль ведения документации документация СЭМ и контроль ведения документации управление операциями управление операциями обучение, осведомленность и компетентность обучение, осведомленность и компетентность взаимодействие взаимодействие подготовленность к аварийным ситуациям подготовленность к аварийным ситуациям 5. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ И КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ мониторинг и измерения мониторинг и измерения несоответствие, корректирующие и превентивные действия несоответствие, корректирующие и превентивные действия протоколы и аудиты СЭМ протоколы и аудиты СЭМ 6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ УЛУЧШЕНИЕ Цикл внедрения системы экологического менеджмента:
32 ISO – «Спецификация и руководство по использованию систем экологического менеджмента» Стандарт декларируют основной принцип «улучшения ситуации на постоянной основе», что означает : что означает : предприятие формирует экологическую политику, направленную на устранение причин возникновения проблем в области охраны окружающей среды предприятие формирует экологическую политику, направленную на устранение причин возникновения проблем в области охраны окружающей среды определяет целевые показатели в области экологии определяет целевые показатели в области экологии последовательно проводит мероприятия, позволяющие обеспечить обозначенные цели последовательно проводит мероприятия, позволяющие обеспечить обозначенные цели эффективно распределяет полномочия, ответственность и ресурсы. эффективно распределяет полномочия, ответственность и ресурсы. проводит постоянные внутренние проверки (аудиты) с последующей оценкой результатов руководством и принятием решений с учетом инноваций проводит постоянные внутренние проверки (аудиты) с последующей оценкой результатов руководством и принятием решений с учетом инноваций Совместимость стандартов ИСО 9000 и ИСО14000 проявляется в следующих направлениях : разработка политики предприятия; разработка политики предприятия; процесс разработки целей и задач, программы, процесс разработки целей и задач, программы, организация структуры управления и ответственность исполнителей; организация структуры управления и ответственность исполнителей; разработка и принятие видов необходимой документации; разработка и принятие видов необходимой документации; функционирования системы превентивных мероприятий;; функционирования системы превентивных мероприятий;; организация процесса обучения персонала работе в новой системе организация процесса обучения персонала работе в новой системе изменение его роли в процессе принятия решений. изменение его роли в процессе принятия решений. организация системы текущего контроля за достижение поставленных задач, организация системы текущего контроля за достижение поставленных задач, ведением документации, производственной деятельностью; ведением документации, производственной деятельностью; анализ эффективности функционирования системы; анализ эффективности функционирования системы; проведение мониторинга и корректировка деятельности проведение мониторинга и корректировка деятельности
33 ISO – «Спецификация и руководство по использованию систем экологического менеджмента» Стандарт обеспечивает уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях: 1. Организационном- через улучшение экологического «поведения» корпораций; через улучшение экологического «поведения» корпораций; 2. Национальном – через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и формирование государственной экологической политики ; через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и формирование государственной экологической политики ; 3. Международном – через улучшение условий международной торговли. через улучшение условий международной торговли. Совместимость стандартов систем менеджмента и технических стандартов: описывают минимальные общие требования, описывают минимальные общие требования, служат взаимопониманию между сотрудничающими сторонами. служат взаимопониманию между сотрудничающими сторонами.Отличия сама сфера система управления, в которой невозможны абсолютно идентичные решения сама сфера система управления, в которой невозможны абсолютно идентичные решения круг заинтересованных сторон, далеко не ограничивающийся деловыми партнерами и потребителями. круг заинтересованных сторон, далеко не ограничивающийся деловыми партнерами и потребителями.
34 Стандарты серии ISO 14000: общая характеристика других стандартов серии ГОСТ Р ИСО «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» Стандарт дает общие указания, облегчающие понимание и выполнение требований стандарта ISO 14001, и не предназначен для оценки соответствия. ГОСТ Р ИСО «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» Стандарт дает общие указания, облегчающие понимание и выполнение требований стандарта ISO 14001, и не предназначен для оценки соответствия. Серия документов ISO в области экоаудита. В 2002 г заменены на стандарт ISO 19011:2002, разработанный ISO/TC207 совместно с техническим комитетом ISO/TC176; Серия документов ISO в области экоаудита. В 2002 г заменены на стандарт ISO 19011:2002, разработанный ISO/TC207 совместно с техническим комитетом ISO/TC176; Модель системы менеджмента, описанная в стандарте ISO 14001, послужил основой для разработки : Модель системы менеджмента, описанная в стандарте ISO 14001, послужил основой для разработки : Стандарта системы менеджмента охраны труда и безопасности OHSAS 18001:1999 Стандарта системы менеджмента охраны труда и безопасности OHSAS 18001:1999 Руководства МОТ по системам менеджмента безопасности и охраны труда ILO-OSH Руководства МОТ по системам менеджмента безопасности и охраны труда ILO-OSH Стандартов менеджмента в области корпоративной социальной ответственности (SA 8000, IS ), Стандартов менеджмента в области корпоративной социальной ответственности (SA 8000, IS ), Рекомендаций в отношении интегрированной системы менеджмента в области устойчивого развития SIGMA Рекомендаций в отношении интегрированной системы менеджмента в области устойчивого развития SIGMA
35 Стандарты серии ISO 14000: пересмотр стандартов В 2000 г. ТК 207 предпринял пересмотр стандартов ISO и ISO Цель процесса пересмотра - уточнение требований ISO для облегчения их понимания и повышения совместимости с ISO 9000:2000. В результате: не было внесено серьезных изменений ни в структуру, ни в ключевые требования стандарта; не было внесено серьезных изменений ни в структуру, ни в ключевые требования стандарта; были пересмотрены некоторые определения, были пересмотрены некоторые определения, уточнены или незначительно модифицированы предъявляемые требования. уточнены или незначительно модифицированы предъявляемые требования. Изменения, внесенные в ISO/FDIS 14004, более значительны: заметно усовершенствован для того, чтобы облегчить организациям успешное внедрение ISO 14001; заметно усовершенствован для того, чтобы облегчить организациям успешное внедрение ISO 14001; в текст добавлены примеры и практические подсказки, в текст добавлены примеры и практические подсказки, рекомендации по определению приоритетных экологических аспектов. рекомендации по определению приоритетных экологических аспектов. В соответствии с планом работы подкомитета 1 ИСО/ТК 207, в 2004 г. были приняты международные стандарты ISO/ FDIS 14001:2004 и ISO/FDIS 14004:2004 В России – ГОСТ Р ИСО/ FDIS и ГОСТ Р ИСО/ FDIS
36 Стандарты EMAS и ISO 14001: сравнительные характеристики Основные стандартные системы экологического менеджмента и аудита ПризнакEMAS ISO Год введения 1993/ Масштаб действия Европейский Союз Весь мир Отрасли Любые (с апреля 2001 г.) Любые Предмет исследования Место предприятия Предприятие и его организация Обязательность публикации Экологическая декларация Экологическая политика
37 Стандарты EMAS и ISO 14001: сравнительные характеристики EMAS и ISO 14001: совместимость требований: к структуре и содержанию элементов системы экологического менеджмента. к структуре и содержанию элементов системы экологического менеджмента. Принципиальные отличия стандарта ISO от стандарта EMAS: Стандарт EMAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO относительно соблюдения предписываемых им требований, Стандарт EMAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO относительно соблюдения предписываемых им требований, Экологическая политика организации является единственным документом, который должен быть доступен общественности; Экологическая политика организации является единственным документом, который должен быть доступен общественности; Стандарт ISO распространяются не только на производственный процесс, но и на продукцию и услуги; Стандарт ISO распространяются не только на производственный процесс, но и на продукцию и услуги; Сертификат системы экологического менеджмента распространяется на все виды отделения предприятия или организации; Сертификат системы экологического менеджмента распространяется на все виды отделения предприятия или организации; Стандарт ISO не предполагают участия в сертификации системы экологического менеджмента аккредитованных экоаудиторов и государственных ведомств; Стандарт ISO не предполагают участия в сертификации системы экологического менеджмента аккредитованных экоаудиторов и государственных ведомств; В соответствии с ISO 14001, появляется пункт «подготовка к внештатной ситуации и мероприятия в случае внештатной ситуации» В соответствии с ISO 14001, появляется пункт «подготовка к внештатной ситуации и мероприятия в случае внештатной ситуации» В стандарте EMAS содержится требование использовать «наилучшую доступную технологию». ISO в этом пункте ограничивается рекомендацией; В стандарте EMAS содержится требование использовать «наилучшую доступную технологию». ISO в этом пункте ограничивается рекомендацией; Высшим приоритетом стандарта ISO является «соблюдение всех экологических нормативов для данного типа предприятия или организации», а также выполнение «обязательства к последовательному улучшению системы экологического менеджмента». Высшим приоритетом стандарта ISO является «соблюдение всех экологических нормативов для данного типа предприятия или организации», а также выполнение «обязательства к последовательному улучшению системы экологического менеджмента». Основными отличиями EMAS II (2000г) от ISO с точки зрения требований к участвующей организации: необходимость публикации ежегодных экологических заявлений или обновлений к ним, необходимость публикации ежегодных экологических заявлений или обновлений к ним, необходимость демонстрации соответствия применимому природоохранному законодательству и улучшения экологической результативности, необходимость демонстрации соответствия применимому природоохранному законодательству и улучшения экологической результативности, открытого диалога с общественностью в отношении воздействия на окружающую среду. открытого диалога с общественностью в отношении воздействия на окружающую среду. схожесть требований создает возможность «двойной» сертификации схожесть требований создает возможность «двойной» сертификации
38 Стандарт EMAS или ISO 14001: критерии выбор Основными критериями для руководства предприятия в принятии решения о внедрении и регистрации/сертификации системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями ISO или EMAS являются следующие: для руководства предприятия в принятии решения о внедрении и регистрации/сертификации системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями ISO или EMAS являются следующие: 1. Местонахождение и отрасль предприятия: стандарт EMAS действителен только в европейских странах. стандарт EMAS действителен только в европейских странах. Компании, расположенные за пределами стран-членов ЕС, остановят свой выбор на международном стандарте ISO. Компании, расположенные за пределами стран-членов ЕС, остановят свой выбор на международном стандарте ISO. Стандарт EMAS распространяется только на промышленные предприятия, в отличие от серии ISO 14000, которая допускает к участию также торговые организации, промышленные компании и предприятия сферы услуг. Стандарт EMAS распространяется только на промышленные предприятия, в отличие от серии ISO 14000, которая допускает к участию также торговые организации, промышленные компании и предприятия сферы услуг. 2. Предприятия-партнеры и выпускаемая продукция : Необходим анализ информации о своих партнерах и тех требованиях, которые они выдвигают. Необходим анализ информации о своих партнерах и тех требованиях, которые они выдвигают. Предприятия, работающие по всему миру, предпочтут сертификат ISO; Предприятия, работающие по всему миру, предпочтут сертификат ISO; Для фирм, имеющих клиентов преимущественно в европейских странах, рекомендуется участие в EMAS Для фирм, имеющих клиентов преимущественно в европейских странах, рекомендуется участие в EMAS
39 Стандарт EMAS или ISO 14001: критерии выбор 3. Расходы: Участие в обеих системах связано со значительными расходами. Участие в обеих системах связано со значительными расходами. Такие затраты для средних и малых предприятий являются главной преградой для участия в общеевропейской системе экологического менеджмента и экоаудита. Такие затраты для средних и малых предприятий являются главной преградой для участия в общеевропейской системе экологического менеджмента и экоаудита. В случае принятия EMAS предприятию следует заранее учесть затраты, связанные с выполнением требований: В случае принятия EMAS предприятию следует заранее учесть затраты, связанные с выполнением требований: - использовать наилучшие из доступных технологии; - использовать наилучшие из доступных технологии; - опубликовать экологический отчет (декларацию), которая должна быть заверена независимым экспертом-аудитором. - опубликовать экологический отчет (декларацию), которая должна быть заверена независимым экспертом-аудитором. 4. Рейтинг сертификата: Сертификат EMAS пользуется «большим доверием» у различных общественных групп – экологических организаций, СМИ, государственных инспекционных органов Сертификат EMAS пользуется «большим доверием» у различных общественных групп – экологических организаций, СМИ, государственных инспекционных органов В европейских странах получение сертификата EMAS означает упрощение процедуры государственного контроля и получения всевозможных лицензий. В европейских странах получение сертификата EMAS означает упрощение процедуры государственного контроля и получения всевозможных лицензий. Различные коммерческие организации – банки, страховые общества, а также акционеры компаний – придают большое значение ISO-сертификату. Различные коммерческие организации – банки, страховые общества, а также акционеры компаний – придают большое значение ISO-сертификату. 5. Возможность интеграции с другими сертифицируемыми системами управления: Возможна интеграция с уже существующими нормативными системами, прежде всего в области управления качеством (стандарты серии ISO 9000), Возможна интеграция с уже существующими нормативными системами, прежде всего в области управления качеством (стандарты серии ISO 9000), Это позволяет снизить расходы на проведение внутреннего экоаудита. Это позволяет снизить расходы на проведение внутреннего экоаудита.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.