Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлександра Шутова
1 Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ, доцент, канд. биол. наук, «Учитель Года г. Москвы -2003», Почетный работник среднего общего образования galeeva-n.ucoz.ru УЧИТЕЛЬ «Нашей новой школы» как реализатор требований ФГОС
3 Пространство реализации профессиональной компетентности учителя Пространство реализации профессиональ ной компетентности учителя Федеральный государственный образовательный стандарт Наша новая школа Столичное образование Новая система оплаты труда Закон об обучении детей с ОВЗ Квалифика- ционный справочник Государственная программа развития Московского образования на период годы
4 Проблемы школьного образования глазами субъектов его реализации) глазами субъектов его реализации) по данным анкетирования школьников, учителей и заместителей директоров школ / данные года 1387 респондентов 37 субъектов федерации
5 Содержание образования глазами выпускников школ почти 5000 ДЕТЕЙ ИЗ 37 СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ!!! жизнь жизнь и наука (соединяют от 80% до 95 % детей) наука и школьный предмет (соединяют практически все дети - более 95 %) жизнь и школьный предмет (соединяют конструктивно только 6% детей …) наука школьный предмет предмет
6 «Образование оказывает серьезное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и национальную безопасность». 2010, март, педклассы социально- экономическое развитие социально- культурное развитие целостность и национальная безопасность позиции в мире Математика Физика Химия Биология Русский язык Литература История и др.
7 «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» «…изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, способы и технологиив будущем» но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем». «…обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося»
8 Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
9 ФГОС ПОДДЕРЖ -КА ТАЛАНТО В УЧИТЕЛЬ ИНФРАСТРУКТУРА (РЕСУРСЫ, ИНКЛЮЗИЯ И Т.Д.) зсс РАСШИРЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬ НОСТИ
10 КОМПЕТЕНЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
11 Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения Над- и метапредметные знания, умения, навыки, обеспечивающие качество процессов саморазития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения Компетентностный подход: В результате обучения –
12 НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ФГОС
13 ЗУНУУД ПОЗИЦИЯ, ОТНОШЕНИЕ
14 Формулировка ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ сформулировать личностные цели изучения темы для ученика (а лучше – вместе с ним), выстроить учебный процесс с опорой на эти цели, а в конце помочь ученику отрефлексировать уровень реализации собственных целей 14 В чем и как качество моей жизни изменится, когда я освою эту тему? Как и в чем я смогу помочь близким и друзьям, когда я освою эту тему? Что во мне, как в личности, изменится, вырастет или исчезнет, когда я освою эту тему?
15 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ создание учителем биологии условий для роста уровня реализации регулятивных универсальных учебных действий; уровня реализации познавательных универсальных учебных действий; уровня реализации коммуникативных универсальных учебных действий; уровня развития информационной (ИКТ) – компетентности; 15
16 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ достаточно сформулировать, какие знания и умения получает учащийся, осваивая содержание той или иной темы курса информатики 16
17 Таким образом, требования ФГОС к качеству результатов образования обязывает каждого учителя рассмотреть реалии собственной деятельности с точки зрения ресурсного обеспечения процесса социализации средствами предмета биологии КОМУ и ЗАЧЕМ я это преподаю? ЧТО я преподаю? КАК я преподаю? 17
20 Содержание предмета, которое поддерживает данные результаты Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение Компетентность учителя
21 Компетентность учителя определяется умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, и/или управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика и/или управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика
22 Конечный результат образовательной деятельности российской школы как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника гражданина России: Ресурсы предметного обучения, обеспечивающие реализацию конечного результата общественного договора между школой и государством Портрет выпускника средней школы патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины; уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении мотивированн ого к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми. Предметы, содержание которых поддерживает данные результаты Формы учебной деятельности ученика, использование которых приведет к данному результату Стиль и способы педагогической коммуникации, которые поддерживают формирование результата Методики и технологии обучения, без которых учитель не сможет реализовать результат Материально-техническое оснащение, без которого нельзя реализовать результат Компетенции преподавателя, необходимые для реализации требований к результатам
23 В.П.Беспалько выражает процесс обучения формулой: ДП = М + Аф + Ау, где ДП - дидактический процесс; М М - мотивация учащихся к учению; Аф Аф – алгоритм учебно-познавательной деятельности ученика; Ау Ау - алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением. ДП = Ау (М + Аф) Задание 1. Измените формулу так, чтобы мотивация ученика попала в пространство управления учением
24 Задание 2. Добавьте к формуле еще одну переменную - Вс Вс, обозначающий воспитательную деятельность семьи ДП = Ау [ (М + Аф) Вс] Задание 3. А если добавить еще одну переменную - ФГОС, ФГОС, обозначающий требования государственных стандартов ? ДП = Ау { [ (М + Аф) Ас] + ФГОС }
25 Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление Стратегическое,опережающее управление
26 Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты 1. Требования к квалификации. ПРИКАЗ от 26 августа 2010 г. N 761н ( за что платят учителю…) 2. ФГОС (три группы требований к качеству образовательного процесса) …
27 Критерии: 1.Образовательные достижения учащихся, обучающихся у данного учителя 2. Качество деятельности учителя по созданию условий и реализации ресурсов для учебного успеха учащихся (качество обучающей деятельности учителя) 3. Качество воспитательной деятельность педагога, классного руководителя, воспитателя, тьютора 4. Качество деятельности учителя по совершенствованию собственной профессиональной компетентности 5. Качество деятельности учителя как члена единого профессионального коллектива
28 качествосвойство уровень цвет, вкус, форма, знания, навык, внимание, температура, вес, скорость………. соответствие требованиям стандартов качества, соответствие уровню запланированного результата, вектору поставленных целей………… ЧТО ИЗМЕРЯЕМ КАК ИЗМЕРЯЕМ Качество – существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого Качество- степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть
29 Из чего складывается компетентность профессионала:
30 Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление + Стратегическое, опережающее управление
31 проектирование компетенций Управление реализацией и развитием компетентности
33 Я учу математике 7 Б Я учу математике Петю и Машу в 7 Б Я вместе с Петей, и Машей из 7 Б средствами математики познаю мир и учусь управлять миром и самим собой Учитель – «предметник» Учитель- «наставник» Учитель- партнер
34 1.Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать. 1.Правильные поступки (успех) человека зависят не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем.
35 2. Учитель учит ученика. 2. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%.
36 З. Педагогика – самодостаточная наука. 3. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, психофизиология и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую.
37 Разные формы учебной работы, требующие от ученика использования разных учебно- познавательных «инструментов» Разные ученики, каждый – со своим стилем учебно- познава- тельной деятель- ности деятель- ности
38 умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу; имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по такой же матрице; умеет путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности. Компетенции учителя, обеспечивающие эффективность использования технологии «ИСУД»
39 1. Провести педагогический анализ, заполнить матрицу учебного успеха – определить состояние внутренних ресурсов учащихся 2. Выписать для себя самые западающие параметры у каждого ученика – для подготовки к урокам 3. Определить - как мотивировать каждого 4. Проектировать формы учебной деятельности, приемы и способы учебной работы для учащихся на основе 1, 2, 3
40 Педагогическая технология «ИСУД» используется для различных целей : Для того, чтобы выяснить, почему ребенок неуспешен в предмете Для работы в режиме индивидуальной траектории обучения Для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования развивающих и социализирующих целей в условия классно-урочной системы
41 В условия классно-урочной системы для обеспечения дифференциации учебного процесса и/или для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках Когда учитель проектирует или выбирает формы работы и педагогического взаимодействия для предметной внеурочной деятельности Для роста способности детей к саморазвитию в процессе овладения знаниями о своем индивидуальном стиле учебной деятельности (в рамках специальных курсов – «Учись учиться», «Мой учебный успех» и т.д.)
42 Для обеспечения роста: психолого-педагогической компетентности учителя (знать своих детей – насколько каждый из них способен использовать свои внутренние ресурсы успеха), предметно-методологической компетентности (осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика), управленческой компетентности (сопоставлять ИСУД ученика с формами учебной работы для проектирования программ развития ребенка средствами учебного предмета, для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных учебно-познавательных ресурсов ученика ресурсов ученика).
44 Что мотивирует педагогических работников, повышает эффективность и результативность их работы?
45 Теория мотивации Ф. Герцберга, последователя и разработчика «школы человеческих отношений» Элтона Мейо
46 Группа факторов, которая непосредственно влияет на удовлетворение физиологических потребностей человека гигиенические факторы уровень заработной платы, межличностные отношения в коллективе, политика администрации, степень непосредственного контроля за работой персонала, комфортабельность рабочих мест сотрудников не стимулируют персонал к хорошей работе
47 Мотивирующие факторы Удовлетворение потребностей в признании и уважении, эстетических и познавательных, в реализации своих возможностей и развитии собственной личности. успех деятельности работника, признание и одобрение результатов его труда, продвижение по службе, высокая степень ответственности, возможности для творческого и делового роста. оплата труда, если таковая зависит от результативности деятельности работника
48 Вывод: мотивирующие факторы работают на достижение целей школы. гигиенические факторы успешно воздействуют на удовлетворенность сотрудников своим трудом
49 1. Выделить критерии деятельности учителя 2. Для каждого критерия определить показатели 3. Показатели соотнести с системой ВШК, если отсутствуют – доработать ВШК !!!
50 Успех учителя необходимо оценивать, рассматривая три набора показателей: 1.Учебные достижения учеников (качество результатов) 2. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха учеников (качество внешних ресурсов и условий, создаваемых учителем для учеников) 3. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме
51 1.Учебные достижения учеников (качество результатов)
52 Учащиеся, успевающие на «4» и «5» Доля учащихся, успевающих на «4» и «5» Мониторинг результатов ЗУВР, пред. МО Учащиеся, получившие статус победителей олимпиад, конкурсов, смотров Доля учащихся, получивших статус победителей в соревнованиях разного уровня Мониторинг результатив- ности образователь- ного процесса ЗУВР, пред. МО Учащиеся, повысившие уровень обученности за анализируе- мый период Степень обученности учащихся (СОУ) Пересчет данных мониторинга обученности без сбора дополнительных данных ЗУВР, пред. МО
53 Учащиеся, повысившие общий уровень обучаемости и/или отдельных параметров общей обучаемости (кроме обученности) Рост внутренних ресурсов учебного успеха ученика Мониторинг уровня развития общеучебных умений, мотивации, мыслительных 0УН (по специальным контрольно- методическим срезам, анкетированию, опросам психологов, социологов) ЗУВР, Пред.МО, психологи, социологи
54 Достижения ученика в развитии личности Активность и успешность учащихся во внеклассной и внешкольной учебной и социально- значимой деятельности Мониторинг воспитанности и социализиро- ванности учащихся Кл. рук., ВШК - зам. дир. по ВР
55 2. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха учеников (качество внешних ресурсов и условий, создаваемых учителем для учеников)
56 Из чего складывается компетентность:
59 «Ключевые профессиональные компетенции» (Совет Европы) Соответствующие компетенции в нашей совокупности компетенций 1.Коммуникативная компетенция – способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д.; 1, 2, 3, 4, 5 2.Информационная к. – навыки поиска, отбора, предъявления информации, решения профессиональных задач с помощью компьютера… 1, 2, 3, 4, 5 3.Предпринимательская – способность улавливать сигналы рынка, овладевать навыками экономического и правового анализа профессионально – трудовых ситуаций, умением бизнес-планирования… 2, 4, 5 4.Способность к эффективному поведению на рынке труда – навыки проектирования профессиональной карьеры, трудоустройства, адаптации на рабочем месте… 2, 3, 4, 5 5.Способность к самоуправлению – умение ставить и реализовать жизненные цели, организационно – управленческий потенциал, способность эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения… 5, 2, 3, 4
60 Предметно-методологическая компетентность может быть измерена так: Реализация учителем требований Стандартов ВШК обученности Учитель владеет разнообразными современными методиками и технологиями преподавания предмета, в том числе с ИКТ ВШК уроков Учитель целенаправленно выбирает и/или конструирует методики преподавания от особенностей контингента детей ВШК уроков, планы уроков Учитель обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими каждого ученика средствами учебного предмета ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель успешно реализует разнообразные формы и виды предметной внеурочной деятельности, в том числе, проектной, экскурсионной, предметные декады и т.д. ВШК воспит. работы Учитель создает и/или реализует предметные профильные элективные курсы ВШК уроков
61 Психолого-педагогическая компетентность может быть измерена так: Учитель владеет системой знаний об уровне развития личных внутренних ресурсов успеха своих учеников, использует эти знания при обсуждении успехов и неудач учеников ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель владеет способами педагогического анализа уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха учеников ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель успешно реализует навык выбора или конструирования заданий, целенаправленно развивающих конкретные внутренние ресурсы учащихся (память, внимание, модальность, мотивацию, и т.д.) ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель успешно реализует индивидуализированные программы развития учащихся на основе психолого- педагогического анализа ВШК уроков, собеседования по результатам
62 Валеологическая компетентность может быть измерена так: Учитель реализует требования здоровьесбережения в организации урока (содержание, структура) ВШК уроков Учитель реализует требования здоровьесбережения в оснащении и оборудовании (сан-гиг. условия, правила работы в лаборатории, с компьютером и т.д.) ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель реализует знания о здоровье своих учащихся в реальном учебном процессе (данные о детях от врача, психолога, о детях с ОВЗ) ВШК уроков, ВШК внеурочной деятельности, наблюдения
63 Коммуникативная компетентность может быть измерена так: В общении с учащимися учитель использует понимающий и директивно-понимающий стиль общения, выстраивая его на договорных основах. Наблюдения, микроисследования, ВШК уроков На уроках учитель реализует все формы общения – диалог, полилог, консалтинг, обучает этим формам учащихся. ВШК уроков Учитель успешно реализует социальную роль посредника в ситуациях конфликта в детском коллективе Наблюдения, анкетирование, ВШК ВР Учитель владеет разнообразными приемами педагогического общения, приемами поощрения и порицания, добивается педагогически значимого результата, используя общение без насилия Наблюдения, ВШК ВР Учитель работает в команде, выполняя различные роли – лидера и исполнителя, профессиональное общение с коллегами выстраивает на основе толерантности и конструктивности Анализ качества методической системы Общение с родителями учитель выстраивает конструктивно на основе законодательных актов. ВШК качества управления
64 Управленческая компетентность может быть измерена так: Учитель успешно выделяет и анализирует цели и результаты каждого урока, темы, курса, корректируя их при необходимости от задач школы и особенностей контингента учащихся ВШК уроков, собеседование по результатам Учитель умеет проанализировать качество организационных условий и ресурсов урока, темы, курса и корректировать это качество по результатам анализа ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель управляет организацией учебной деятельности учеников «от результатов» - предъявляет учащимся обязательные результаты обучения, обучает учащихся планированию учебной деятельности ВШК уроков Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от целей, ресурсов и режима обучения ВШК уроков Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от особенностей контингента ВШК уроков
65 3. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме
66 3. Деятельность учителя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды в профессиональном социуме 1. Участие в реализации образователь- ной программы и программы развития школы Активное участие в работе школьной методической системы. Разработка, апробация, трансляция образовательных продуктов (программ, учебников, технологий), принятых и одобренных профессиональным социумом Анализ работы МО Аналитические материалы НМС школы. Внешняя экспертиза ОМЦ, МИОО, Центра качества Замдиректора по НМР, замдиректора по УВР, председатель МО
67 3. Деятельность учителя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды в профессиональном социуме 2. «Горизонтальная карьера» учителя Благополучное прохождение аттестации Успешное обучение на курсах повышения квалификации Экспертные заключения Дипломы, свидетельст-ва ЗНМР, ЗУВР 3. Участие в реализации образовательной программы округа, города, России Участие и победы в профессиональных конкурсах Дипломы, свидетельства ЗНМР, ЗУВР
68 Я учу математике 7 Б Я учу математике Петю и Машу в 7 Б Я вместе с Петей, и Машей из 7 Б средствами математики познаю мир и учусь управлять миром и самим собой Учитель – «предметник» Учитель- «наставник» Учитель- партнер
70 Галеева Наталья Львовна, КБН, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ, «Учитель Года -2003» г. Москвы Почетный работник среднего общего образования galeeva-n.ucoz.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.