Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.kafepp.narod.ru
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Э. У. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды – это фактические или возможные потери в народном хозяйстве, которые возникли или могут возникнуть в результате негативных изменений в окружающей среде. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды – это фактические или возможные потери в народном хозяйстве, которые возникли или могут возникнуть в результате негативных изменений в окружающей среде. Т.е. это дополнительные затраты общества на компенсацию этих потерь. Т.е. это дополнительные затраты общества на компенсацию этих потерь.
3 ТИПЫ ЗАТРАТ Необходимо различать: Затраты по предотвращению воздействия (очист. Оборудование, предварительная обработка топлива, разбавление и т.п.) – с целью снижения вредных выбросов; Затраты по предотвращению воздействия (очист. Оборудование, предварительная обработка топлива, разбавление и т.п.) – с целью снижения вредных выбросов; Затраты на компенсацию потерь и сами потери (с/х, износ оборудования, здравоохранение и т.д.) Затраты на компенсацию потерь и сами потери (с/х, износ оборудования, здравоохранение и т.д.) Может происходить суммация этих затрат
4 Классификация ущерба Фактический и потенциальный Фактический и потенциальный Ф – фактически нанесенные убытки или дополнительные затраты, произведенные для ликвидации последствий загрязнения; Ф – фактически нанесенные убытки или дополнительные затраты, произведенные для ликвидации последствий загрязнения; П – ущерб, который может быть нанесен обществу в будущем из-за нынешнего загрязнения окружающей среды. П – ущерб, который может быть нанесен обществу в будущем из-за нынешнего загрязнения окружающей среды. Социальный, моральный, эстетический Социальный, моральный, эстетический Он не всегда может быть оценен в стоимостных единицах Он не всегда может быть оценен в стоимостных единицах Возможный и предотвращенный Возможный и предотвращенный Возможный (ожидаемый) ущерб – условное (предполагаемое) значение ущерба, который ожидается в перспективе при предполагаемом состоянии загрязнения О. С. Возможный (ожидаемый) ущерб – условное (предполагаемое) значение ущерба, который ожидается в перспективе при предполагаемом состоянии загрязнения О. С. Ликвидация этого ущерба в результате выполнения средозащитных мероприятий – предотвращенный ущерб Ликвидация этого ущерба в результате выполнения средозащитных мероприятий – предотвращенный ущерб
5 Структура ЭУ Ущерб, причиненный материальным объектам: Ущерб, причиненный материальным объектам: а) в производственном секторе; б) в потребительском секторе Ущерб здоровью и жизни населения: а)от повышения заболеваемости населения; населения; б)от потери трудоспособности; в)от повышения смертности населения б)от потери трудоспособности; в)от повышения смертности населения Ущерб природно-ресурсной системе и соответствующим отраслям: Ущерб природно-ресурсной системе и соответствующим отраслям: а) земельным ресурсам и сельскому хозяйству; а) земельным ресурсам и сельскому хозяйству; б) лесному хозяйству; в) водоемам; г) рыбному хозяйству; г) рыбному хозяйству; д) особо охраняемым, рекреационным территориям, ресурсам биоразнообразия д) особо охраняемым, рекреационным территориям, ресурсам биоразнообразия
6 Факторы, формирующие величину ЭУ Влияния: концентрация загрязняющих веществ; концентрация загрязняющих веществ; количество ингредиентов; количество ингредиентов; токсичность загрязняющих веществ токсичность загрязняющих веществ Восприятия: состояние элементов внутри состояние элементов внутри подразделений хозяйства; подразделений хозяйства; инфраструктура хозяйства; инфраструктура хозяйства; количество загрязняемых объектов количество загрязняемых объектовСостояния: продуктивность подразделений хозяйства; продуктивность подразделений хозяйства; удельные затраты на содержание объектов удельные затраты на содержание объектов и на единицу продукции.
7 Методы оценки ЭУ Метод прямого счета Метод прямого счета Аналитический метод Аналитический метод Эмпирический метод Эмпирический метод
8 Метод прямого счета Сравнение контрольного района, который максимально подобен загрязненному и отличался бы только уровнем загрязнения. Сравнение контрольного района, который максимально подобен загрязненному и отличался бы только уровнем загрязнения. Идеальный контрольный район – та же географическая точка в разный период времени. Идеальный контрольный район – та же географическая точка в разный период времени. Расчет удельных ущербов здравоохранению, коммунальному хозяйству, сельскому хозяйству, промышленности, лесному хозяйству, рыбному хозяйству и т.д. на основе натурных измерений. Расчет удельных ущербов здравоохранению, коммунальному хозяйству, сельскому хозяйству, промышленности, лесному хозяйству, рыбному хозяйству и т.д. на основе натурных измерений.
9 два направления: 1. Использование имеющихся (рыночных) цен для оценки воздействия на товары и услуги. В рамках этого общего подхода возможно применение следующих подходов: изменение продуктивности, производительности (уменьшение урожайности в сельском хозяйстве, сокращение уловов рыбы, уменьшение прироста биомассы и деградация лесов и пр.); изменение продуктивности, производительности (уменьшение урожайности в сельском хозяйстве, сокращение уловов рыбы, уменьшение прироста биомассы и деградация лесов и пр.); ухудшение качества жизни (или метод потери дохода) (рост заболеваемости, смертности, ухудшение условий рекреации и пр.); ухудшение качества жизни (или метод потери дохода) (рост заболеваемости, смертности, ухудшение условий рекреации и пр.); альтернативная стоимость; альтернативная стоимость; сокращение сроков службы имущества (зданий, оборудования и пр.). сокращение сроков службы имущества (зданий, оборудования и пр.). 2. Оценка, основанная на использовании величины непосредственных затрат, расходов.
10 Аналитический метод Математические зависимости между показателями состояния соответствующей экономической системой и уровнем загрязнения окружающей среды при помощи многофакторного анализа Математические зависимости между показателями состояния соответствующей экономической системой и уровнем загрязнения окружающей среды при помощи многофакторного анализа (например, зависимость уровня заболеваемости от качества воды или атмосферного воздуха) (например, зависимость уровня заболеваемости от качества воды или атмосферного воздуха)
11 Эмпиричесий метод Зависимость ущерба от уровня загрязнения, полученная на основе первых двух методов, на частных объектах обобщается и переносится на однородные и исследуемые объекты. Зависимость ущерба от уровня загрязнения, полученная на основе первых двух методов, на частных объектах обобщается и переносится на однородные и исследуемые объекты. Для расчета используются удельные ущербы, которые показывают какой экономический ущерб при данном уровне загрязнения наносится единице основных объектов народного хозяйства, попадающих в зону загрязнения. Для расчета используются удельные ущербы, которые показывают какой экономический ущерб при данном уровне загрязнения наносится единице основных объектов народного хозяйства, попадающих в зону загрязнения. i – подразделение народного хозяйства, по которому определяется ущерб (здравоохранение, коммунальное, сельское, лесное хозяйство, промышленность); Ki – количество единиц основного расчетного элемента факторов восприятия исследуемого подразделения народного хозяйства, попадающих в зону загрязнения; Yi(x) – удельный ущерб, наносимый единице основного расчетного элемента по подразделениям при уровне загрязнения (х).
12 Инструменты Плата за загрязнение Плата за загрязнение Ценовая политика Ценовая политика Финансово-кредитный механизм Финансово-кредитный механизм Налоговые льготы Налоговые льготы Ускоренные нормы амортизации природоохранных основных фондов Ускоренные нормы амортизации природоохранных основных фондов Льготное кредитование Льготное кредитование Субвенции и ссуды на установку природоохранного оборудования Субвенции и ссуды на установку природоохранного оборудования Купля –продажа прав на загрязнение. Купля –продажа прав на загрязнение.
13 Задачи платежей Стимулирование предприятий в выполнении природоохранных норм и правил и доведении выбросов и сбросов вредных веществ до допустимых размеров. Стимулирование предприятий в выполнении природоохранных норм и правил и доведении выбросов и сбросов вредных веществ до допустимых размеров. Аккумулирование дополнительных средств на проведение природоохранной деятельности. Аккумулирование дополнительных средств на проведение природоохранной деятельности.
14 Основные принципы Плата за загрязнение природной среды должна стимулировать предприятия в осуществлении природоохранных мероприятий и улучшении экологической обстановки в районе расположения данного предприятия. Плата за загрязнение природной среды должна стимулировать предприятия в осуществлении природоохранных мероприятий и улучшении экологической обстановки в районе расположения данного предприятия. Должны предусматриваться платежи за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах (сбросах) данного предприятия. Должны предусматриваться платежи за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах (сбросах) данного предприятия. Плата за загрязнение природной среды должна носить единый межотраслевой подход (т.е. плата зависит не от принадлежности предприятий к конкретной отрасли, а от состава и массы выбросов). Плата за загрязнение природной среды должна носить единый межотраслевой подход (т.е. плата зависит не от принадлежности предприятий к конкретной отрасли, а от состава и массы выбросов). Плата за загрязнение природной среды должна учитывать региональную экологическую неоднородность территорий (т.е. в разных регионах может возникать различный ущерб от равного загрязнения). Плата за загрязнение природной среды должна учитывать региональную экологическую неоднородность территорий (т.е. в разных регионах может возникать различный ущерб от равного загрязнения). Порядок взимания платы за загрязнение природной среды должен быть разработан на основе действующих законов, расчеты платы должны быть максимально просты и удобны. Порядок взимания платы за загрязнение природной среды должен быть разработан на основе действующих законов, расчеты платы должны быть максимально просты и удобны. Размер платежей не должен зависеть от форм собственности и ведомственной принадлежности. Размер платежей не должен зависеть от форм собственности и ведомственной принадлежности.
15 Плата взимается за: выброс загрязняющих веществ в атмосферу; выброс загрязняющих веществ в атмосферу; сброс в водные бассейны; сброс в водные бассейны; за размещение отходов. за размещение отходов.
16 Норматив платы За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, вывоз отходов в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС) За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, вывоз отходов в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС) … в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) … в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) … за превышение установленных лимитов. … за превышение установленных лимитов. ПДВ ВСВ ПРЕВЫШЕНИЕ ВСВ
17 Расчет норматива платы норматив платы, представляет собой часть величины годового удельного экономического ущерба, который возмещает затраты на предотвращение воздействия выбросов или сбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня выбросов и сбросов. норматив платы, представляет собой часть величины годового удельного экономического ущерба, который возмещает затраты на предотвращение воздействия выбросов или сбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня выбросов и сбросов. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ по ингредиентам определены как произведение нормативов платы на показатель относительной опасности конкретного ингредиента (Ai), который является величиной, обратной ПДК. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ по ингредиентам определены как произведение нормативов платы на показатель относительной опасности конкретного ингредиента (Ai), который является величиной, обратной ПДК. Все вещества были приведены к значению ПДК для С02, равному 1мг/куб. м. Все вещества были приведены к значению ПДК для С02, равному 1мг/куб. м. П = (Пн + Пл + Псл) х К Пн = Мн х N Пл = (Мл – Мн) х 5N Псл = (Мф – Мл) х 25N
18 Источники платежей Уровень загрязнения Норматив платы источник ПДВ, ПДС Nсебестоимость ВСВ, ВСС 5 x N Из прибыли предприятия Сверх ВСВ.ВСС 25 x N
19 На сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды влияют 1. Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ. 1. Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ. 2. Структура загрязняющих веществ по агрессивности к природной среде. 2. Структура загрязняющих веществ по агрессивности к природной среде. 3. Соблюдение установленных экологических нормативов ПДВ и ПДС. 3. Соблюдение установленных экологических нормативов ПДВ и ПДС. 4. Состав выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ. 4. Состав выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ. 5. Уровень использования ресурсосберегающих технологий. 5. Уровень использования ресурсосберегающих технологий. 6. Проведение природоохранных мероприятий в заданные сроки и объемы. 6. Проведение природоохранных мероприятий в заданные сроки и объемы. 7. Совершенствование работы действующего природоохранного оборудования. 7. Совершенствование работы действующего природоохранного оборудования.
20 Этапы развития механизма платежей 1990 г. – эксперимент в 28 городах и регионах 1990 г. – эксперимент в 28 городах и регионах – постановление о внедрении (13;632) – постановление о внедрении (13;632) – инфляция, работа ЭФ – инфляция, работа ЭФ ликвидация ЭФ ликвидация ЭФ 2002 – прекращение взимания платежей 2002 – прекращение взимания платежей – принятие новых нормативов, восстановление действия механизма – принятие новых нормативов, восстановление действия механизма
21 Экологический фонд Формируется за счет платежей за загрязнение, штрафов, добровольных пожертвований. Формируется за счет платежей за загрязнение, штрафов, добровольных пожертвований. Распределение Распределение ЭФ ФЭФ 10%РЭФ 30%МЭФ 60%
22 Загрязнение атмосферы Наименование загрязняющих веществ Нормативы платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ (руб.) в пределах установленных допустимых нормативов выбросов в пределах установленных лимитов выбросов Бензапирен Золы углей Пыль цементных производств Свинец и его соединения Соединения ртути Синтетические моющие вещества
23 Загрязнение атмосферы передвижными источниками Вид топлива Единица измерения Нормативы платы за 1 единицу измерения (руб.) Бензин неэтилированный тонна1,3 Дизельное топливо тонна2,5 Керосинтонна2,5 Сжатый природный газ тыс. метров 3 1,2 Сжиженный газ тонна1,2
24 Загрязнение водных ресурсов Наименование загрязняющих веществ Нормативы платы за сброс 1 тонны (руб.) в пределах установленных допустимых пределов сброса в пределах установленных лимитов Анилин Ванадий Масло соляровое Нефтепродукты Фосфаты
25 Задача на платежи Используя данные таблицы, определите платежи предприятия за загрязнение атмосферы, если коэффициент экологической ситуации в регионе составляет 1,4.За какое время окупятся атмосфероохранные мероприятия по доведению выбросов до ПДВ, если их стоимость составляет тыс. рублей. Выгодно ли их проводить с экономической точки зрения, если уровень цен и нормативы платы остаются неизменными? ВеществоПДВт/годВСВт/год Фактический выброс т/год Норматив платы рублей Углеводород Окислы азота пыль
26 за размещения отходов за размещения отходов I класс опасности ,2 руб./т., I класс опасности ,2 руб./т., II класс опасности - 745,4 руб./т., II класс опасности - 745,4 руб./т., II класс опасности руб./т., II класс опасности руб./т., IV класс опасности - 248,4 руб./т., IV класс опасности - 248,4 руб./т., V класс опасности - 0,4 руб./т. или 15 руб./ м3 V класс опасности - 0,4 руб./т. или 15 руб./ м3
27 Финансово – кредитный механизм Источники: Бюджет разных уровней; Бюджет разных уровней; Внебюджетное финансирование; Внебюджетное финансирование; Собственные средства предприятий. Собственные средства предприятий. Направления расхода: Целевые природоохранные программы и мероприятия Целевые природоохранные программы и мероприятия НТП НТП Экологические услуги Экологические услуги
28 Субвенции Вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемые на определенные цели на безвозмездной основе. Вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемые на определенные цели на безвозмездной основе.
29 Купля –продажа прав на загрязнение ОС Этот механизм нацелен на отбор наиболее эффективных ПОМ и достижение конечных целей этих мер, т.е. сохранение или улучшение качества ОС. Применяются следующие системы: Этот механизм нацелен на отбор наиболее эффективных ПОМ и достижение конечных целей этих мер, т.е. сохранение или улучшение качества ОС. Применяются следующие системы: Система «пузыря»; Система «пузыря»; Компенсационные программы; Компенсационные программы; Система производственных квот. Система производственных квот.
30 Принцип «пузыря» При котором 2 или несколько стационарных источника загрязнения имеют право в рамках установленных для них ПДВ i перераспределять между собой права на загрязнение. При котором 2 или несколько стационарных источника загрязнения имеют право в рамках установленных для них ПДВ i перераспределять между собой права на загрязнение. ПДК i ПДВ i 1 2 Если удельные затраты на достижение ПДВ i на предприятии 1 меньше, чем плата за загрязнение, но больше, чем затраты на предприятии 2, то выгоднее заплатить предприятию 2, чтобы оно снизило выбросы у себя. Суммарные издержки минимизируются.
31 пример источникОбъемзагрязненийУдельныеиздержки руб руб. Задача – уменьшить суммарный выброс до 400 т А) единый уровень в 200 т (100 х х 20 = 5000) Б) уменьшить на одинаковую величину по 150 т (150 х х 20 = 4500) В) минимизировать затраты (300 х 10 = 3000)
32 Компенсационные программы Фирма может приобрести возможность открытия или расширения производства (сопровождающегося загрязнением среды)в тех регионах, где запрещается дальнейшее усиление экологической нагрузки, путем покупки соответствующих разрешений у уже действующего в данном регионе предприятия, берущего на себя дополнительные обязательства по сокращению выбросов (сбросов). Фирма может приобрести возможность открытия или расширения производства (сопровождающегося загрязнением среды)в тех регионах, где запрещается дальнейшее усиление экологической нагрузки, путем покупки соответствующих разрешений у уже действующего в данном регионе предприятия, берущего на себя дополнительные обязательства по сокращению выбросов (сбросов).
33 Система производственных квот Дает возможность обмениваться установленными квотами на поступление некоторых загрязняющих веществ в ОС, связанных, в свою очередь, с определенным уровнем производственной деятельности. (Киотский протокол. Глобальный выброс парниковых газов.) Дает возможность обмениваться установленными квотами на поступление некоторых загрязняющих веществ в ОС, связанных, в свою очередь, с определенным уровнем производственной деятельности. (Киотский протокол. Глобальный выброс парниковых газов.)
34 Необходимые условия торговли выбросами Установленные стандарты на качество природной среды; Установленные стандарты на качество природной среды; Четко определены имущественные права на экологические ресурсы (ассимиляционный ресурс ОПС и ее отдельных региональных систем). Четко определены имущественные права на экологические ресурсы (ассимиляционный ресурс ОПС и ее отдельных региональных систем). Механизм торговли выбросами повышает заинтересованность к улучшению качества ОПС. Механизм торговли выбросами повышает заинтересованность к улучшению качества ОПС.
35 ВОПРОСЫ В чем состоят методологические сложности расчета ЭУ? В чем состоят методологические сложности расчета ЭУ? Можно ли категорию ЭУ применять при расчете платежей за загрязнение? Можно ли категорию ЭУ применять при расчете платежей за загрязнение? В чем преимущества и недостатки платежей за загрязнение? В чем преимущества и недостатки платежей за загрязнение? Какие методы положительной мотивации следует применить для стимулирования природоохранной деятельности? Какие методы положительной мотивации следует применить для стимулирования природоохранной деятельности? Предложите эффективные рыночные механизмы стимулирования природоохранной деятельности. Предложите эффективные рыночные механизмы стимулирования природоохранной деятельности.
36 Литература «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26 января 1993 года (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15 февраля 2000 года 77) «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26 января 1993 года (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15 февраля 2000 года 77) Постановление Совета Министров РСФСР от 9 мая 1991 года 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения». Постановление Совета Министров РСФСР от 9 мая 1991 года 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения». Постановления 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» 28 августа 1992 Постановления 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» 28 августа 1992 Постановлением Правительства РФ 5 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 года. Постановлением Правительства РФ 5 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 года. письмо Министерства по налогам и сборам РФ «О платежах за загрязнение окружающей природной среды» от 31 октября 2001 года ВТ-6-21/833). письмо Министерства по налогам и сборам РФ «О платежах за загрязнение окружающей природной среды» от 31 октября 2001 года ВТ-6-21/833). статья 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» статья 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» Постановление Правительства РФ 344 от 12 июня 2003 года Постановление Правительства РФ 344 от 12 июня 2003 года Н. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. Экологический менеджмент/СПб.:2003. – гл.4. Н. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. Экологический менеджмент/СПб.:2003. – гл.4. А.А. Голуб, Г.В. Струкова. Экономика окружающей среды и природных ресурсов/ М.:2003. – гл.4 А.А. Голуб, Г.В. Струкова. Экономика окружающей среды и природных ресурсов/ М.:2003. – гл.4
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.