Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВадим Маёров
1 Тур Хейердал – "Человек плавал по рекам с шестом и веслами... раньше, чем стал ездить на колесах по дорогам." 1
2 В 1969 и 1970 гг. Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная «Ра», была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно. На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.
3 Ра-II, Музей Кон-Тики, Осло, Норвегия 2
4 В 1977 г. Т. Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.
5 3
6 3а
7 В центре одного из залов государственного исторического музея экспонируется один из выдающихся памятников неолита – огромный, длиной в 7,5 м челн, обнаруженный на берегу Дона на дне оврага около деревни Щучье Воронежской области местными жителями в 1954 г. Возраст находки, по оценкам археологов, превышает 5 тысяч лет. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами (их следы хорошо видны на дне). С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия – места крепления сидений для гребцов. Петли по бокам носа и кормы предназначались для перемещения лодки по мелководью из одного водоема в другой или для вытаскивания ее на берег.
8 4
9 5
10 Архангельский учёный, кандидат исторических наук, археолог А. Мартынов, рассуждая о первобытном мореплавании, в частности на Соловецкий архипелаг, рассматривает три возможных варианта передвижения по Белому морю; на плотах, на лодках-долбленках, снабженных балансиром и на каркасных лодках. Наиболее вероятной учёный считает версию каркасных лодок с кожаным покрытием. Именно на каркасных лодках люди были способны преодолевать небольшие морские пространства, борясь с течениями, волнами и ветрами. Но если учесть, что кожа долго обрабатывается, требует дополнительной подготовки, для использования в плавании, и что рядом был материал практически сразу готовый к применению, а по качеству почти не уступающий коже, то лодки с берестяным покрытием явно имеют больше преимуществ перед кожаными. Те и другие могли существовать в одну эпоху, параллельно. Но возникли лодки с покрытием из коры деревьев - «их кожи» намного раньше, благодаря своей доступности и практичности. Архангельский учёный, кандидат исторических наук, археолог А. Мартынов, рассуждая о первобытном мореплавании, в частности на Соловецкий архипелаг, рассматривает три возможных варианта передвижения по Белому морю; на плотах, на лодках- долбленках, снабженных балансиром и на каркасных лодках. Наиболее вероятной учёный считает версию каркасных лодок с кожаным покрытием. Именно на каркасных лодках люди были способны преодолевать небольшие морские пространства, борясь с течениями, волнами и ветрами. Но если учесть, что кожа долго обрабатывается, требует дополнительной подготовки, для использования в плавании, и что рядом был материал практически сразу готовый к применению, а по качеству почти не уступающий коже, то лодки с берестяным покрытием явно имеют больше преимуществ перед кожаными. Те и другие могли существовать в одну эпоху, параллельно. Но возникли лодки с покрытием из коры деревьев - «их кожи» намного раньше, благодаря своей доступности и практичности. В августе 2007 г. на реке Пушма (Подосиновский район Кировской области) была сделана берестяная лодка. Использовались местные природные материалы (береста, ветви ели, корень сосны), а в качестве орудий - ножи, шило и топор. Лодка получилась довольно вместительной, на ней могут путешествовать 2 человека с грузом 150 кг. Длина лодки 4,50 м, ширина 0,90 м, вес 35 кг. Одной из целей похода было проверить, как соотносятся ходовые качества двух лодок. Берестяная ни в чём не уступала байдарке - ни в скорости, ни в осадке, ни в прочности. По мнению всех участников перехода, на таких лодках можно проходить большие расстояния, как вниз по течению, так и против течения. Лодку можно легко переносить на плечах силами двух человек, при этом неся в руках небольшой груз. Авторы считают, что такие лодки использовались на Северо-Западе России для речного и прибрежного плавания со времён позднего мезолита и вышли из употребления лет назад, упоминания о них сохранились в исторических документах и преданиях местных жителей.
11 6
12 Хорошо сохранившийся корпус казацкой лодки XVIII столетия запорожские подводные археологи подняли с 10-метровой днепровской глубины недалеко от острова Хортица осенью 1999 года. Сотни судов разных типов входили в состав Днепровской флотилии, воевавшей против турецкого флота на Черном и Азовском морях в годах. После окончания боевых действий корабли вернулись на верфь, располагавшуюся в одной из хортицких бухточек. Во время мощного весеннего паводка 1739 года немало лодок затонуло. Судно делалось по "техзаданию" запорожских казаков. Оно рассчитано на то, чтобы проходить днепровские пороги с минимальной осадкой и в то же время перевозить груз, команду, боевой состав армии. Длина судна 17,5 метра, высота - 3,5 метра, на его вооружении было 4 пушки-фальконета, экипаж достигал 50 человек. Чайка беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVIXVII вв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Чёлн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10–15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4–6 фальконетов (пушки калибром 30 мм). На борту имелся достаточный для длительных морских походов запас оружия и провианта.
13 7 Галилейская лодка сокровище библейских времен НЕКОТОРЫЕ наиболее яркие события служения Иисуса происходили на Галилейском море. Там Сын Бога ходил по воде и успокаивал бушующие волны. На берегах Галилейского моря Иисус чудом кормил тысячи людей и излечивал болезни. В 1986 году на морском дне неподалеку от древнего Капернаума было сделано удивительное открытие. Была найдена лодка, на которой плавали по Галилейскому морю во времена Иисуса Христа.
14 Внешний вид этих судов воссоздан по изображениям на каменных надгробьях древнего захоронения, обнаруженного в центральной части Италии. Напоминая собой более поздние суда финикийцев, корабли этрусков отличались крутым изгибом штевней и имели много общего с более поздними судами североевропейских народов. Как и впоследствии на судах викингов, весла этрусских кораблей проходили через отверстия в бортах, чем обеспечивалось удобное (низкое) положение гребцов и их защита высоким бортом. Кроме того, благодаря низкому расположению гребцов увеличиваласьостойчивость корабля и, естественно, повышалась безопасность плавания. Зазоры между веслами и бортом закрывались короткими кожаными рукавами. Управлялось судно одним рулевым веслом с поперечным румпелем, закрепленным снаружи корпуса на правом борту. В средней части судна была установлена мачта, на которой поднимался прямой парус. По верхним поясам обшивки корабля проходил декорированный орнамент в виде стилизованного изображения морской волны. Обшивка корпуса также имела декорированный орнамент. Ахтерштевень (акростоль) завершался украшением в виде рыбьего хвоста и украшался навешенными с обеих сторон щитами. Такие же щиты закреплялись на верхней части форштевня и по всему борту. Металлический таран устанавливался примерно на уровне ватерлинии и крепился к килевой балке. Судно этрусков 8
15 Бирема (VIII-I вв. до н.э.) гребное военное судно со вспомогательным парусным вооружением, с двумя рядами весел, длиной корпуса до 30 метров, шириной около 5 метров и осадкой в полном грузу около полуметра. Использовалось в Древней Греции и Риме. Уключины весел верхнего ряда опирались на выступающие брусья, а нижнего ряда проходили через отверстия в бортах, закрытые кожаными манжетами, служившими для предотвращения попадания воды внутрь судна. Гребцы верхнего ряда сидели на палубном бимсе, а нижнего ряда на скамьях в трюме. Для возможности быстрого перемещения воинов по судну во время боя посредине биремы от носа до кормы проходила платформа катастрома. Основным вооружением биремы, как и многих судов того времени, был подводный таран, закрепленный на форштевне. При переходах на подъемной мачте поднимался прямоугольный парус. 9
16 Античная триера греческое военное судно (V в. до н.э.) с тремя рядами весел на каждом борту. Длина корпуса триеры м, ширина по ватерлинии около 4,6 м, водоизмещение тонн. У римлян триера называлась трирема. Триера имела дополнительное парусное вооружение с двумя мачтами, которые вместе с парусами убирались перед боем. 9
17 Пентера (II в. до н.э.) крупное военное гребно-парусное судно длиной около 45 м с пятью рядами весел и двумя- тремя мачтами, на которых были установлены боевые марсовые площадки для размещения воинов, вооруженных луками. На переходе могли использоваться как весла, так и паруса. Во время боя передвижение производилось только с помощью весел. Управлялось судно двумя бортовыми рулевыми веслами. Гребцы трех верхних рядов размещались в закрытом кринолине парандосе на одном уровне. Каждым веслом управлял один гребец. Общее число весел 250. Изобретателями пентер были карфагеняне. Борт такого судна, защищенный большим количеством весел, был недоступен для таранного удара сравнительно легких римских бирем. Овладеть секретом строительства пентер римлянам помог случай во время шторма одно судно было выброшено на итальянский берег и его использовали в качестве прототипа. Вскоре в Древнем Риме было построено более сотни аналогичных судов. 10
18 Актуария - легкое быстроходное беспалубное судно, приводимое в движение веслами или парусом. В эпоху Древнего Рима актуарии использовались в военных флотах как вспомогательные (разведывательные, дозорные, посыльные, транспортные). Их часто можно было видеть и в составе пиратских флотилий. На актуарии было не менее 18 весел. К этому классу относился и заимствованный у греков акат (акатий). 11
19 Либурна (III-I века до н.э.) древнеримское военное гребно-парусное судно с тридцатью парами весел, скопированное римлянами с греческой триеры. Основным нововведением был абордажный мостик. Корпус судна имел острые обводы, длину около 30 м, ширину около 5 м и водоизмещение до 80 тонн. Либурна принимала на борт, включая команду, до 120 человек. Либурна послужила прототипом галеры, нашедшей широкое применение практически во флотах всех европейских стран в период с VII по XVIII века. Наряду с мореходными либурнами римляне строили много различных типов речных либурн, которые использовались в боевых действиях и при патрулировании Рейна, Дуная, Нила. Если учитывать, что 20 даже не очень крупных либурн способны принять на борт полную когорту римской армии (600 человек), то станет ясно, что соединения маневренных либурн и бирем представляли собой прекрасное тактическое средство быстрого реагирования в речных, лагунных и шхерных районах при действиях против пиратов, неприятельских фуражиров и в беспорядке переправляющихся через водные преграды варварских отрядов. 12
20 Драккар (VIII-Х вв.) гребно-парусное беспалубное судно длиной до 40 метров, шириной около 6 метров, со съемной мачтой высотой 12 метров, на которой поднимался прямоугольный парус площадью 70 кв.метров. Корпус изготавливали из досок, соединенных внакрой. Тридцать четыре пары весел длиной 5,5 метров пропускались через отверстия в фальшборте. Команда, при переходе в открытое море, была разделена на две вахты. Судно управлялось одним рулевым веслом с коротким поперечным румпелем, установленным на правом борту. Мореходные качества судов были хорошими. Массивные загнутые штевни украшались изображениями голов воинов и фантастических животных, например драконов. В 1880 году удалось реконструировать найденную вблизи фермы Гекстеда ладью викингов. В 1893 году вновь построенное судно (длина 23,8 метров, ширина 5,1 метров, водоизмещение 28 тонн) с экипажем в 13 человек за 40 дней под парусом совершило переход из Норвегии в Чикаго. 13
21 Галеас судно типа галеры, но примерно в 1,3 раза длиннее, шире и выше, входившее в составы флотов ряда европейских стран в XVI-XVII веков. Впервые 4 галеаса были использованы венецианцами в битве при Лепанто в 1571 году. Изготовленные из дуба, они были массивны и тяжелы на ходу. Как и галеры, галеасы были оборудованы надстройками на носу и корме, огражденными высоким и прямым фальшбортом с бойницами для стрельбы из ручного оружия. Парусное вооружение состояло из трех мачт с латинскими парусами. Под палубой галеаса размещались жилые и хозяйственные помещения. Первоначально галеасы имели таран и развал бортов наружу для лучшего размещения весел, то есть по типу галер. Позднее, в связи с тем, что веслами стали пользоваться лишь при слабом ветре и в бою, носовую часть стали делать как у парусных судов, а борта заваливать внутрь корпуса. Весла были длиннее галерных, дальше отстояли друг от друга и приводились в движение шестью-восемью и даже десятью гребцами. Экипаж насчитывал человек, но были галеасы с экипажем до 1300 человек. 14
22 Дромон боевой корабль, пришедший на смену биремам и либурнам. Впервые дромон был спущен на воду около VI века н.э. и продержался, в нескольких разновидностях, до XII века. Об этом судне у нас мало сведений. После падения Западной Римской империи борьба за господство на Средиземном море велась уже между Византией и Арабским миром. Главным видом кораблей в ту эпоху стал дромон, причем с обеих сторон. Их длина варьировалаcь от 30 до 50 метров, ширина от 6 до 7 метров. Экипаж насчитывал, в зависимости от размеров корабля, от 100 до 300 человек. От таранов противника дромоны были защищены металлической броней. В носовой и кормовой части судна размещались приподнятые палубы для стрелков из лука. Мощные, тяжелые катапульты имели возможность кидать снаряды весом в 50 кг на дистанцию до 1000 метров. Вооружались дромоны также легкими огнеметами сифонофорами, которые заливали корабли противника жидкой горящей массой (так называемый греческий огонь), состоявшей из гудрона, серы и селитры, растворенных в нефти. При малейшем контакте с водой жидкость вспыхивала: такой пожар только разгорался при тушении водой и гасили его лишь вином, уксусом или песком. Точный состав этой смеси, как и конструкция вооружения, не дошли до нас. 15
23 Галера низкобортное гребное судно с палубой, в основном, не по всей длине, с удлиненным корпусом (отношение длины к ширине у купеческих галер около 5:1, у военных около 8:1), с хорошими ходовыми качествами под веслами. Скорость хода галеры под веслами доходила до 8 узлов. Галера имела парусное вооружение, применявшееся в небоевой обстановке. Во время боя галера приводилась в движение только веслами. Для несения парусов на галере устанавливалось от одной до трех мачт. 16
24 Русская ладья – известно, что восточные славяне стали совершать плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Они были искусными судостроителями. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В "Повести временных лет" сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому морям, перетаскивая корабли волоком из Дона в Волгу и обратно. Суда славян назывались скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодья несла большей, богато орнаментированный холщовый парус. Гребцы укрывались от солнца под навесом. 17
25 18 Варяжские ладьи на картине Рериха Заморские гости. Николай Рерих, 1899
26 Поход руси на Константинополь в 860 году. Тризна русских дружинников. Картина Г. Семирадского.
27 Встреча русского князя Святослава Игоревича и Византийского императора Иоанна Цимисхия Лебедев К. В., 1916
28 Прикаспийский регион с выделенной областью, ставшей целью набегов русов.
29 19
31 На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIIIXI вв. показаны оранжевым цветом. 19а
32 «Волокут волоком». Н. К. Рерих,
33 21 Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров. На рис. модель
34 Волок в Нидерландах 22
35 «Из варя́г в гре́ки». Русская ладья (реконструкция)
36 «Из варя́г в гре́ки». Русская ладья
37 Художник Рудольф Яхнин.- Замечательная летучая галера Гангут
38 Историческая реконструкция древней каркасной лодки из бересты Автор доклада: ШутихинА.В., г.Котлас персанальная страница автора персанальная страница автора Материалы межрегиональной научно-практической конференции при Котласском филиале Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций "Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России", март 2008 г.. Википедиа Учебник Гребной спорт. Под ред. Михайловой Список литературы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.