Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентина Елпидина
1 Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
2 Цели урока: 1.продолжить формирование умения анализа художественного произведения, раскрытия характеров персонажей, умения аргументировать свою точку зрения;
3 2.развивать умение мотивировать свои мысли, добиться от учащихся осознанного понимания произведения; продолжить развивать умение работать в группах;
4 3) пробудить в детях желание быть лучше, помочь понять, что доброта облагораживает человека, развивает в нем лучшие человеческие качества.
5 Метод урока: работа в группах, коллективное обучение Оборудование урока: портреты писателя, иллюстрации к произведению, карточки, интерактивная доска, компьютерная техника
6 Мы приглашаем всех вас в путешествие в «век минувший», в ХVIII столетие.
7 1) Какое произведение мы изучаем? 2) Кто автор произведения?
8 Словарная работа: повесть - литературный жанр описательно- повествовательного типа. По объему повесть больше рассказа и шире изображает человеческую жизнь, в ней больше событий и действующих лиц. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя.
9 Чтобы раскрыть характеры героев, мы должны анализировать прочитанное произведение. А чтобы сделать это грамотно, мы должны не просто читать, а читать вдумчиво, внимательно.
10 1) Где и как происходит 1-ая встреча Гринева с Пугачевым? (в степи, в буран)
11 2) 2-ая встреча (на постоялом дворе; история с заячьим тулупом)
12 3-я встреча. Пугачев у стен крепости. 4-я встреча. Пугачев в Белогорской крепости. Какие страницы вызывают у нас ужас и возмущение? Чего мы не можем простить Пугачеву?
13 5-я встреча. В Бердской слободе. Герои находятся в противоположных лагерях, но у них нет ненависти друг к другу. Какие качества оценил Гринев в Пугачеве, а Пугачев –в Гриневе?
14 Вернемся снова к эпиграфу Береги честь смолоду. Проверим по нему каждого из героев. Гринев сберег свою человеческую и офицерскую честь? А Пугачев?
15 Пугачев и Гринев в этой встрече не враги. В этой встрече нет места лжи и непониманию, нет и обид.
16 Высказывание Короленко В.Г. «В этом нравственном поединке победителями оказываются оба - и Пугачев, и Гринев, оценивший свою дворянскую и человеческую честь выше жизни. Но на большую высоту здесь поднялся Пугачев, который не только воспринял душевную красоту Гринева, но нашел в себе силы принести ей в жертву собственное самолюбие: ведь Гринев отказывается принять в нем государя и служить ему, откровенно заявляет, что будет бороться против него…»
17 Эпиграф «Береги честь смолоду» мы прочитаем не как пословицу, а как народно-простодушное кредо ХVIII столетия. Для Пушкина ХVIII век- век чести»!
18 Итог: нравственные ценности, поднятые в этом произведении, актуальны и сейчас. Автор приблизил «век минувший» к «веку нынешнему», к современности. Каким должен быть человек в ХХI веке?
19 Смысл названия повести «Капитанская дочка» Критики ХVIII века считали, что главный герой – Гринев, а «Капитанская дочка» рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова.
20 Тестовая проверка 1.Определите жанр произведения а)роман б)историческая повесть в)легенда г)семейно-бытовая хроника
21 2.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица а)автора б)Пугачева в)Петра Гринева г)Маши Мироновой
22 3.Пугачев в повести представлен как а) мятежник, преступник б)историческое лицо – предводитель народного восстания в)романтический герой г)простой человек, пользующийся уважением народа
23 4.В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова – а)единственный женский персонаж повести б)идейный и художественный центр повести в)возлюбленная Петра Гринева г)дочь погибшего русского офицера
24 5.Авторская позиция проявляется в произведении с помощью а) композиции б)эпиграфов в)прямой авторской оценки г)выбора героя
25 6.Какие художественные приемы Пушкин не использовал для создания образа Пугачева? а)портрет б)авторская оценка в)речевая характеристика г)отношение других персонажей
26 7.С какой целью в повесть вводится сон Петруши? а)характеризует Гринева б)характеризует Пугачева в)предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей г)подчеркивает кровожадность Пугачева
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.