Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВероника Росчупкина
1 Ильина Светлана Алексеевна Учитель русского языка и литературы МБОУ » Мошокская средняя общеобразовательная школа » 2013 г
2 Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. ( Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.) Различают : Ключевые или метапредметные компетенции ; Общепредметные ; Предметные компетенции. Складываются из : информационная – готовность к работе с информацией ; коммуникативная – готовность к общению с другими людьми ; кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми ; проблемная – готовность к решению проблем.
3 Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Задачи : – создание условий для развития и самореализации учеников; – усвоение продуктивных знаний, умений; – развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни. В материалах государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка : это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
4 Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся : усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка. Упражнения : -раздел « Лексика »- упражнения со словами ( значение ; синонимы, антонимы, родственные слова ; высказывания с данным словом ), т. е. родо - видовые связи. - работа со словарями ; - работа с текстом ( анализ лексических средств связи ; значение словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций ; анализ смысловой и стилистической роли порядка слов ; выражения в речи различных смысловых отношений с помощью лексических и синтаксических средств.
5 Лингвистическая компетенция Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры. Лингвистическая компетенция обеспечивает : -познавательную культуру личности школьника, - развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, - овладение навыками самоанализа, самооценки.
6 Коммуникативная компетенция предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное умение : создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности Включает : Знание основных понятий лингвистики - стили речи, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте ит. д. умения и навыки анализа текста.
7 Формируют коммуникативные навыки : - метод проектов ; -уроки литературы ; - сравнительный анализ текстов ; - языковой анализ текстов ; -лингвистический анализ текстов ; - интерпретация текста ; -анализ сюжета ; -различные виды разборов и т. д. Вывод : все виды компетенций проявляются при сдаче ГИА и ЕГЭ Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно - ориентированных заданий в системе. Компетентностно - ориентированное задание состоит из стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания ( если оно подразумевает структурированный ответ ), инструмента проверки.( с.7-10)
8 Предмет « Русский язык », наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование « основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним », нацеливает на « формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность ». 1( Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011 ) Типовые задания, направленные на достижение личностных и метапредметных результатов Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка ; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры ; работать над развитием и совершенствованием собственной речи ( система речевых упражнений : свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование ). Многие тексты упражнений учебников несут духовно - нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.( с.12-13)
9 . Регулятивные универсальные учебные действия Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через: - использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка -творческого поиска, -умственного напряжения: -даны проблемные ситуации, -организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов -и заданий, -работа осуществляется фронтально, в группах и парах. (с.14)
10 Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приемов понимания устного и письменного текста. Это могут быть: -задания на извлечение, преобразование, использование текстовой информации(чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.) -использование визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов; -приемы работы с правилами и определениями как учебно- научными текстами; -- система работы с различными словарями.
11 Коммуникативные универсальные учебные действия - сравнивать разного вида тексты; -исправлять деформированный текст; -составлять план текста; -оформлять диалогическое высказывание; -описывать объект; -характеризовать качества, признаки объекта; -характеризовать существенный признак объекта, приводить доказательства; -выбирать вид пересказа; -составлять устные монологические высказывания; -- писать сочинения
12 Формирование компетентности обучающихся (метапредметные результаты) Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, усвоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, изображения неподвижные и движущиеся, базы данных,которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Они приобретут навыки обработки и поиска информации. Научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
13 Вывод : Компетентностный подход в образовании связан с личностно - ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий
14 Рекомендуемая литература 1.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, с. 2.Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии С Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара: - Издательство «Учебная литература», – 244 с. 4.Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование Антонова Е. С. « Методика преподавания русского языка : коммуникативно - деятельностный подход ». М.: КНОРУС, Васильева Е. В., Канина. Г. И. « ГИА 2010 Русский язык. Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе ». Воронеж, Ковалева Г. С., Роговик Т. Н. Учебно - справочные материалы для 9 класса. « Итоговый контроль : ГИА. Русский язык. Государственная итоговая аттестация ». М.: « Просвещение », Сенина Н. А. « Русский язык. 9 класс ». « Подготовка к государственной итоговой аттестации ». Издательство « Легион », Ростов – на Дону, Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. « Русский язык 5-9 класс ». М.: « Просвещение », Цыбулько И. П., Степанова Л. С.. « Русский язык. ГИА Экзамен в новой форме » 9 класс. АСТ. Астрель. М.: 2009.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.