Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВероника Селивахина
1 Школа молодого педагога Тренинг «Что делать если всё надоело» Педагог-психолог МОУ «Лицей 50» г. Саратов Горбунова И.В 11 октября 2013 г.
2 Упражнение «Хочу-могу-надо»
3 Упражнение « Мой образ в профессии»
4 Упражнение «Безусловная любовь»
5 Упражнение «Контроль и управление»
6 Упражнение "Моя профессиональная роль"
7 Упражнение «Откровенно говоря»
8 Педагогические ситуации
9 Четыре мотива плохого поведения на уроках (автор педагог и психолог Рудольф Дрейкурс) Привлечение внимания ВластьМестьИзбегание неудачи Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей Сущность поведения Получать особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду «Не буду и пробовать, все равно не получится» Реакция учителя: эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть страх Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Профессиональная беспомощность Реакция учителя: импульс Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста Реакция ученика Временно прекращает Прекращает выходку, когда сам решит Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать Способы предотвращения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»
10 Как определить мотив поведения? Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям: Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился – это «привлечение внимания». Вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть». Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это «месть». Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, - это «избегание неудачи».
11 Частично, причиной неправильного поведения учеников является конфликт потребностей. Роджер Пиранджело предупреждает учителей, что поведение, которое они наблюдают, может быть симптомом более глубоких проблем. "Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается". Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой. Далее он приводит список наиболее частых проблем, которые могут проявляться как неправильное поведение: постоянные неудачи в учебе и в школе реакция на одноклассников неспособность учиться ожидания родителей (неадекватные ожидания. Адекватные ожидания родителей очень помогают детям) отношение с братьями и сестрами столкновение стилей учителя и ученика разлука/развод смерть в семье проблемы, связанные со здоровьем постоянное напряжение у родителей (например, потеря работы) изменение окружения
12 Схема «Роли, которые играют наблюдатели в ситуации буллинга» Буллеры Одобряют происходящее, но сами не принимают в нем участие. Пытаются помочь Активно участвуют в травле Жертва Последователии Потенциальные защитники Одобряющие Не одобряют происходящее, хотели бы помочь, но не помогают Пассивные одобряющие С интересом наблюдают за происходящим, но открыто не поддерживают Равнодушные свидетели
13 Подходы к решению проблемы дисциплины «Руки прочь» Подход «твердой руки» « Возьмемся за руки». «Руки прочь» Подход «твердой руки» « Возьмемся за руки».
14 Три основных закона поведения 1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. 3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания власть месть избегание неудачи.
15 Причины нарушения дисциплины Нарушение нервно-психической сферы Патологии здоровья Материнская депривация Попустительский стиль семейного воспитания Неправильная постановка акцентов при подготовке к школе Нарушения дисциплины с целью привлечения внимания Установление собственной власти Месть Эффект стадности Негативное влияние СМИ
16 Причины нарушения дисциплины привлечение внимания власть месть избегание неудачи. привлечение внимания власть месть избегание неудачи.
17 Стратегия и тактика общения Шаг 1. Объективное описание поведения ребенка. Шаг 2. Понимание мотива «плохого» поведения. Шаг 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке. Шаг 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения. Шаг 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД. Рассмотрим подробнее содержание каждого шага.
18 Шаг 1. Объективное описание поведения ребенка Это означает умение: Собирать и точно формулировать факты. Избегать субъективных оценок. Составлять конкретные, а не общие описания того где, когда, как часто и что конкретно делал ученик. Слова «всегда», «никогда», «ничего», «все время» не могут фигурировать в объективном описании поведения.
19 Шаг 2. Понимание мотива «плохого» Нарушая дисциплину, ученик может не осознавать что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания власть месть избегание неудачи
20 Шаг 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке Педагогическое воздействие преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем.
21 Экстренное воздействие «Быстрое воздействие» - остановить проступок здесь и сейчас «Верное» - означает учитывающим истинную цель «плохого» поведения ребенка. Например, техника отсроченного реагирования подходит ученикам, ищущим власти, но не подход ученикам, боящимся неудачи. «Неминуемое, обязательное, неизбежное». Это означает, что учитель должен выдавать подходящую реакцию каждый раз, когда ученик совершает проступок.
22 Шаг 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется, когда он ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность или ИС) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности; строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность или КС) или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые; вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (свой вклад или СВ).
23 Шаг 5. Включение родителей и коллег- педагогов в реализацию школьного плана действий Во-первых, выигрывает учитель. Во-вторых, выигрывают ученики. В-третьих, становятся спокойнее родители. Наконец, довольна и администрация школы.
24 Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания Активная формаУченики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. Пассивная формаУченики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. Реакция учителяЧувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Ответы ученика на реакцию учителя Прекращают выходку, но только на короткое время. Природа поведения, направленного на привлечение внимания Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Сильные стороны подобного поведения Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Сильные стороны подобного поведения Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Принципы профилактики демонстративного поведения Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.
25 Обобщение методических приемов при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание СтратегииТехники Минимизаци я внимания Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт Становитесь рядом. Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока. Посылайте секретный знак. Посылайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание».
26 Обобщение методических приемов при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание Стратегии Техники Разрешающ ее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до предела демонстративную выходку Весь класс присоединяется к выходке. «Разрешенная квота».
27 Обобщение методических приемов при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание Стратегии Техники Неожиданно е поведение Выключите свет. Издайте музыкальный звук. Говорите тихим голосом. Измените голос. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок.
28 Обобщение методических приемов при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание Стратегии Техники Отвлечение внимания ученика Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность.
29 Обобщение методических приемов при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание Стратегии Техники Обращение внимание класса на примеры хорошего поведения Благодарите учеников. Пишите имена примерных учеников на доске. Пересаживания учеников Меняйте учеников местами. «Стул размышлений».
30 Правила поведения, позволяющего избегать конфронтации и снижать напряженность ситуации в классе Правило 1. Акцентируйте внимание на поведении ученика, а не на его личности. Правило 2. Не демонстрируйте свои негативные эмоции. Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. Правило 4. Обсудите проступок позже. Правило 5. Позволяйте ученику «сохранять лицо». Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Как строить отношения с учениками, которых мы не любим?
31 Методические приемы в случае, если мотив - привлечение внимания Стратегия 1. Минимизация внимания Стратегия 2. Разрешающее поведение Стратегия 3. Поступайте неожиданно! Стратегия 4. Отвлеките ученика Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения Стратегия 6. Пересаживайте учеников
32 Структура педагогической техники Уметь управлять собой. Уметь управлять другими. Уметь сотрудничать. Социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); Управлять своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического климата, создание творческого самочувствия); Владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов); Техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи).
33 Структура педагогической техники При организации урока; При организации КТД; При общении; При организации режимных моментов; При контроле дисциплины; При предъявлении требований. Уметь познать личность, разобраться в ней; Верное восприятие личности ученика Уметь правильно понимать ребенка; Уметь влиять на ребенка; Уметь защищать ребенка; Уметь взаимодействовать; Уметь подавать информации.
34 Методические приемы в случае, если мотив – власть или месть Конфликт на базе поведения мстительного или властного типов развивается, проходя те же стадии, что и деятельность вулкана. Способы поведения на каждой из стадий: стадия «глухих раскатов» ищите изящный уход от конфликта, стадия «взрыва и извержения лавы» используйте технику удаления, стадия разрешения установите санкции, сделайте выводы.
35 Изящный уход -. это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала. Никто не победил и не проиграл каждый получил возможность выйти из травмирующей, конфликтной ситуации.
36 Уберите зрителей Когда другие останавливаются, чтобы посмотреть, кто победит, конфронтация усиливается. Убрать публику с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классной комнате. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение до того момента, когда ученики уйдут Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.
37 Признайте силу ученика когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой классной комнате ни выше, ни ниже остальных, мы очень способствуем возникновению среди учеников духа кооперации, а не конфронтации.
38 Варианты таких нестандартных ответов Признайте силу ученика. Уберите зрителей. Перенесите обсуждение вопроса на потом. Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Озадачивайте учеников. Соглашайтесь с учеником. Меняйте тему.
39 Стадия извержения - используйте технику удаления (временной изоляции) ученика Удаление в пределах классной комнаты. Удаление в другие классы (кабинеты). Удаление в специальное помещение. Изоляция в кабинете школьной администрации. Удаление с применением силы.
40 Три отличия санкций от наказаний Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения. Санкции должны быть соразмерны проступку. Санкции должны быть созидательными.
41 Обобщение методических приемов эффективного воздействия на ученика, мотив поведения которого власть или месть СтратегииТехники Ищите «изящный уход» Признайте власть ученика Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса Соглашайтесь с учеником Меняйте тему
42 Обобщение методических приемов эффективного воздействия на ученика, мотив поведения которого власть или месть СтратегииТехники Используйте удаление Удаление в пределах классной комнаты Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации Удаление с применением силы
43 Обобщение методических приемов эффективного воздействия на ученика, мотив поведения которого власть или месть СтратегииТехники Устанавлива йте санкции Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем Лишение права пользования предметами Лишение доступа в различные помещения школы Встреча с администрацией школы Информирование родителей Возмещение учеником убытков: Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение убытков
44 Формы организации учебно-воспитательного процесса для решения проблем мотивации, дисциплины и кооперации
45 Техники педагогического воздействия, которые помогают ученикам чувствовать себя состоятельными в учении изменение методов объяснения учебного материала, коррекция требований – обучение в один момент времени только чему-то одному, введение дополнительных методов обучения, обучение такого рода детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают, формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением, формирование у учеников веры в успех, концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах, помощь ученикам в «материализации» своих достижений
46 Изменение методов объяснения учебного материала Монтесори А. Привлекательность. Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы. Б. Понятность. Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться. В. Самоконтроль. Дети осознают, что ошибки простительное и нормальное явление при обучении новому, если материал позволяет только им одним знать, сколько ошибок они сделали. Г. Возможность повторного использования. Дети обучаются практическим навыкам, пока не достигнут мастерства. И затем тот же материал может быть использован опять, чтобы дети испытали радость от безошибочного и легкого выполнения.
47 Формы организации учебно-воспитательного процесса при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи
48 СтратегииТехники Изменение методов объяснения Использование осязаемого материала и компьютерных программ для формирования навыков. Учить за раз чему-то одному Коррекция требований Обучение в один момент времени чему-то одному Введение дополнительных методов обучения Дополнительная помощь от учителя Помощь компетентных взрослых. Ученики-репетиторы. Классы коррекции. Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности Классные плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я смогу» перед выполнением задания. Отношение к ошибкам как к нормальным и нужным явлением Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам как к попыткам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.
49 Формы организации учебно-воспитательного процесса при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи СтратегииТехники Формирова ние веры в успех Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий.
50 Формы организации учебно-воспитательного процесса при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи СтратегииТехники Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах Воспоминания о прошлых успехах. Помощь в «материализации» своего развития Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Награды и медали. Выставки. Самопризнание.
51 Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с вами и чувствовать свою коммуникативную компетентность Что говорит учитель? Что слышит ученик? ПринятиеТы хорошийЯ хороший ВниманиеЯ вижу тебяЯ что-то значу УважениеСпасибо тебе за… Мои усилия замечены Одобрение Я знаю о тебе что- то замечательное Я состоятелен Теплые чувстваТы мне нравишьсяКто-то заботится обо мне
52 Закончите предложения: Труднее всего мне выражать признание таким ученикам, которые … Иногда я хвалю учеников, которые оказались не на высоте, потому что …. Когда я хочу поддержать хорошее поведение, я использую следующие приемы … Я обычно уделяю внимание ученикам такими способами: … Один из приемов, который я бы хотел(а) применять чаще в будущем. Причина, по которой я этого хочу …
53 Закончите предложения: Один из учеников моего класса, особенно нуждающийся в поддержке, это... В ближайшие две недели я собираюсь поддерживать его следующими способами_... Я хочу научить ученика просить поддержку, когда он нуждается в ней, следующими способами … Поддержки для ребенка никогда не бывает слишком много! Я согласна (не согласна) с этим утверждением, потому что …
54 Тёплые прикосновения
56 Сколько поддержки нужно? Привлечение внимания х 1 Власть х 10 Месть х 100 Избегание неудачи х 1000
57 Упражнение 1. «Как выражать признательность» Вот правило правильной благодарности говорите максимально конкретно, аккуратно и объективно описывайте то, за что именно вы благодарны ученику, и избегайте прошедшего и будущего времен. Правильно сформулированная благодарность последовательно описывает: действие ученика и его результат; ваши чувства в этой ситуации; позитивный эффект от этого действия.
58 Медаль «За самую полезную ошибку».
59 Три способа «испортить» ребенка Мы балуем ребенка, когда видим, что он ведет себя «плохо», безответственно, и не реагируем подходящим образом; делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам; «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору.
60 Творческих успехов, коллеги!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.