Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнатолий Распопин
1 Проект по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ». Тема: личное достоинство Калашникова. Тема: личное достоинство Калашникова. Ученика 7 «б» класса Ученика 7 «б» класса Школы 201 «Согласие» Ступичева Семена. Ступичева Семена. Екатеринбург 2005.
2 гипотеза Сила воли, могущество духа? Сила воли, могущество духа?
3 Цели: Сопоставить время Ивана Грозного и Николая 1 Сопоставить время Ивана Грозного и Николая 1 Провести параллель между семейной трагедией А.С.Пушкина и семейной трагедией героя «Песни…» Калашниковым. Провести параллель между семейной трагедией А.С.Пушкина и семейной трагедией героя «Песни…» Калашниковым.
4 Задачи Доказать, что личное достоинство Калашникова в силе воли, могуществе духа. Доказать, что личное достоинство Калашникова в силе воли, могуществе духа. Проанализировать поэму. Проанализировать поэму. Исследовать исторические факты. Исследовать исторические факты. Провести исследование – анкетирование. Провести исследование – анкетирование.
5 Сила воли, могущество духа? Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» воспринимается как итог работы поэта над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30 годов 19 века. Глубокий кризис переживает страна. Лермонтов обращается к средневековью. Поэт на первый план выдвигает чувства простого человека, для которого свойственны простота, личное достоинство и свобода. Вне этих чувств для него не мыслим человек на Руси. Почему именно эпоха Ивана Грозного заинтересовала Лермонтова? Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» воспринимается как итог работы поэта над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30 годов 19 века. Глубокий кризис переживает страна. Лермонтов обращается к средневековью. Поэт на первый план выдвигает чувства простого человека, для которого свойственны простота, личное достоинство и свобода. Вне этих чувств для него не мыслим человек на Руси. Почему именно эпоха Ивана Грозного заинтересовала Лермонтова? Этот государь стал символом деспота, Этот государь стал символом деспота, тирана. Поэт пытается сопоставить Русь тирана. Поэт пытается сопоставить Русь времен Ивана грозного и Россию, времен Ивана грозного и Россию, управляемую Николаем 1. управляемую Николаем 1.
6 «Домострой» «Домострой» - это свод житейских правил 16 века. «Домострой» - это свод житейских правил 16 века. «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи пред ним; но с покорением истину отвещай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему… обиженный не мсти; хулим моли; зла на зло не воздавай; согрешающая не осуждай». «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи пред ним; но с покорением истину отвещай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему… обиженный не мсти; хулим моли; зла на зло не воздавай; согрешающая не осуждай». Этот отрывок по контрасту оттенит бесстрашие и прямоту Калашникова. А характер отношений героя с женой станет ясен из следующего наставления «Домостроя»: « Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покоряться; и что муж накажет, то с любовью примати со страхом внимати, и творити по его наказанию». Этот отрывок по контрасту оттенит бесстрашие и прямоту Калашникова. А характер отношений героя с женой станет ясен из следующего наставления «Домостроя»: « Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покоряться; и что муж накажет, то с любовью примати со страхом внимати, и творити по его наказанию».
7 Сложность характеров героев. Сразу обратим внимание на сложность характеров героев поэмы. Иван Грозный изображается в ореоле величия: Сразу обратим внимание на сложность характеров героев поэмы. Иван Грозный изображается в ореоле величия: –Не сияет на небе солнце красное, –Не любуются им тучки синие: –То за трапезой сидит во златом венце –Сидит грозный царь Иван Васильевич. Царь улыбается, он как будто весел. Но не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное»? Свой золоченый ковш с вином государь подает не князьям и боярам, а опричникам. И остается одному из них – Кирибеевичу – остаться равнодушным к царскому угощению, как государь закипает гневом, подозревает своего опричника в измене. О чем может горевать добрый молодец? Конечно, о том, что парчовый кафтан истерся, что шапка соболиная измялась, что казна поистратилась, что сабля закаленная зазубрилась, что конь захромал, худо кованный, что – и это самое большое бесчестие - сбил его на кулачном бою сын купеческий. Узнав о несчастной любви Кирибеевича, царь, смеясь, сулит ему перстенек яхонтовый да ожерелье жемчужное: ни одна красавица перед таким даром не устоит.
8 Носитель народной правды. Но Кирибеевич не только «добрый молодец», но и лукавый раб», утаил он от царя, что полюбил замужнюю женщину. Боялся «лукавый раб» осуждения царя – против норм семейной жизни бессилен грозный царь. О встрече с Кирибеевичем рассказывает сама Алена Дмитриевна, оскорбленная женщина. Но Кирибеевич не только «добрый молодец», но и лукавый раб», утаил он от царя, что полюбил замужнюю женщину. Боялся «лукавый раб» осуждения царя – против норм семейной жизни бессилен грозный царь. О встрече с Кирибеевичем рассказывает сама Алена Дмитриевна, оскорбленная женщина. Калашников защищает не красоту своей жены, им руководит не чувство ревности, бурное и слепое, как любовь Кирибеевича. Калашников защищает честь. Он защищает честь имени, семьи, рода: Калашников защищает не красоту своей жены, им руководит не чувство ревности, бурное и слепое, как любовь Кирибеевича. Калашников защищает честь. Он защищает честь имени, семьи, рода: «Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич», - так говорит Калашников младшим братьям. И те, понимая ответственность, которую берет старший брат, их «второй отец», готовы поддержать его и, если будет нужно, пожертвовать своей жизнью. Калашников выступает как носитель народной правды.
9 Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок, за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж - « государь», «красно солнышко», его немилость для нее – горше людской молвы, страшнее смерти. Но под покровом суровости мы различаем в Калашникове черты доброты, любви. Он никогда не будет похваляться своей статью и удалью, но, когда придет час, не задумываясь, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца. Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок, за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж - « государь», «красно солнышко», его немилость для нее – горше людской молвы, страшнее смерти. Но под покровом суровости мы различаем в Калашникове черты доброты, любви. Он никогда не будет похваляться своей статью и удалью, но, когда придет час, не задумываясь, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца.
10 Поединок чести с бесчестью. Далее события поэмы переносят нас из –под сводов царских палат, из высокого купеческого дома на просторы Москва – реки. Здесь, перед лицом народа, разыгрывается поединок между Калашниковым и Кирибеевичем, - поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Далее события поэмы переносят нас из –под сводов царских палат, из высокого купеческого дома на просторы Москва – реки. Здесь, перед лицом народа, разыгрывается поединок между Калашниковым и Кирибеевичем, - поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Выходя на бой, Кирибеевич кланяется в пояс царю, а Калашников – царю, «после белому кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому». Выходя на бой, Кирибеевич кланяется в пояс царю, а Калашников – царю, «после белому кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому». Первый хочет потешить «царя нашего батюшку», второй – защитить свою честь, отстоять народную правду. Калашников не прячется, не кривит душой. Называя свое имя, он прямо говорит, что вышел «на страшный бой, на последний бой»! Дает понять противнику, которого называет «басурманским сыном» причину своего решения: Первый хочет потешить «царя нашего батюшку», второй – защитить свою честь, отстоять народную правду. Калашников не прячется, не кривит душой. Называя свое имя, он прямо говорит, что вышел «на страшный бой, на последний бой»! Дает понять противнику, которого называет «басурманским сыном» причину своего решения:
11 –Не позорил я чужой жены, –И жил я по закону господнему:: –Не разбойничал ночью темною, –Не таился от свету небесного… Калашников является перед растерянным опричником как неумолимый рок, возмездие и побеждает его задолго до физической смерти. Гибель Кирибеевича на мгновение вызывает печаль гусляров (пал жертвой несчастной любви), но все же симпатии свои они отдают Калашникову.
12 Какова же роль образа Ивана Грозного? Главное столкновение происходит между опричником Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Иван Грозный, по словам В.Г.Белинского, «…никого не пожалеет и не пощадит, даже за обиду, не только за гибель своего любимца, хотя бы этот был решительно виноват», без суда и следствия, единоличной волей посылает Калашникова на плаху. Правда, он обещает пожаловать «из казны» его жену и сирот, а младшим его братьям велит «от сего дня по всему царству русскому широкому торговать безданно, беспошлинно». Власть царя безгранична и неправедна. И тем ярче выступает подвиг Калашникова. Царь и время бессильны перед этим подвигом. Главное столкновение происходит между опричником Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Иван Грозный, по словам В.Г.Белинского, «…никого не пожалеет и не пощадит, даже за обиду, не только за гибель своего любимца, хотя бы этот был решительно виноват», без суда и следствия, единоличной волей посылает Калашникова на плаху. Правда, он обещает пожаловать «из казны» его жену и сирот, а младшим его братьям велит «от сего дня по всему царству русскому широкому торговать безданно, беспошлинно». Власть царя безгранична и неправедна. И тем ярче выступает подвиг Калашникова. Царь и время бессильны перед этим подвигом. Могила молодого купца, затерявшаяся «промеж трех дорог» (как «преступник» Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом. Живет в памяти народной его героический поступок. Могила молодого купца, затерявшаяся «промеж трех дорог» (как «преступник» Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом. Живет в памяти народной его героический поступок.
13 И проходят мимо люди добрые: И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек – перекрестится, Пройдет стар человек – перекрестится, Пройдет молодец – приосанится, Пройдет молодец – приосанится, Пройдет девица – пригорюнится, Пройдет девица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку. А пройдут гусляры – споют песенку.
14 Социологическое исследование.
16 Вывод. После анализа поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня по царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и изучения исторического материала, была подтверждена гипотеза «Личное достоинство Калашникова в силе воли, могуществе духа». «Защитник дома и чести проявил перед лицом царя и перед лицом смерти такое непоколебимое мужество и смелость, которые могут быть названы героическими. Борец за правое дело становится мучеником за правду». (Г.И.Поспелов). После анализа поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня по царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и изучения исторического материала, была подтверждена гипотеза «Личное достоинство Калашникова в силе воли, могуществе духа». «Защитник дома и чести проявил перед лицом царя и перед лицом смерти такое непоколебимое мужество и смелость, которые могут быть названы героическими. Борец за правое дело становится мучеником за правду». (Г.И.Поспелов).
17 Список литературы. Белинский В.Г. «М.Ю.Лермонтов». М,1956. Ломинадзе С. «Поэтический мир Лермонтова». М Эйхенбаум Т.М. «Статья о Лермонтове». М http \\ www/ rs1/ ru| Российская Государственная Библиотека.
18 Перспективы исследования. Сравнить «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова с «Князем Серебряным» А.Толстого. Сравнить «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова с «Князем Серебряным» А.Толстого.
19 Спасибо за внимание. Спасибо за внимание.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.