Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеоргий Бурнашов
1 Современные подходы к проблеме алалии. Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми Лынская М.И.
2 Факторы развития речи в норме врожденная языковая способность; первично сохранный интеллект; стимулы из внешней среды; мотивация к речи; полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация; полноценная связь между обоими полушариями;
3 Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды
4 Этиология алалии: неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность; поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения; возраст родителей от 30 до 40 лет; угроза прерывания беременности; патологические ролы и др. Отмечается, что около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия, как внутриутробная, так и во время родов. Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм могут лишь утяжелить течение алалии, но не вызывают ее!
5 Понятия «Алалия» и «ОНР» в классической и современной литературе Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).
6 Алалия это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга (Визель Т.Г., 2006). Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (Б.М.Гриншпун, С.Н. Шаховская, 1998).
7 Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы (Соботович Е.Ф., 2003). По аналогии: сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.
8 Об уровнях ОНР: уровень развития или недоразвития? Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет….(Р.Е.Левина, 1967) Отметим, что правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Обращаем так же внимание на возраст описываемых детей! В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет!
9 Патогенез сенсорной алалии Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным поражением левой височной области
10 Патогенез моторной алалии При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.
11 Неврологическая симптоматика алалии Агнозии ; Апраксии; Снижение активности нейродинамических процессов; Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.
12 Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств. Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли. Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи. Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия
13 Виды апраксии При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими. При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).
14 Характер ЭЭГ исследования при алалии: отмечаются дисритмический тип; недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие; гиперсинхронные колебвания био- потенциалов; снижение реактивности центральной нервной системы; дисфункция стволовых регуляторных систем;
15 Речевая симптоматика при алалии Речевой негативизм; Нарушения понимания речи; Замена вербальных средств коммуникации невербальными; Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм, нарушения актуализации в лексике и нарушения слоговой структуры;
16 Уровни понимания речи у неговорящих детей Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени. Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту. Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).
17 Состав активного словаря безречевых алаликов: Звукоподражания; Звуковые комплексы; Квазислова; Слова лепетного происхождения; Звуковые жесты; Простые общеупотребительные слова
18 Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов: Частое сочетание алалии с дизартрией. Недостаточная реализация артикуляционных возможностей; Недостаточная сформированность операций выбора фонем. Стойкие трудности в усвоении коартикуляций. Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.
19 Образовательная технология - совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования: социальной, управленческой, культурологической, психолого- педагогической, медико-педагогической, экономической.
20 Инновационные технологии внедренные, новые, обладающие повышенной эффективност и методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога
21 Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. На наш взгляд, любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.
22 Инновационные технологии в логопедии: Информационные технологии; Информационные технологии; Современные технологии логопедического массажа; Современные технологии логопедического массажа; Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции; Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции; Современные технологии сенсорного воспитания; Современные технологии сенсорного воспитания; Арт-терапевтические технологии; Арт-терапевтические технологии; Современные методы оздоровления; Современные методы оздоровления; Телесноориентированные техники; Телесноориентированные техники; Игровые Lego-технологии Игровые Lego-технологии
23 Основа коррекционного воздействия арт-терапии Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге
24 Виды арт-терапии Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,); Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,); Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика); Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика); Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама); Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама); Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, ниткопись, работа с глиной); Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, ниткопись, работа с глиной); Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия); Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия); Креативная игротерапия (песочная терапия). Креативная игротерапия (песочная терапия).
25 Использование музыкотерапии в логопедии: Коррекционные задачи: стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного); увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного); формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов); формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов); нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.
26 Коррекционные возможности танцевальной терапии Коррекционные возможности танцевальной терапии: Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия; Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия; активизация регулирующий и планирующей функции речи; активизация регулирующий и планирующей функции речи; совершенствование невербального общения и фатической функции речи; совершенствование невербального общения и фатической функции речи; формирование лексикона, его активизация; формирование лексикона, его активизация; совершенствование пространственных представлений; совершенствование пространственных представлений; формирование слоговой структуры слова; формирование слоговой структуры слова; нормализация нервной деятельности. нормализация нервной деятельности.
27 Техники изо-терапии, используемые при формировании речи: рисование мыльными пузырями«; рисование мыльными пузырями«; техника "кляксография»; техника "кляксография»; пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды); пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды); рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима); рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима); Ниткография; Ниткография; тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных); тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных); Рисование на манке; Рисование на манке; Техника «овощных печатей»; Техника «овощных печатей»; Техника «монотипия»; Техника «монотипия»; Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п. Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п. Техника отпечатывания ватой. Техника отпечатывания ватой. Техника «оттиск пробками» Техника «оттиск пробками» Рисование ладошками. Рисование ладошками.
28 Понятие «информационная технология» информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
29 Возможности использования ИТ в логопедии: Повышение мотивации к логопедическим занятиям; Повышение мотивации к логопедическим занятиям; Организация объективного контроля развития и деятельности детей; Организация объективного контроля развития и деятельности детей; Повышение возможностей социальной и трудовой адаптации; Повышение возможностей социальной и трудовой адаптации; Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; Возможность быстрого создания собственного дидактического материала; Возможность быстрого создания собственного дидактического материала; Визуализация акустических компонентов речи; Визуализация акустических компонентов речи; Расширение спектра невебральных заданий; Расширение спектра невебральных заданий; Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной; Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной; Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации; Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации; За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память; За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;
30 Современные технологии логопедического массажа Японская методика пальцевого массажа; Японская методика пальцевого массажа; Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз); Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз); Прищепочный массаж; Прищепочный массаж; Массаж орехами; Массаж орехами; Массаж шестигранными карандашами; Массаж шестигранными карандашами; Массаж аппликаторами; Массаж аппликаторами; Массаж четками; Массаж четками; Массаж травяными мешочками; Массаж травяными мешочками; Массаж камнями; Массаж камнями; Массаж зондами, зондозаменителями, зубными щетками; Массаж зондами, зондозаменителями, зубными щетками; Массаж приборами су-джок терапии. Массаж приборами су-джок терапии.
31 Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях: Логопедический массаж; Логопедический массаж; Коррекция мелкой моторики; Коррекция мелкой моторики; Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова; Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова; Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода); Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода); Профилактика заикания. Профилактика заикания.
32 Психотерапевтическое воздействие камней: Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии; Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии; Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль, преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием; Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль, преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием; Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание; Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание; Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы; Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы; Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии; Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии; Янтарь (от молочно-зеленого до красно- коричневого)– повышает тонус нервной системы. Янтарь (от молочно-зеленого до красно- коричневого)– повышает тонус нервной системы.
33 Цель логоработы с неговорящими Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на наш взгляд, является – развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).
34 Задачи работы Стимуляция речевой и психической активности. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому подражанию). Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения. Развитие эмоционального общения со взрослым. Профилактика возникновения заикания
35 Принципы работы Системности и комплексности; Систематичность проведения занятий. Опора на разные модальности Экспрессия педагога (родителя) Эмоциональный фон совместной деятельности Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянно смена видов деятельности в течение занятия Активное целенаправленное включение родителей Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка. Использование продуманной, визуализированной системы поощрения Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда
36 Направления работы Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи. Формирование планирующей и регулирующей функций речи. Формирование артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания. Формирование звуко-слоговой структуры слова. Формирование внутреннего и внешнего лексикона. Формирование начальных навыков грамматического оформления высказывания. Формирование внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).
37 Дополнительные направления Совершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению. Совершенствование пространственно-временных представлений. Совершенствование разных видов мышления. Совершенствование внимания как произвольного, так и непроизвольного (зрительного и слухового). Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь – преодоление негативизма. Совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной. Нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей. Воспитание направленной активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.