Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛев Трифонов
1 Русский язык 5 класс Автор: МОУ «СОШп.Бурасы», учитель русского языка и литературы Борисова Анна Геннадьевна
2 * Цель урока: повторить изучение по теме «Лексика» в форме игры-сказки. * Оборудование: интерактивная доска, картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.
3 В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
5 Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка? Для чего служат слова?
6 Возят почту корабли, Самолеты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны. (М.Белкина).
7 Задания к тексту: Объясните орфограммы и пунктограммы. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначные или многозначными являются эти слова.
9 Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова?
10 СИНОНИМЫ
11 На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире 1. Зовут его Смелый.
12 Задание1. Назовите имена остальных братьев. Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».
13 Задание2. Отредактируйте текст, используя синонимы. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
14 Жильцов квартиры номер два Застать сумели мы едва Они стояли у порога, Уже готовые в дорогу.
15 Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый.
16 АНТОНИМЫ
17 Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.
18 Задание 3. Помогите братьям прочитать письмо. «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»
19 Мы – слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (Я.Козловский).
20 Задание 4. Пользуясь словарем, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.
21 Юмореска. Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это было то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И.Верзилин).
22 Задание5. Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создание юмора).
23 Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать им смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я.Козловский). Что это за слова?
24 Задание 6. Найдите слова, использованные в переносном значении. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А.Громова). Полз состав. Он устал- От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, И уснул у моста. (В.Левин).
25 Задание 7 ( на выбор). 1.Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит. 2.Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница- зима». 3.Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.
26 Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание Рефлексия.
27 Подведение итогов!!!
28 / 1/002-Sinonimy.html jazyk/Antonim/001-Antonimy.html ИСТОЧНИКИ:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.