Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТарас Перепечин
2 Метод контрольных вопросов Метод контрольных вопросов ( МКВ ) - один из методов психологической активизации творческого процесса. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть выполняемой задачи.
3 Область применения МКВ является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой ( или серией проб ). Составляя списки вопросов, их авторы, естественно, отбирают из изобретательского опыта наиболее сильные вопросы. Поэтому МКВ сильнее обычного метода проб и ошибок. Но отбор вопросов без понимания внутренней механики изобретательства приводит к накоплению в списках внешних, поверхностных вопросов. Поэтому, область применения МКВ - задачи второго уровня.
4 Цель метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 20- х годов. Вопросы расположены в определенной последовательности. Ответы на них тот или иной участник разработки проекта формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другими участниками.
5 Есть несколько списков контрольных вопросов, составленных для изобретателей. Один из них список А. Осборна приведем как наиболее подходящий в качестве модели для составления подобных списков в период разработки социального проекта :
6 1) Какое новое применение техническому объекту вы можете предложить ? Возможны ли новые способы применения ? Как модифицировать известные способы применения ? 2) Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения ? Что напоминает вам данный технический объект ? Вызывает ли аналогия новую идею ? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать ? Что можно скопировать ? Какой технический объект нужно опережать ?
7 3) Какие модификации технического объекта возможны ? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота ? Какие изменения, назначения ( функции ) цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны ? Другие возможные изменения ? 4) Что можно увеличить в техническом объекте ? Что можно присоединить ? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия ? Увеличить частоту размеры, прочность ? Повысить качество ? Присоединить новый ингредиент ? Дублировать ? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего объекта ? Возможно ли преувеличение ( гиперболизация ) элементов или всего объекта ?
8 5) Что можно в техническом объекте уменьшить ? Что можно заменить ? Можно ли что - нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить ? 6) Что можно в техническом объекте заменить ? Что, сколько смешать и с чем ? Другой ингредиент ? Другой материал ? Другой процесс ? Другой источник энергии ? Другое расположение ? Другой цвет, звук, освещение ?
9 7) Что можно преобразовать в техническом объекте ? Какие компоненты можно взаимно заменить ? Изменить модель ? Изменить разбивку, разметку, планировку ? Изменить последовательность операций ? Транспонировать причину и эффект ? Изменить скорость или темп ? Изменить режим ? Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот ? Транспонировать положительное и отрицательное ? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы ? Повернуть их задом наперед ? Перевернуть низом вверх ? Поменять местами ? Поменять ролями ? Перевернуть зажимы ? Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны ? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур ? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты ? Комбинировать цели ? Комбинировать привлекательные признаки ? Комбинировать идеи ?
10 В 1965 году в американском журнале " Продакт эндженеринг " (N'27) был опубликован еще один список вопросов ( Как эта проблема была бы решена в прошлом ? В эпоху доисторической техники ? В будущем ? Создавалось ли что - нибудь аналогичное в прошлом в какой - либо области техники ? можно ли рассредоточивать части и детали ? Изменить последовательность операций ? Как бы решалась эта проблема под водой ? В космосе и т. д.) Один из наиболее полных и удачных списков вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. Текст списка опубликован в журнале ИР (N'5, 1970 г.).
11 Существует также список вопросов математика Д. Пойа. Этот список отличается тем, что вопросы в нем составляют определенную систему ( в изобретательских списках вопросы можно менять местами ) Но список Д. Пойа предназначен преимущественно для решения учебных математических задач. К МКВ относится также " селфсторминг ", предложенный С. И. Чурюмовым и Е. С. Жариковым. В " селфсторминге " используются те же наводящие вопросы, хотя они и названы " операторами ": оператор обобщения, оператор частного случая, фантастический оператор, практический оператор ( нужно обнаружить сферу практического приложения идеи ) и т. д.
12 Практика показывает, что иногда для того, чтобы заметно продвинуть дело вперед, необходимо создать несколько необычные условия работы. Методы, описанные выше, очень эффективны в таком отстранении рутинных задач.
13 Спасибо всем за внимание !!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.