Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЗахар Волков
1 Как носили головные уборы на Руси?.. И какие они были? Об этом - в данной теме урока. автор: Бобкова Т.А. учитель швейного дела СКОШИ VIII вида история
2 2 «По Сеньке шапка, по Фоме колпак». Знакома ли вам эта поговорка?
3 В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка. Отсюда появилась поговорка: «По Сеньке шапка, по Фоме колпак». Самые высокие шапки были у бояр. 3
4 Женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность. 4
5 5 Девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу. Замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми. Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты»
6 Девичьи головные уборы: повязки, венцы, перевязи, коруны У каждой девушки и женщины было несколько головных уборов: на каждый случай свой. Их хранили в специальных отделениях сундуков вместе с украшениями и передавались по наследству от матери к дочери и являлась непременной частью приданого зажиточной невесты. Повязки носили невестившиеся девушки. Это была «девья красота», с которой невеста прощалась на девичнике. 6
7 Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение: «опростоволоситься» 7
8 8 В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух» «сорока» - от названия птицы. кика кокошниксорока
9 9 Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили волосники и платки.
10 10 стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато:
11 11 Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички: рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п.
12 головной убор «сорока» с платком сверху. Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка Сорока 12
13 Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно. Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия: бумажные, кисейные шелковые, кашемировые, персидские, французские, ковровые, аглицкие и др.. Платки, шали 13
14 В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов. 14
15 Сохранился обычай женщинам и девушкам покрывать голову при посещении храма А также во время паломничества и крестного хода 15
16 16 Расшифруй словограмму: п кичак колпак шапка сорока ша л ь овяз ка коруа волос н ник
17 17 «По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, его головной убор, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и так далее. Но и в наши дни эта поговорка не утратила своей актуальности …
18 Используемая литература: 1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, Очерки русской культуры 18 века., М., Московский университет, Древности славян и Руси. М., Наука, Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, Журнал «Школа и производство» 1/90 18
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.