Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМихаил Бабаков
1 РЕЧЬ КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ДУБРОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА
2 РЕЧЬ ЯЗЫК сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления.
3 ЯЗЫК: ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА Основные единицы РЕЧЬ: ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ
4 СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВАРИГРАММАТИЧЕС- КИЙ СТРОЙ ФОНЕТИКА ЛЕКСИКО- ЛОГИЯ ГРАММАТИКА МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС
5 Физиологические основы речи РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР РЕЧЕСЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЧИ
6 Физиологические основы речи Центр Брока Центр Вернике «центр» зрительных представлений слов РЕЧЕДВИГА- ТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕЧЕСЛУХОВОЙ ЦЕНТР
7 ФУНКЦИИ РЕЧИ СИГНИФИКА- ТИВНАЯ КОММУНИКА- ТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ ТРИ СТОРОНЫ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯВОЛЕИЗЪЯВИТЕЛЬНАЯ
8 КАЧЕСТВА РЕЧИ СОДЕР- ЖАТЕЛЬ- НОСТЬ ПОНЯТ- НОСТЬ ВЫРАЗИ- ТЕЛЬ- НОСТЬ ДЕЙСТ- ВЕН- НОСТЬ характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленность ю говорящего обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей
9 ВИДЫ РЕЧИ ВНУТРЕН- НЯЯ РЕЧЬ ВНЕШНЯ Я РЕЧЬ ВОСПРИЯТИЕ ЧУЖОЙ РЕЧИ ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕЙ МЫСЛИ УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ АУДИРОВАНИЕ ЧТЕНИЕ ГОВОРЕНИЕ ПИСЬМО
10 Устная речьПисьменная речь Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно - будущего читателя. Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции. Не зависит от реакции адресата. Рассчитана на слуховое восприятие.Рассчитана на зрительное восприятие Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных технических устройств Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется. Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.
11 Устная речьПисьменная речь Состоит (обозначается) знаками, которые выражают разные функции Звуки устной речиЗнаки-буквы Особенности характера Разговорная Личная Непосредственные Деловая Безличная Отвлеченное содержание переживания Их особенности в построении и средствах Свернутый характерРазвернутое построение т.к. существует общая ситуация Допускает пропуск отдельных компонентов Требует систематического логического связного изложения Выразительные средства Многочисленны: Жесты Мимика Интонация. Ограничены: курсив абзац знаки препинания
12 Кинетическая (жестовая речь) * Kinesis – в переводе с греческого означает «движение»
13 Устная речь имеет две формы Монологическая речь Диалогическая речь Формы речи
14 I. Развитие речи: доречевой период Крик: с рождения. Крик: с рождения. Гуление: с 2 до 5-7 месяцев. Гуление: с 2 до 5-7 месяцев. Лепет: с 4 до 7,5 месяцев Лепет: с 4 до 7,5 месяцев Первое слово: с месяцев. Первое слово: с месяцев.
15 II. Развитие речи: речевой период 1. Ранний возраст Речь ситуативная. Слово понимается в конкретной ситуации. Со временем оно выходит за рамки ситуации и начинает соотноситься с конкретным предметом или действием. Появляется интерес к речи взрослых, понимание речи качественно изменяется. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года - от 500 до 1500 слов Автономная речь – не похожа на речь взрослых, ситуативна, многозначна и неопределенна. Одно и то же «слово» используется по отношению к предметам, имеющим совершенно разные признаки. Одновременно с расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении.
16 2. Дошкольный возраст Ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения. Совершенствуется практическое употребление речи в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Развивается «языковое чутье» - интуитивное владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении Ребенок овладевает умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. Усваивается морфологическая система родного языка, ребенок овладевает сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов Совершенствуется фонематический слух: к пяти годам ребенок способен различать все звуки родной речи. К пяти годам ребенок полностью овладевает произношением всех звуков родной речи.
17 Метаморфозы речи в дошкольный период От ситуативной речи К контекстной речии объяснительной речи Эгоцентрическая речь: речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому Интериоризация (сворачивание) Во внутреннюю речь
18 РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ РЕЧИ Речь как средство общения: Коммуникативная функция Речь как средство планирования и регуляции собственного поведения: Планирующая и регулирующая функция Речь как знаковая форма деятельности: Знаковая функция Речь как средство экспрессии – выражения собственных эмоций: Экспрессивная функция
19 Итак, давайте подведем итоги: 1. Чем различаются речь и язык? 2. Какими структурными компонентами обладает речь? 3. Какие два вида анализаторов составляют физиологическую основу речи? 4. Помните ли вы функции речи? 5. Как классифицированы виды речи? 6. Назовите основные формы устной речи. 7. Перечислите основные этапы развития речи в доречевой период. 8. Что наиболее характерно для речи ребенка раннего возраста? 9. Какие изменения происходят в дошкольный период? 10. Какие функции речи интенсивно развиваются в дошкольном возрасте?
20 БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.