Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлексей Бабаков
2 Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности.
3 Структура речевого акта –говорящий; –адресат; –исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих); –цель сообщения; –развитие сообщения (внутренняя организация сообщения); –контекст и ситуация общения; –межличностные отношения участников общения.
4 Классификация речевых актов –информативные речевые акты (сообщения); –предписывающие речевые акты; –речевые акты принятия обязательств; –речевые акты, выражающие психологические состояния; –декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).
5 Единицы общения Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения. Дискурсом называют текст в совокупности с экстралингвистическими характеристиками акта общения, т.е. текст, взятый в событийном аспекте. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.
6 Формы речи Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.
7 Виды речи –говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; –слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; –письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; –чтение - восприятие графических символов и их понимание.
8 Говорение Техника речи Фонация (речевое дыхание) Голос (правильные навыки голосообразования) Дикция (степень отчетливости произношения)
9 Дикция Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Степень отчетливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи. Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.
10 Слушание этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки этап смысловой интерпретации
11 Для чего необходимо слушать? –Получение информации. –Развлечение. –Воодушевление. –Анализ фактов и идей. –Улучшение собственной речи.
12 Факторы эффективного слушания –Отношение слушателей. –Интерес слушателей. –Мотивация слушателей. –Эмоциональное состояние.
13 Как слушать? 1)умение концентрироваться; 2) умение анализировать содержание; 3)умение слушать критически; 4)умение конспектировать.
14 Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приемы: –Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи. –Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет ее развивать. –Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
15 Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста. Умение анализировать опирается на следующие приемы: –определение цели речи; –определение композиции речи; –определение главной темы речи; –определение главных идей оратора; –определение форм аргументации; –определение форм резюмирования и заключительных выводов.
16 Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия: –Связывайте то, что говорит выступающий, с собственным опытом. –Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. –Анализируйте и оценивайте то, что услышали.
17 Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления
18 При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов: –Используйте короткие предложения и абзацы. –Записывайте только важные положения и фактический материал. –Используйте сокращения и символы. –Делайте разборчивые записи. –Подчеркивайте важные идеи. –Периодически просматривайте записи.
19 Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных жанров, которые необходимы человеку в работе.
20 Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют: –фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного; –движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой; –поле зрения - участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
21 Жанры речи Полилог Диалог Монолог
22 Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.
23 Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
24 Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.
25 Текст как единица речи Текст - объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
26 Типы текстов Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путем перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи. Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации. Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
27 Жанры текстов текст-ретроспекция текст-побуждение оценочный текст контактоустанавливающий текст
28 В разговорной речи текстами- побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание
29 В деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание.
30 В публицистической речи - призыв, совет, рекомендация.
31 Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет.
32 Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.
33 Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма-предложения о сотрудничестве.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.