Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЖанна Карпичева
1 Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского регионального центра развития образования
2 В основу технологии положены: Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»
3 Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»
4 М.Ю.Лермонтов Утёс Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
5 Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Утёс Тучка
6 Для наглядности представим «шаги» анализа в виде таблицы
7 Таблица тучкаутес
8 Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) – и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению тех или иных ассоциаций, того или иного эмоционального восприятия текста
9 тучкаутес лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня
10 Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ»)
11 Молодость, радость бытия тучка легкаясветлая Подви- жная Беззабот- ная Легкомыс- ленная
12 Старость, одиночество утес темныйтяжелыйплачущий Страдаю- щий Несчаст- ный
13 Таблица тучкаутес лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в ассоциациилексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в ассоциации тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) легкая подвижная легкомысленная светлая молодость беззаботность солнце чистое небо радость бытия (и т.д.) утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня тяжелый темный неподвижный несчастный старость разлука одиночество слезы (и т.д.)
14 Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении: Тропы Синтаксические фигуры и приемы Особенности строфики, звукописи и т.д.
15 Антитеза (основа всей художественной системы) тучКа (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
16 Эпитеты (делают образы более яркими) тучка золотая весело утес-великан влажный след старый одиноко
17 Олицетворения ( переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя …в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет
18 Синтаксический прием переноса во второй строфе, ( выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине// Старого утеса. Одиноко// Он стоит…
19 О чем же это стихотворение? (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. А может быть, о свободе и ее пределах?
20 Алгоритм анализа
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.