Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЮрий Талалаев
1 Роль музыки в пьесах А.Н.Островского Подготовила ученица 10 социально-экономического класса МОУ Богучарский лицей Давиденко Анастасия Научный руководитель Волкова И.Б. Учитель русского языка и литературы
2 Что такое музыка? Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков? Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью? Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств? Тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или кратких мгновениях истинной радости и веселья?
3 Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, перед его мысленным взором встают только одному ему известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, благороднее. Она не просто заставляет нас чувствовать, но и выплескивать свои чувства, эмоции вместе со звуками, делится с окружающими мыслями, переживаниями.
4 Романс Рома́нс в музыке вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально- поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
5 Городской Разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. Цыганский Жанр цыганского романса был основан русскими композиторами и поэтами, поклонниками цыганской манеры исполнения; за основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Впоследствии, жанр был развит и изменён до современного состояния самими цыганами. В настоящий момент цыганский романс представляет собой вид песни, имеющий корни как в русском классическом и городском романсе, так и в городской лирической песне, узнаваемо цыганский по музыке и лирике, и может иметь как цыганский, так и русский текст. Жестокий Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе. Виды романсов
6 «Матушка-голубушка» Слова С.Ниркомского Музыка А.Гурилева Этот романс показывает одночество души Ларисы, так как Ее матушка голубушка не поддерживает мнение дочери и выдает замуж за первого попавшегося мужчину, который берет такую «бесприданницу»
7 «Разуверение» Слова Е.Баратынского Музыка М.И.Глинка Романс передает тончайшие оттенки чувств: тоски, разочарования, уныния. Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира Ларисы. М.И. Глинке удалось угадать в стихах Баратынского не убеждённый отказ от любви, о чём говорится в тексте, а, наоборот, жажду чувств, жажду страсти, жажду тревог, и передать это в музыке. При всей элегичности его романс прозрачен, чист, наполнен светлой грустью. Он дает яркое представление о душевном мире героини.
8 Романсы в пьесах Островского «Бесприданница» Для Ларисы музыка - это и спасение от серости и пошлости провинциального существования, и сфера реализации себя как личности, средство самовыражения. В Ларисиной увлеченности музыкой находит отражение тоска по эстетическим началам, отсутствующим в окружающей ее жизни, устремленность, романтическая окрыленность души к возвышенно-идеальному. «Доходное место» Для Полины музыка – это спасение от скуки, выражение своего душевного состояния, единственная радость в ее серой, беспросветной жизни. «Матушка-голубушка» Слова Ниркомского Музыка А.Гурилева
9 Народная песня в пьесах Островского Лирические песни («Вспомни, вспомни, мой любезный…» пьса «Не в свои сани не садись», «Ах, размолодчики вы молоденькие…», «Не цветочек в поле вянет…» - «Бедность не порок», «Среди долины ровныя» - «Гроза») Частушки («Одна гора высока» пьеса «Бедность не порок») Обрядовые песни («Научить ли те, Ванюша…» отрывок из святок пьеса «Не в свои сани не садись») Святочные гадания («Сей, мати, мучицу…», «Сидит воробей на беле- городе…» пьеса «Бедность не порок») Плясовые («Как у нас-то козел» пьеса «Бедность не порок») Свадебные обрядовые («А кто у нас холост…» - «Бедность не порок») Казачьи («Черный ворон» - «Горячее сердце») Причитания («Провожу-то ли я дружочка…» - «Горячее сердце») Детские песни («Купался бобер» - «Снегурочка»)
10 «Снегурочка» Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни.
11 Земляничка-ягодка Без пригреву вызрела, Сиротинка-девушка Без призору выросла, Ладо мое, ладо! Земляничка-ягодка Под кусточком выросла, Сиротинка-девушка Без призору выросла, Ладо, мое ладо! «Земляничка-ягодка»
12 «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» Краткий рассказ об участи Бориса, который живет один в абсолютно чуждом ему городе Перекличка с образом Катерины: мечты девушки остаются мечтами, как и у лирического героя песни
13 «Ночною темнотою покрылись небеса, Все люди для покою закрыли уж глаза…» М.В.Ломоносов Этой песней автор подчеркивает неизбежность всепоглощающего чувства любви, которое подстерегает всех и каждого
14 Вывод: Автор использует музыку для раскрытия душевного состояния героя, его переживаний, чувств, мыслей. Островский изображает тот мир, где выражение чувства облекает форму песни. Песня – это чувство, порыв, душа человека. Музыка у Островского становится мощным средством выражения человеческих переживаний, помогает раскрывать те или иные сюжетно- психологические ситуации. Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. Русская песня для Островского не только театральный прием, с огромной силой воздействующий на зрителей-слушателей, но и средство раскрытия самобытной русской натуры, один из способов передачи народной стихии. Песни помогают более точно и полно понять смысл произведения, взаимоотношения между героями.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.