Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmouzlat.ushur.ru
1 Формирование интеллектуальных умений. Способы их развития и совершенствования. Из опыта работы, сотрудничества в лаборатории ИОСО преподавателя русского языка и литературы Горловой Н.А.
2 Принципы развития общеучебных умений Каждое умение развивается через усвоение и приобретение микроумения. С каждым годом умение должно усложняться в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся. Усложнение умения происходит через усложнение учебного материала, предмета изучения, увеличение объёма изучаемого материала.
3 Объект изучения – правило учебника. Виды учебной деятельности Приёмы, средства, методики формирования понимающих умений. Чтение; Пересказ; Подбор примеров. Объяснение в паре, группе; Выполнение тренировочных упражнений; Аргументация понимания на основе выполненного упражнения, взаимоконтроль; Схематизация текста правила; Методика «Аналогии».
4 Методика «Аналогии» Используется в качестве диагностического средства при проверке уровня понимания; Задания сформированы на основе предметных понятий; Пример: Глагол : спрягать = существительное: ? 1. Изменять; 2. Образовывать; 3. Употреблять; 4. Склонять; 5. Писать.
5 Текст задания Виды учебной деятельности Приёмы, средства, методики формирования понимающих умений. Чтение; Первичное восприятие; Оценка и толкование предстоящей деятельности. Разработка алгоритма действий в работе с заданным учебным материалом; Проверка понимания в вопросно – ответной форме ( ученик – учитель), ( ученик – ученик).
6 Объёмный текст статьи учебника Виды учебной деятельности Приёмы, средства, методики формирования понимающих умений. Чтение; Толкование непонятных, незнакомых слов, терминов; Выделение главного. Выделение ключевых слов первого абзаца; Соотнесение их с заголовком, ключевыми словами других абзацев; Составление тезисного плана, конспекта ( представить смысл каждого абзаца текста в виде трёх предложений); Создание опорных схем, таблиц; Восстановление текста из тезисного плана, таблицы.
7 Устное сообщение, лекция, доклад ученика, учителя. Слушание; Восприятие; Выход на понимание через: 1. Вопросы к выступающему; 2. Остановка на непонятном месте при помощи поднятой руки; 3. Формализация текста; 4. Сопоставление прослушанного с текстом учебника; Методика «Найди ошибку», «Найди упущенное»; 5. Дидактическая игра «Из уст в уста»; 6. Работа с доводящей карточкой ( для слабых учащихся).
8 Методика «Лови ошибку» «Лови ошибку» - задание в группах, где учащиеся выступают в роли экспертов, редакторов, методистов. Цель: научить мгновенно реагировать на ошибки. Приведу пример карточки с урока русского языка в 7-ом классе «Повторим пунктуацию»: «Лови ошибку!»Задание. Найдите ошибки в утверждениях, обоснуйте своё мнение. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми. Между однородными членами всегда ставятся запятые. Прямая речь заключается в кавычки.
9 Информация в таблице Виды учебной деятельности Приёмы, средства, методики формирования понимающих умений. Наблюдение; Сравнение; Выявление закономерностей языковых явлений, процессов; Классификация по существенным признакам. Вертикальное и горизонтальное исследование таблицы; Подбор примеров; Выдвижение предположений о закономерностях, типичных явлениях.
10 Деятельность учителя по формированию понимающих умений в системе подготовки к ГИА, ЕГЭ ( из практики). Зачётные, контрольно – диагностические тесты, методика «Необычные тесты»; Неконтролирующие контрольные работы; Работа над созданием текста сочинения – рассуждения; Организация проблемных, исследовательских ситуаций урока; Дифференциация заданий; Слайдовые предметные презентации. Работа с «подводящими», «доводящими» карточками.
11 Приёмы закрепления понимания. Опрос-итог. В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии: - Что было главным? - Что интересным? При повторении можно объявить конкурс «Супер-шпора»: минимум написать - максимум почерпнуть.
12 Домашнее задание «Перекрёсток семи дорог». Каким путём применить знания – учащиеся выбирают сами (свободный выбор домашнего задания). 1-ый уровень – посильно любому ученику. 2-ой уровень – тренировочный (отработка полученных знаний). 3-ий уровень – творческое задание:
13 После уроков «Обобщение и систематизация изученного по орфографии и пунктуации», связывая материал с другими предметами, можно предложить такое задание: найти изученные орфограммы, пунктограммы на 1-2 страницах литературного произведения, учебников биологии, географии, истории и классифицировать их.
14 Как научить школьника понимать и создавать текст?
15 Предполагаемые умения и навыки, обретаемые в ходе работы Умение слушать; Помнить слышанное; Помнить общее содержание текстов большого объёма; Выделять главное в тексте; Озаглавливать услышанное; Вычленять части текста; Определять роль частей в контексте целого; Понимать смысловые изменения, связанные с перестановкой частей.
16 Проведение диагностики понимания услышанного при подготовке учащихся к написанию изложения ( 5 – 7 класс) О чём говорилось в тексте? ( учитель даёт варианты ответов на вопросы, связанные с содержанием текста, в одном из которых даётся информация, в других неполная или неточная, противоречащая говорившемуся). Были ли в тексте следующие предложения? (учитель даёт предложения, которые встречались или не встречались в тексте). Говорилось ли об этом в тексте? ( учитель даёт предложения, в которых информация либо свёрнута, либо неверна). Какое из названий вам кажется более всего подходящим тексту? Обоснуйте своё мнение.
17 Обучение приёмам логического разворачивания основной мысли текста – рассуждения. Основная мысль (тезис) 1 довод 2 довод 3 довод Иллюстрация 1 Иллюстрация 2 Иллюстрация 3 Вывод автора Так как например
18 Разворачивание схемы рассуждения с использованием карточек с написанными фрагментами текста. 1.Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение! 2. «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше»,- писал замечательный немецкий композитор 18 века Гендель. 3. «Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен. 4.Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы « приносить людям утешение». 5.Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: « И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!...» 6.Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству. 7.Музыка – это большая и серьёзная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.
19 Восстановление текста. 1.ТЕЗИС.Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение! 2. «Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен. 3.Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы « приносить людям утешение». 4. «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше»,- писал замечательный немецкий композитор 18 века Гендель. 5.Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: « И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!...» 6.Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству. 7.ВЫВОД.Музыка – это большая и серьёзная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.
20 Приёмы работы над созданием текста сочинения – рассуждения на основе прочитанного. Чтение текста и диагностика уровня понимания; Уточнение понимания смысловых частей данного типа сочинения ( Тезис, доводы(аргументы), вывод); Работа с каждым абзацем ( сократить каждый, оставив только основу содержания); Чтение всех изменённых фрагментов как целостного текста; Выявление основной мысли текста и её соотнесение с каждым абзацем; Формулирование предложения об основной идее текста.
21 Работа над определением позиции автора: 1. Выписать слова, словосочетания, характеризующие чувства автора к поднимаемой им проблеме; 2. Определить роль изобразительных средств в выражении авторской позиции; 3. Подобрать из предлагаемого варианта КЛИШЕ слова для оформления авторской позиции; 4. Составить фрагмент собственного текста о позиции автора; 5. Соотнести с текстом задания;
22 Работа над оформлением собственной позиции в сочинении – рассуждении. 6. Как ты понимаешь проблему текста, близка ли она тебе, вырази своё отношение к ней, к позиции автора. Напиши об этом в следующей части сочинения. 7. Аргументируй своё мнение личными доводами, иллюстрациями из жизни, художественной литературы, СМИ. 8. Выбери наиболее существенные аргументы и иллюстрации, расположи в следующей части своего сочинения логически, при помощи вводных слов и предложений. 9. Сформулируй выводы, заключения к собственному тексту, соотнеси с уже написанным. Исключи часто повторяющиеся слова, замени некоторые из них синонимами, подбери собственные средства выразительности. Напиши окончательный вариант сочинения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.