Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлександр Шубницын
2 Цели урока: ознакомить учащихся с наклонениями глагола; ознакомить учащихся с наклонениями глагола; формировать умение различать наклонения; формировать умение различать наклонения; правильно употреблять правильно употреблять в речи глаголы разных наклонений. в речи глаголы разных наклонений.
3 Наклонения глаголы: Изъявительное Изъявительное Условное Условное Повелительное Повелительное
4 Наблюдал я вчера картину. Наблюдал я вчера картину. Около большой дождевой лужи сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке. Временами залезали в лужу, купались, плескались, потом сушили пёрышки на солнце. Но вот проходивший мимо мальчик бросил на асфальт кусочек булки. Воробьи тут же забыли про купание и стали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли! Около большой дождевой лужи сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке. Временами залезали в лужу, купались, плескались, потом сушили пёрышки на солнце. Но вот проходивший мимо мальчик бросил на асфальт кусочек булки. Воробьи тут же забыли про купание и стали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли!
5 Глаголы, обозначающие действия, Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят которые происходили, происходят или будут происходить или будут происходить на самом деле, - это глаголы в изъявительном наклонении. в изъявительном наклонении.
6 «Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещёный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица,- Говорит её сестрица,- То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица,- Третья молвила девица,- Я б для батюшки царя Родила богатыря».
7 Если был бы я девчонкой, Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашку постирал. Я бы вымыл в кухне пол, в кухне пол, Сам бы в комнате подмёл, Перемыл бы чашки- ложки, Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок !»
8 Условное наклонение обозначает действия, которые желательны или возможны при определённых условиях. Глаголы в условном наклонении отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ(А) БЫ? ЧТО СДЕЛАЛ(А) БЫ? Образуется оно так: Глагол в прош. вр.+частица БЫ(Б) Сказал бы, помог бы
9 Берегите друг друга, Добротой согревайте, согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! не давайте! Берегите друг друга, Суету позабудьте, И в минуту досуга С другом рядом побудьте! рядом побудьте! О. Высотская. О. Высотская.
10 Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то приказывает или просит выполнить. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)? ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)? Берегите, приходи, выучи, садитесь. Берегите, приходи, выучи, садитесь.
11 Смысловые оттенки предложений с глаголами в повелительном наклонении: Принеси, пожалуйста, тетрадь Быстро принеси тетрадь! Принеси-ка тетрадь. Не мог бы ты принести тетрадь? - Просьба - Приказ, требование - Просьба с оттенком дружеского пожелания - Вежливая просьба
12 В. Шефнер. Миг. Не привыкайте к чудесам,- Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам,- Глазами к ним тянитесь! Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к родникам,- Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Всё будет так – и всё не так Через одно мгновенье.
13 В лесу вы обычно говорите сами с собой, или поёте, или даже кричите, но вас никто не слышит. (Что делаете?) – глагол изъявительного накл. За столом говорите тихо, вежливо, не перебивайте собеседника. не перебивайте собеседника. (Что делайте?) – глагол повелительного накл. Вывод: форма говорите одинакова и для наст. вр. изъявительного наклонения, и для повелительного наклонения.
14 Занимательная задача. В каком наклонении употреблены подчёркнутые глаголы в стихотворении С. Маршака? Был сынок у маменьки – Медвежонок маленький. Мать за ним ухаживай, Мучайся с сынком, Мой его, приглаживай Шёрстку языком.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.