Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнна Щетинина
1 Что значит быть патриотом сегодня? Учебное заведение: МОУ СОШ 10 г. Абакана республики Хакасия Директор: В.В.Попов ул. Пушкина 92, тел. (39022) Выполнила: Брыль Ольга Валерьевна «Б» класс тел. (39022) Руководитель: Степанова Людмила Анатолиевна, учитель истории СОШ 10 тел. (39022)
2 Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально- экономических преобразований вынудили ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами РФ всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Действительно, в век гласности и демократии каждый человек в праве выбирать быть ли ему патриотом, то есть активным участником общественной жизни или сторонним наблюдателем, человеком у которого болит душа за судьбу Отечества или равнодушным к ней. Несомненно одно – без патриотов не было бы России, кому бы она была нужна? Поэтому я в своей работе хотела бы выяснить насколько проблема патриотизма актуальна для молодого поколения россиян, и в праве ли мы считать патриотами тех наших современников, которые примкнули к скинхедам и неонационалистам, также «переживающих» за судьбу Отечества, но по-своему решающих русскую национальную идею. Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально- экономических преобразований вынудили ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами РФ всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Действительно, в век гласности и демократии каждый человек в праве выбирать быть ли ему патриотом, то есть активным участником общественной жизни или сторонним наблюдателем, человеком у которого болит душа за судьбу Отечества или равнодушным к ней. Несомненно одно – без патриотов не было бы России, кому бы она была нужна? Поэтому я в своей работе хотела бы выяснить насколько проблема патриотизма актуальна для молодого поколения россиян, и в праве ли мы считать патриотами тех наших современников, которые примкнули к скинхедам и неонационалистам, также «переживающих» за судьбу Отечества, но по-своему решающих русскую национальную идею. Можно ли воспитать, развить в человеке патриотические чувства? И нужно ли? В последние годы эти вопросы не воспринимались как риторические; они стали предметом самых горячих дискуссий. К сожалению, само понятие «патриотизм» (как и «демократия») в последнее время стало разменной монетой в политической борьбе, отчего и впитало в себя «ароматы» популизма, демагогических спекуляций, уличного радикализма, появлению таких лжепатриотических течений как шовинизм, фашизм. В концепции патриотического воспитания граждан РФ, предложенной федеральным агентством по образованию, сказано: «Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизирующего Можно ли воспитать, развить в человеке патриотические чувства? И нужно ли? В последние годы эти вопросы не воспринимались как риторические; они стали предметом самых горячих дискуссий. К сожалению, само понятие «патриотизм» (как и «демократия») в последнее время стало разменной монетой в политической борьбе, отчего и впитало в себя «ароматы» популизма, демагогических спекуляций, уличного радикализма, появлению таких лжепатриотических течений как шовинизм, фашизм. В концепции патриотического воспитания граждан РФ, предложенной федеральным агентством по образованию, сказано: «Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизирующего
3 ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму к космополитизму[1]». В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму к космополитизму[1]».[1] Правильные, взвешенные слова. Без радикализма и спекуляций. Как хотелось бы, чтобы они стали эффективным, живым подспорьем и для педагогов, и для родителей. Но практика в этом случае обманчивее и своевольнее теории. Правильные, взвешенные слова. Без радикализма и спекуляций. Как хотелось бы, чтобы они стали эффективным, живым подспорьем и для педагогов, и для родителей. Но практика в этом случае обманчивее и своевольнее теории. Обратимся к истории и попробуем разобраться, что вкладывается в понятие «патриот». Обратимся к истории и попробуем разобраться, что вкладывается в понятие «патриот». Понятие патриота, патриотизма возникло в середе метеков- переселенцев в древнюю Элладу из других стран. Им, чужакам, и их детям предстояло жить среди греков, и они хотели, стремились полюбить новую родину. Решая эту задачу, они и отрефлексировали свое чувство в понятии патриота. Понятие патриота, патриотизма возникло в середе метеков- переселенцев в древнюю Элладу из других стран. Им, чужакам, и их детям предстояло жить среди греков, и они хотели, стремились полюбить новую родину. Решая эту задачу, они и отрефлексировали свое чувство в понятии патриота. Это событие имеет последствия. Во-первых, становиться понятным исток того, почему общество особенно взволнованно патриотизмом в те периоды, когда чувствует свое отчуждение, разрыв с культурой и историей страны (другими словами, чувствует себя метеками) и хочет этот разрыв преодолеть. Во-вторых, метеки, чтобы полюбить Грецию, собирались что то сделать с собой, но отнюдь не с Грецией. Не делить историю и культуру Греции в зависимости от своих предпочтений, а самим принять Элладу как целое. Это событие имеет последствия. Во-первых, становиться понятным исток того, почему общество особенно взволнованно патриотизмом в те периоды, когда чувствует свое отчуждение, разрыв с культурой и историей страны (другими словами, чувствует себя метеками) и хочет этот разрыв преодолеть. Во-вторых, метеки, чтобы полюбить Грецию, собирались что то сделать с собой, но отнюдь не с Грецией. Не делить историю и культуру Греции в зависимости от своих предпочтений, а самим принять Элладу как целое. Гораздо позже, в начале ХХ века, эту ситуацию воспроизвел английский писатель и католический мыслитель Г.К. Честертон. Он написал о патриотизме: «Это одно из самых благородных чувств, когда патриот говорит: «Достоин ли я Англии?» Но стоит ему высокомерно сказать: «Я - англичанин!», и патриотизм обратиться в гнуснейшее фарисейство[2]». Обратите внимание: «я» патриота стоит не под восклицанием, а под вопросом, это «я» усомневает самое себя, чтобы обрести право и возможность соизмерять себя с целым. В вышеизложенной позиции именно «я» решает, что несомненно, а что двойственно в истории и культуре страны. Гораздо позже, в начале ХХ века, эту ситуацию воспроизвел английский писатель и католический мыслитель Г.К. Честертон. Он написал о патриотизме: «Это одно из самых благородных чувств, когда патриот говорит: «Достоин ли я Англии?» Но стоит ему высокомерно сказать: «Я - англичанин!», и патриотизм обратиться в гнуснейшее фарисейство[2]». Обратите внимание: «я» патриота стоит не под восклицанием, а под вопросом, это «я» усомневает самое себя, чтобы обрести право и возможность соизмерять себя с целым. В вышеизложенной позиции именно «я» решает, что несомненно, а что двойственно в истории и культуре страны.[2] Настоящий патриот не будет кричать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране. Немало слов сказано по этому поводу и в России. Немало слов сказано по этому поводу и в России.
4 В ХIХ в. А.С.Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву: «…Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». В ХIХ в. А.С.Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву: «…Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Это и А.С.Хомяков в стихотворении 1844 года: Это и А.С.Хомяков в стихотворении 1844 года: Не говорите: «То былое, То старина, то грех отцов, А наше племя молодое Не знает старых тех грехов». Нет! Этот грех - он вечно с нами, Он в вас, он в жилах и крови. Он сросся с нашими сердцами- Сердцами мертвыми к любви. Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Есенин: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь»». Есенин: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь»». Таким образом понятие патриот звучит так: Таким образом понятие патриот звучит так: Патриот – это человек, чувствующий свою причастность ко всему в культуре и цивилизации своей станы, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей станы и не мешающий жить людям иных стран, а так же испытывающий чувство сожаления, боли, стремления преодолеть то, что так или иначе, мешало и мешает своим и чужим. За последние годы внимание к проблеме патриотизма резко возросло. Термин «патриотизм» употребляется не только в научно- исследовательской литературе, сколько в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах известных политиков и политических партий, движений, деятелей культур, искусства, Русской православной церкви, представителей СМИ, военных и т.д. За последние годы внимание к проблеме патриотизма резко возросло. Термин «патриотизм» употребляется не только в научно- исследовательской литературе, сколько в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах известных политиков и политических партий, движений, деятелей культур, искусства, Русской православной церкви, представителей СМИ, военных и т.д.
5 Я провела исследование на тему: Что для Вас значит быть патриотом? Согласно ее данным учащихся выдели такие качества патриота как: 98 % - любовь к родине; 67 % - героизм; 45 % воспитанность; 36 % терпимость; 33% независимость; 25 % нравственность; 21% ум и лишь 3% великодушие. А пытаясь определить понятие патриот наиболее часто встречающимся было: Я провела исследование на тему: Что для Вас значит быть патриотом? Согласно ее данным учащихся выдели такие качества патриота как: 98 % - любовь к родине; 67 % - героизм; 45 % воспитанность; 36 % терпимость; 33% независимость; 25 % нравственность; 21% ум и лишь 3% великодушие. А пытаясь определить понятие патриот наиболее часто встречающимся было: Патриот – это человек, любящий свою родину, готовый отдать за нее свою жизнь, уважающий ее и преданный ей. Таким образом, настоящего представления о патриотизме как таковом у подростков не сложилось. Таким образом, настоящего представления о патриотизме как таковом у подростков не сложилось. Возможно поэтому на мой вопрос о том, кого вы считаете патриотом большинство опрашиваемых (в опросе участвовало 67 учащихся в возрасте 15 – 17 лет) назвали исторических личностей: 13,4 % Сусанина, ПетраI, 7,5 % маршала Жукова; 4,5 % Пушкин, Кутузова, Гагарина; 3 % Суворова, Есенина и А.Македонского; на вопрос о том кого из современников могли бы назвать патриотами перечислили: 13,4 % Путина, Жириновского, 3 % - Бодрова; Но большинство не указали, что патриотами являются солдаты и офицеры российской армии, защищающие не только честь страны, но главное жизни людей – наши жизни. Это как-то не сочетается с действующей ситуацией, известно, что в современной России говоря о солдатах прежде всего думают о них, ни как о патриотах, а как о неудачниках не сумевших уклониться от призыва в армию. В тяжелейшем положении оказались Вооруженные силы Российской Федерации, испытывающие острый дефицит в молодом поколении. Армия и флот практически лишились возможности удовлетворять самые насущные потребности в призывном контингенте, как в количественном, так и в качественном отношении. Об этом свидетельствуют последних призывов на военную службу, но патриотизм не начинается и не заканчивается на службе в армии. Патриотом можно быть и не служа в армии, ведь чувство патриотизма это: Возможно поэтому на мой вопрос о том, кого вы считаете патриотом большинство опрашиваемых (в опросе участвовало 67 учащихся в возрасте 15 – 17 лет) назвали исторических личностей: 13,4 % Сусанина, ПетраI, 7,5 % маршала Жукова; 4,5 % Пушкин, Кутузова, Гагарина; 3 % Суворова, Есенина и А.Македонского; на вопрос о том кого из современников могли бы назвать патриотами перечислили: 13,4 % Путина, Жириновского, 3 % - Бодрова; Но большинство не указали, что патриотами являются солдаты и офицеры российской армии, защищающие не только честь страны, но главное жизни людей – наши жизни. Это как-то не сочетается с действующей ситуацией, известно, что в современной России говоря о солдатах прежде всего думают о них, ни как о патриотах, а как о неудачниках не сумевших уклониться от призыва в армию. В тяжелейшем положении оказались Вооруженные силы Российской Федерации, испытывающие острый дефицит в молодом поколении. Армия и флот практически лишились возможности удовлетворять самые насущные потребности в призывном контингенте, как в количественном, так и в качественном отношении. Об этом свидетельствуют последних призывов на военную службу, но патриотизм не начинается и не заканчивается на службе в армии. Патриотом можно быть и не служа в армии, ведь чувство патриотизма это: Чувство патриотизма – это чувство причастности ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей и не мешает жить людям иных стран, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что. Так или иначе, мешало и мешает своим и чужим.
6 К сожалению, сейчас патриотизм трактуется неправильно. На улицах мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных продавцов арбузов с соседнего рынка. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Вперед, повышать генофонд нации! Рожать русских детей! Существует море способов… Насилие худший из них… Во всеобщей декларации прав человека (от 10 декабря 1948 года) провозглашается, что вые люди – члены одной большой человеческой семьи. Все мы имеем достоинства и равные права. Мы должны уважать друг друга и жить в мире. К сожалению, сейчас патриотизм трактуется неправильно. На улицах мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных продавцов арбузов с соседнего рынка. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Вперед, повышать генофонд нации! Рожать русских детей! Существует море способов… Насилие худший из них… Во всеобщей декларации прав человека (от 10 декабря 1948 года) провозглашается, что вые люди – члены одной большой человеческой семьи. Все мы имеем достоинства и равные права. Мы должны уважать друг друга и жить в мире. Каждый человек имеет право жить в своей стране там, где ему хочется. Никто не имеет права выгнать человека из его страны. Каждый человек имеет право жить в своей стране там, где ему хочется. Никто не имеет права выгнать человека из его страны. Каждый человек имеет обязанности перед другими людьми и должен уважать их права, потому что он не может жить без общения с ними. Каждый человек имеет обязанности перед другими людьми и должен уважать их права, потому что он не может жить без общения с ними. Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, когда «скины» завязывают очередной крестик на своих ботинках (а именно так они помечают количество убитых), прикрываясь при этом словом «патриот». Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, когда «скины» завязывают очередной крестик на своих ботинках (а именно так они помечают количество убитых), прикрываясь при этом словом «патриот». Незнание порождает невежество и исторические казусы, ведь скинхеды «первой волны» (Англия, гг.) любили чернокожих. Они слушали «музыку черных» – вест-индскую и ямайскую музыку стилей ска, регг и рок-стеди (в Англии рок-стеди назывался «блю-бит»). Любимыми певцами скинхедов были чернокожие: Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды «открыли» и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. В клубах и на концертах скинхеды толклись вперемежку с мулатами и неграми – и никаких конфликтов не было. Выходцы из Вест-Индии жили в тех же кварталах, работали на тех же заводах, учились в тех же школах, говорили на том же «кокни»... Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чернокожих «руди-бойз» (молодежная субкультура Ямайки). В отчаянных драках скинхедов с рокерами на рубеже 70-х чернокожие вест-индцы участвовали плечом к плечу с англосаксами и ирландцами: дети рабочих против детей буржуазии. Незнание порождает невежество и исторические казусы, ведь скинхеды «первой волны» (Англия, гг.) любили чернокожих. Они слушали «музыку черных» – вест-индскую и ямайскую музыку стилей ска, регг и рок-стеди (в Англии рок-стеди назывался «блю-бит»). Любимыми певцами скинхедов были чернокожие: Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды «открыли» и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. В клубах и на концертах скинхеды толклись вперемежку с мулатами и неграми – и никаких конфликтов не было. Выходцы из Вест-Индии жили в тех же кварталах, работали на тех же заводах, учились в тех же школах, говорили на том же «кокни»... Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чернокожих «руди-бойз» (молодежная субкультура Ямайки). В отчаянных драках скинхедов с рокерами на рубеже 70-х чернокожие вест-индцы участвовали плечом к плечу с англосаксами и ирландцами: дети рабочих против детей буржуазии.
7 В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992-м в Москве было около десятка скинхедов. Вели они себя тихо, в основном занимались самолюбованием и демонстрацией себя в центре города. Эти самые первые скины были чистым продуктом подросткового обезьянничества: они старательно подражали западным образцам. А о западных скинхедах они узнали из советских СМИ эпохи перестройки: как раз в 1989–1991 гг. было модно рассказывать об английских, немецких, а чуть позже – и о чешских скинхедах. Так длилось до начала 1994 г. В начале 94-го скинхеды вдруг сразу – в несколько недель – становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. Внешне это было связано с событиями сентября-октября 1993 г., когда Ельцин очень наглядно показал всем, что в любой дискуссии самый убедительный аргумент – насилие. Нашлись подростки, которые усвоили это очень хорошо. Сегодняшние студенты, учащиеся гуманитарных факультетов разных московских университетов, вспоминают, что как раз те их одноклассники или приятели-школьники, которые стали вскоре скинхедами, 4 октября 1993 г. присутствовали в толпе зевак, с патологическим удовольствием наблюдавших с близкого расстояния расстрел танками парламента. На рост числа московских скинов повлиял, впрочем, не столько расстрел парламента, сколько последующий период «особого положения» в Москве, когда на улицах царил полицейский террор, быстро принявший явно расистский (формально – антикавказский) характер. Ельцин и его сторонники активно использовали расистскую и националистическую риторику в ходе политического кризиса в сентябре-октябре 1993 года еще до расстрела парламента. Например, Руслану Хасбулатову постоянно ставилось в вину его чеченское происхождение. Непосредственно 4 октября действия армии и ОМОНа приобретали порой откровенно расистский характер. Например, депутат парламента Олег Румянцев, один из лидеров российских социал- демократов и один из разработчиков российской конституции, был схвачен на улице пропрезидентскими десантниками и зверски избит (ему, в частности, сломали челюсть и отбили почки). Причем офицер-десантник, руководивший избиением, радостно кричал: «Ага, попался, жидовская морда!». Двое студентов-ливанцев – Хануш Фади и Салиб Ассаф – были расстреляны 4 октября только потому, что имели ярко выраженную неарийскую внешность.
8 В период «особого положения» в Москве мэр столицы Лужков организовал самую настоящую этническую чистку. Какая бы то ни было законность в период «особого положения» в Москве отсутствовала, конституционные гарантии не соблюдались, нарушения прав человека (незаконные бессудные обыски, аресты, грабежи, избиения и пытки со стороны милиции и ОМОНа) носили массовый характер. Тысячи человек – преимущественно с неславянской внешностью – были арестованы, избиты, ограблены и депортированы из Москвы. Всех их скопом записали в пресловутые «лица кавказской национальности». ОМОН и милиция с удовольствием грабили ларьки и палатки, принадлежавшие «лицам кавказской национальности», на московских рынках ОМОНом неоднократно проводились форменные погромы, в ходе которых у «кавказцев» отбирали деньги, драгоценности и товары, нещадно избивая. Помимо уроженцев Кавказа, в числе пострадавших оказались также выходцы с Балкан, из Средней Азии, граждане Индии, Пакистана, Ирана, а также евреи и арабы. По поводу ареста, избиения и ограбления дипломатов из Объединенных Арабских Эмиратов посольство ОАЭ даже заявило протест МИД России. Аналогичные протесты были сделаны и посольствами Армении, Грузии и Азербайджана. Несколько англоязычных газет, включая «Москоу таймс», не сговариваясь, озаглавили помещенные в них статьи так: «Racist Pogroms in Moscow». Многочисленные жалобы на произвол даже не рассматривались. Пострадавшие, чьим единственным «преступлением» были расовые отличия, оказались лишены права на защиту своих интересов в суде. Одна такая история – незаконный арест, ограбление, зверское избиение двух граждан Грузии, азербайджанцев по национальности – подробно описана в «Левой газете», с приложением документов. В суде, а затем в прокуратуре заявления от этих граждан Грузии принять просто отказались. В той же публикации описаны зверские массовые избиения незаконно задержанных – в ряде случаев с тяжкими последствиями (у одного из задержанных – по национальности таджика – в результате побоев был сломан позвоночник). В период «особого положения» в Москве мэр столицы Лужков организовал самую настоящую этническую чистку. Какая бы то ни было законность в период «особого положения» в Москве отсутствовала, конституционные гарантии не соблюдались, нарушения прав человека (незаконные бессудные обыски, аресты, грабежи, избиения и пытки со стороны милиции и ОМОНа) носили массовый характер. Тысячи человек – преимущественно с неславянской внешностью – были арестованы, избиты, ограблены и депортированы из Москвы. Всех их скопом записали в пресловутые «лица кавказской национальности». ОМОН и милиция с удовольствием грабили ларьки и палатки, принадлежавшие «лицам кавказской национальности», на московских рынках ОМОНом неоднократно проводились форменные погромы, в ходе которых у «кавказцев» отбирали деньги, драгоценности и товары, нещадно избивая. Помимо уроженцев Кавказа, в числе пострадавших оказались также выходцы с Балкан, из Средней Азии, граждане Индии, Пакистана, Ирана, а также евреи и арабы. По поводу ареста, избиения и ограбления дипломатов из Объединенных Арабских Эмиратов посольство ОАЭ даже заявило протест МИД России. Аналогичные протесты были сделаны и посольствами Армении, Грузии и Азербайджана. Несколько англоязычных газет, включая «Москоу таймс», не сговариваясь, озаглавили помещенные в них статьи так: «Racist Pogroms in Moscow». Многочисленные жалобы на произвол даже не рассматривались. Пострадавшие, чьим единственным «преступлением» были расовые отличия, оказались лишены права на защиту своих интересов в суде. Одна такая история – незаконный арест, ограбление, зверское избиение двух граждан Грузии, азербайджанцев по национальности – подробно описана в «Левой газете», с приложением документов. В суде, а затем в прокуратуре заявления от этих граждан Грузии принять просто отказались. В той же публикации описаны зверские массовые избиения незаконно задержанных – в ряде случаев с тяжкими последствиями (у одного из задержанных – по национальности таджика – в результате побоев был сломан позвоночник).
9 Посмотрев, как омоновцы с удовольствием грабят и безнаказанно бьют ногами людей с «недостаточно арийской» внешностью, и, послушав соответствующую «патриотическую» риторику московских властей, подростки-двоечники из «спальных» районов, из неблагополучных семей быстро нашли «пример для подражания». Посмотрев, как омоновцы с удовольствием грабят и безнаказанно бьют ногами людей с «недостаточно арийской» внешностью, и, послушав соответствующую «патриотическую» риторику московских властей, подростки-двоечники из «спальных» районов, из неблагополучных семей быстро нашли «пример для подражания». Скинхеды в России – продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно хорошо видно из того факта, что банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах – там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно возникшее за последние годы в России социальное расслоение. Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших чиновников и уголовников – «новых русских», – завидовали им и ненавидели их. Но трогать боялись (у «новых русских» – секьюрити!) и направляли свою ненависть на более доступный объект – «инородцев». Скинхеды в России – продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно хорошо видно из того факта, что банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах – там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно возникшее за последние годы в России социальное расслоение. Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших чиновников и уголовников – «новых русских», – завидовали им и ненавидели их. Но трогать боялись (у «новых русских» – секьюрити!) и направляли свою ненависть на более доступный объект – «инородцев». Не удивительно поэтому, что извращенное, далекое от истины представление о патриотизме уже укоренилось в сознании многих соотечественников, чему в немалой степени способствует также и испытываемое ими трудности в процессе выживания, необходимость расходования львиной доли сил и энергии на решение самых насущных проблем. Также жизненные условия, сложности бытия в огромной мере затрудняют возможность подняться до высокого уровня духовности, до сознания всей важности и сложности судьбы сегодняшней России. Личные проблемы и интересы, увы, значительно преобладают, доминируют над общественными, общегосударственными. Негативную роль при этом играют и СМИ[3], дающие не всегда достоверную информацию о событиях в стране, в погоне за рейтингом, показывают в эфире и в публикациях анализ событий таким образом, что складывается негативное отношение к родине. Не удивительно поэтому, что извращенное, далекое от истины представление о патриотизме уже укоренилось в сознании многих соотечественников, чему в немалой степени способствует также и испытываемое ими трудности в процессе выживания, необходимость расходования львиной доли сил и энергии на решение самых насущных проблем. Также жизненные условия, сложности бытия в огромной мере затрудняют возможность подняться до высокого уровня духовности, до сознания всей важности и сложности судьбы сегодняшней России. Личные проблемы и интересы, увы, значительно преобладают, доминируют над общественными, общегосударственными. Негативную роль при этом играют и СМИ[3], дающие не всегда достоверную информацию о событиях в стране, в погоне за рейтингом, показывают в эфире и в публикациях анализ событий таким образом, что складывается негативное отношение к родине.[3]
10 Почему же все-таки в нашем обществе сложилось такое неоднозначное отношение, а понятие патриотизм подменяется понятием «лжепатриотизм», включающее в себя экстремизм, национализм, шовинизм. Давайте попробуем разобраться в корне проблемы. Почему же все-таки в нашем обществе сложилось такое неоднозначное отношение, а понятие патриотизм подменяется понятием «лжепатриотизм», включающее в себя экстремизм, национализм, шовинизм. Давайте попробуем разобраться в корне проблемы. За долгие десятилетия советского опыта население привыкло к гарантированной полной занятости, государственному патернализму в области образования и здравоохранения, а также и в области других социальных программ (например, к субсидированным (часто символическим) ценам на основные продукты питания, детские товары, жилье, коммунальные услуги, общественный транспорт и т.п.). Лишившись привычного образа жизни, население России стало быстро дичать: преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. Семейные скандалы и насилие в семье превратились в норму. В несколько раз возросло число психически больных. В депрессивных регионах даже возникла очередь на госпитализацию в психиатрические больницы – и очередь немаленькая: люди ждут по 2–3 года. Побеги детей из дома из-за голода, побоев и невыносимых условий существования (так же, впрочем, как и отказы от детей) стали массовым явлением: сегодня в России самое меньшее – 4 миллиона беспризорных детей. Это безумно много, если вспомнить, что после Гражданской войны 1918–1921 гг. во всем Советском Союзе было 6 миллионов беспризорников. Параллельно с развалом экономики шел процесс развала системы образования и воспитания. С одной стороны, это, конечно, было следствием экономического краха: в СССР вся школьная система была государственной, и если доходы государства в последние 10 лет снизились в 8–10 раз, это не могло не сказаться на финансировании школы. В результате в последние годы по финансовым причинам в стране ежегодно закрывалось по 400–450 школ и, соответственно, бóльшая часть учеников из этих школ оказывалась лишена возможности продолжать образование. Уже в 1997 г. в Сибири, например, по официальным данным военкоматов, от 7 до 11% призывников были неграмотными. К 1999 г. ситуация заметно ухудшилась. Сколько детей школьного возраста уже не посещает школу, неизвестно (официальных данных то ли нет, то ли они засекречены). За долгие десятилетия советского опыта население привыкло к гарантированной полной занятости, государственному патернализму в области образования и здравоохранения, а также и в области других социальных программ (например, к субсидированным (часто символическим) ценам на основные продукты питания, детские товары, жилье, коммунальные услуги, общественный транспорт и т.п.). Лишившись привычного образа жизни, население России стало быстро дичать: преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. Семейные скандалы и насилие в семье превратились в норму. В несколько раз возросло число психически больных. В депрессивных регионах даже возникла очередь на госпитализацию в психиатрические больницы – и очередь немаленькая: люди ждут по 2–3 года. Побеги детей из дома из-за голода, побоев и невыносимых условий существования (так же, впрочем, как и отказы от детей) стали массовым явлением: сегодня в России самое меньшее – 4 миллиона беспризорных детей. Это безумно много, если вспомнить, что после Гражданской войны 1918–1921 гг. во всем Советском Союзе было 6 миллионов беспризорников. Параллельно с развалом экономики шел процесс развала системы образования и воспитания. С одной стороны, это, конечно, было следствием экономического краха: в СССР вся школьная система была государственной, и если доходы государства в последние 10 лет снизились в 8–10 раз, это не могло не сказаться на финансировании школы. В результате в последние годы по финансовым причинам в стране ежегодно закрывалось по 400–450 школ и, соответственно, бóльшая часть учеников из этих школ оказывалась лишена возможности продолжать образование. Уже в 1997 г. в Сибири, например, по официальным данным военкоматов, от 7 до 11% призывников были неграмотными. К 1999 г. ситуация заметно ухудшилась. Сколько детей школьного возраста уже не посещает школу, неизвестно (официальных данных то ли нет, то ли они засекречены).
11 Но куда более серьезным фактором оказалось то, что в России под предлогом «борьбы с тоталитаризмом» запретили воспитание! Само понятие «воспитание» связали почему-то с комсомолом и пионерской организацией. Эти организации были распущены, взамен не было создано никаких. Между тем, комсомол и пионерская организация занимались не только идеологической работой. Вся иная молодежная деятельность – искусство, спорт, туризм и т.п. – тоже была «повешена» на эти «страшные» организации. Комсомол устраивал и проводил спортивные соревнования и рок- и фолк-фестивали, закупал оборудование и предоставлял помещения для всевозможных занятий молодежи, начиная с кружков юных шахматистов или авиамоделистов и кончая танцевальными и спелеологическими. Министерство образования – под флагом «деидеологизации школы» – запретило в своих документах даже само слово «воспитание». О воспитании патриотизма не говорили вообще. Результатом явилась вторая психологическая катастрофа: за десятилетие реформ в России выросло новое поколение – асоциальное. Для этого поколения характерен полный разрыв с традициями, с общественными ценностями и социальными установками. Но куда более серьезным фактором оказалось то, что в России под предлогом «борьбы с тоталитаризмом» запретили воспитание! Само понятие «воспитание» связали почему-то с комсомолом и пионерской организацией. Эти организации были распущены, взамен не было создано никаких. Между тем, комсомол и пионерская организация занимались не только идеологической работой. Вся иная молодежная деятельность – искусство, спорт, туризм и т.п. – тоже была «повешена» на эти «страшные» организации. Комсомол устраивал и проводил спортивные соревнования и рок- и фолк-фестивали, закупал оборудование и предоставлял помещения для всевозможных занятий молодежи, начиная с кружков юных шахматистов или авиамоделистов и кончая танцевальными и спелеологическими. Министерство образования – под флагом «деидеологизации школы» – запретило в своих документах даже само слово «воспитание». О воспитании патриотизма не говорили вообще. Результатом явилась вторая психологическая катастрофа: за десятилетие реформ в России выросло новое поколение – асоциальное. Для этого поколения характерен полный разрыв с традициями, с общественными ценностями и социальными установками. Сегодня в России много делается для исправления ситуации: создана программа патриотического воспитания. В школах введены предметы граждановедение, в кинотеатрах все чаще показывают фильмы о истории отечества: «9 рота», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Сволочи», и рейтинг популярности у этих фильмов очень высокий. Сегодня в России много делается для исправления ситуации: создана программа патриотического воспитания. В школах введены предметы граждановедение, в кинотеатрах все чаще показывают фильмы о истории отечества: «9 рота», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Сволочи», и рейтинг популярности у этих фильмов очень высокий. Однако я хочу заметить, что сегодня многие считают себя патриотами, вступая в националистические и фашистские объединения. Главной задачей этих группировок является «очистка» России от лиц других национальностей при помощи физической силы. Я считаю, что человек, размахивающий национальным флагом и громко выкрикивающий лозунги, не есть патриот. Патриот – это человек, знающий историю своей страны, знающий ее традиции и обычаи. Патриот – это, в первую очередь, человек, честь и совесть которого не запачканы, и который уважает людей, живущих рядом с ним. Однако я хочу заметить, что сегодня многие считают себя патриотами, вступая в националистические и фашистские объединения. Главной задачей этих группировок является «очистка» России от лиц других национальностей при помощи физической силы. Я считаю, что человек, размахивающий национальным флагом и громко выкрикивающий лозунги, не есть патриот. Патриот – это человек, знающий историю своей страны, знающий ее традиции и обычаи. Патриот – это, в первую очередь, человек, честь и совесть которого не запачканы, и который уважает людей, живущих рядом с ним. Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. Подытоживая, постараюсь ответить-таки на вопрос: что же значит быть патриотом своей страны сегодня? - Наверное, это сугубо индивидуально. Для кого-то патриотизм равняется нацизму, для кого-то это русофобия, для кого-то классическая трактовка слова. Мы можем лишь оценивать ситуацию и делать все возможное, чтобы настоящих патриотов было больше… Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. Подытоживая, постараюсь ответить-таки на вопрос: что же значит быть патриотом своей страны сегодня? - Наверное, это сугубо индивидуально. Для кого-то патриотизм равняется нацизму, для кого-то это русофобия, для кого-то классическая трактовка слова. Мы можем лишь оценивать ситуацию и делать все возможное, чтобы настоящих патриотов было больше…
12 1]1] От др. греческого – гражданин мира; безразличие к межнациональному барьеру, противостояние всякому национализму и религиозному фундаментализму. 1] [2][2] лицемерие [2] [3][3] Средства массовой информации [3]
13 Анкета Тема: «Что для Вас значит быть патриотом?» Тема: «Что для Вас значит быть патриотом?» 1)Дайте определение понятию патриот. 2)Считаете ли Вы себя патриотом? 3)Кого из известных людей Вы считаете патриотами? исторические персонажи современники 4)Являются ли патриотами своей страны скинхеды, экстремисты? Почему? 5)Кто влияет на формирование патриотизма (Если вы знаете организации, программы СМИ, назовите их)? 6)Какие качества присущи патриоту? 1)Любовь к Родине 2)Героизм 3)Ум 4)Великодушие 5)Эгоизм 7)Независимость 8)Терпимость 9)Воспитанность 10)Нравственность 1)Дайте определение понятию патриот. 2)Считаете ли Вы себя патриотом? 3)Кого из известных людей Вы считаете патриотами? исторические персонажи современники 4)Являются ли патриотами своей страны скинхеды, экстремисты? Почему? 5)Кто влияет на формирование патриотизма (Если вы знаете организации, программы СМИ, назовите их)? 6)Какие качества присущи патриоту? 1)Любовь к Родине 2)Героизм 3)Ум 4)Великодушие 5)Эгоизм 7)Независимость 8)Терпимость 9)Воспитанность 10)Нравственность В опросе участвовало 67 учащихся в возрасте лет
18 Согласно данным анкеты, при ответе на третий вопрос, указали следующих личностей:
19 Суворов Александр Васильевич Русский полководец
20 Кутузов Михаил Илларионович русский полководец
21 Петр I Великий русский царь
22 Пушкин Александр Сергеевич великий русский поэт, прозаик, драматург, критик
23 Жириновский Владимир Вольфович род. в 1946г. Российский политический деятель
24 Путин Владимир Владимирович род. в 1952г. Президент России
25 ЛЖЕПАТРИОТЫ
26 скинхеды
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.