Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеннадий Лютов
1 Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории
2 Экономическая теория - общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей. Экономическая теория - общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей.
3 Автор термина «экономика» является древнегреческий философ Ксенофонт - состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – закон. То есть законы ведения хозяйства (дома), способы увеличения и умения пользоваться Автор термина «экономика» является древнегреческий философ Ксенофонт - состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – закон. То есть законы ведения хозяйства (дома), способы увеличения и умения пользоваться
4 Экономика – это то, что связано с Экономика – это то, что связано с производством материальных и нематериальныx благ. Но не просто производством, а с общественным производством. Ведь люди, чтобы производить материальные блага вступают в общение друг с другом на всех стадиях движения общественного продукта: производства, распределения, обмена и потребления.
5 Метод – путь исследования. Для познания социально-экономических явлений используют общенаучные и специальные для экономической теории методы. Метод – путь исследования. Для познания социально-экономических явлений используют общенаучные и специальные для экономической теории методы. I.Общенаучные. I.Общенаучные. 1.Структурно-функциональный метод – предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов на уровнях: 1.Структурно-функциональный метод – предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов на уровнях: а) координационных (согласованность структурных элементов системы и место элемента в рамках системы); а) координационных (согласованность структурных элементов системы и место элемента в рамках системы); б) субординационных (указывают на субподчиненную связь элементов в системе); б) субординационных (указывают на субподчиненную связь элементов в системе); в) генетических (указывают связь элемента с историей системы). в) генетических (указывают связь элемента с историей системы).
6 2.Объединение качественного и количественного анализа и использование на этой основе математических методов в экономических исследованиях. 2.Объединение качественного и количественного анализа и использование на этой основе математических методов в экономических исследованиях. Ученые-экономисты обосновывают теоретические выводы с помощью количественного анализа. На основе периодичности повторения можно определять закономерность, тенденцию, закон и проникать в суть отношений между людьми. Но нельзя математизировать все. Ученые-экономисты обосновывают теоретические выводы с помощью количественного анализа. На основе периодичности повторения можно определять закономерность, тенденцию, закон и проникать в суть отношений между людьми. Но нельзя математизировать все.
7 ІІ. Специальные методы. ІІ. Специальные методы. 1. Метод научной абстракции – отказ от поверхностных, 1. Метод научной абстракции – отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и общих связей. внутренних, существенных, устойчивых и общих связей. Чтобы абстракция была научной, необходимо определить Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования. Дается общая характеристика границы абстрагирования. Дается общая характеристика явления, определяются присущие ему противоречия и явления, определяются присущие ему противоречия и рассматриваются его конкретные проявления. То, от чего рассматриваются его конкретные проявления. То, от чего абстрагировались сначала, требует теперь разъяснений. В абстрагировались сначала, требует теперь разъяснений. В результате конкретное выступает не случайным результате конкретное выступает не случайным накоплением явлений, а целостной панорамой. накоплением явлений, а целостной панорамой.
8 2. Метод анализа и синтеза охватывается абстрактным 2. Метод анализа и синтеза охватывается абстрактным мышлением. мышлением. Анализ – предмет исследования расчленяется, мышление Анализ – предмет исследования расчленяется, мышление идет от видимого, конкретного к абстрактному. идет от видимого, конкретного к абстрактному. Выделяются составляющие элементы, определяется роль Выделяются составляющие элементы, определяется роль и значение каждого, их связи в механизме. и значение каждого, их связи в механизме. Синтез – явление исследуется во взаимодействии всех его Синтез – явление исследуется во взаимодействии всех его элементов. Мышление идет от абстрактного к элементов. Мышление идет от абстрактного к конкретному, от понимания сущности отношений к конкретному, от понимания сущности отношений к проявлению их в конкретной ситуации. проявлению их в конкретной ситуации.
9 3. Метод дедукции и индукции – переход 3. Метод дедукции и индукции – переход умозаключений от частного к общему и от общего к умозаключений от частного к общему и от общего к частному. частному. 4. Метод аналогий – перенесение свойств одного 4. Метод аналогий – перенесение свойств одного явления на другие. явления на другие. Аналогии являются разновидностями сравнения, так как Аналогии являются разновидностями сравнения, так как направлены на изучение сходства и различия явлений. направлены на изучение сходства и различия явлений. 5. Социально-экономический эксперимент. Должен быть тщательно подготовлен, так как отрицательные последствия могут сказаться на большом количестве людей. (Свободные экономические зоны).
10 Функции Познавательная – в том, чтобы глубоко и всесторонне изучать производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг на протяжении всей истории человечества, открывать законы и тенденции экономического прогресса. Познавательная – в том, чтобы глубоко и всесторонне изучать производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг на протяжении всей истории человечества, открывать законы и тенденции экономического прогресса. Критическая – в выявлении как достижений, так и недостатков различных способов производства. Критическая – в выявлении как достижений, так и недостатков различных способов производства. Прогнозтическая – предусматривает разработку экономических вопросов, выявление перспектив общественного развития. Прогнозтическая – предусматривает разработку экономических вопросов, выявление перспектив общественного развития. Прагматическая (практическая) – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научно обоснованной экономической политики государства. Прагматическая (практическая) – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научно обоснованной экономической политики государства.
11 Тесты 1. Функции экономической теории: 1. Функции экономической теории: А. познавательная А. познавательная В. методологическая В. методологическая С. практическая С. практическая Д. идеологическая Д. идеологическая Е. все ответы верны Е. все ответы верны 2. В экономической теории различают следующие виды ресурсов: 2. В экономической теории различают следующие виды ресурсов: А. материальные А. материальные В. природные В. природные С. трудовые С. трудовые Д. финансовые, информационные Д. финансовые, информационные Е. все ответы верны Е. все ответы верны 3.Предметом экономической теории является: 3.Предметом экономической теории является: А. взаимоотношения хозяйствующих субъектов по поводу обмена и распределения товарами и услугами А. взаимоотношения хозяйствующих субъектов по поводу обмена и распределения товарами и услугами В. национальное богатство В. национальное богатство С. производственные или социально-экономические взаимосвязи хозяйствующих в обществе субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг С. производственные или социально-экономические взаимосвязи хозяйствующих в обществе субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг Д. изучение производительных сил в обществе Д. изучение производительных сил в обществе Е. поведение экономического человека Е. поведение экономического человека
12 4. К качественным методам относятся: 4. К качественным методам относятся: А. математический, научной абстракции, системный, исторический и логический, индукции и дедукции А. математический, научной абстракции, системный, исторический и логический, индукции и дедукции В. научной абстракции, системный, исторический и логический, индукции и дедукции, анализа и синтеза В. научной абстракции, системный, исторический и логический, индукции и дедукции, анализа и синтеза С. математический, графический, исторический и логический, индукции и дедукции С. математический, графический, исторический и логический, индукции и дедукции Д. научной абстракции, системный, исторический и логический, статистический Д. научной абстракции, системный, исторический и логический, статистический С. все ответы верны С. все ответы верны 5. Методы экономической теории подразделяются на: 5. Методы экономической теории подразделяются на: А. качественные А. качественные В. абстрактные В. абстрактные С. качественные и количественные С. качественные и количественные Д. количественные Д. количественные Е. все ответы верны Е. все ответы верны
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.