Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемcheredu.ru
1 Современные представления об интегрированном и инклюзивном обучении
2 Понятия «инклюзия» и интеграция Интеграция понимает под собой включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни. Отечественной и зарубежной наукой и практикой выделены различные пути, обеспечивающие постепенную интеграцию. В процессе интеграции очевидна роль обучения и воспитания, организации их активного участия во всех областях жизнедеятельности. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой говорится о том, что жизнь этой категории людей должна быть, как можно более приближена к условиям жизни всего общества. Принципы нормализации на сегодняшний день закреплены следующими правовыми международными актами: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии. В настоящее время в литературе и периодической печати используются оба термина: инклюзивное и интегративной обучение и воспитание (образование).
3 инклюзивное обучение Новая образовательная программа школы должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми образовательными потребностями Сторонники волевых решений в области инклюзивного обучения любят ссылаться на положительный зарубежный опыт. При этом они, как правило, упускают из вида, что предлагаемые ими радикальные и быстрые меры не могут расцениваться в качестве аналога западных подходов, так как реализуются при отсутствии необходимой законодательной, экономической, кадровой базы. Не декларативная, а истинная образовательная интеграция, которая обеспечивается в странах Германии, США и других, в денежном исчислении не только не дешевле традиционного специального обучения, но и на порядок дороже. Продвинутая модель интеграции предполагает создание в рамках обычного класса уникального учебного места, введение в дополнение к учителю-предметнику второго педагога, приспособление инфраструктуры к возможностям ученика и многое другое, то есть своего рода организацию в стенах класса «мини- специальной школы». По словам представителя ЮНЕСКО Х.Ольсен, «исследования проблем, связанных с обучением учеников с ограниченными возможностями здоровья, проведенные в семнадцати европейских странах показали, что если финансирование не осуществляется в достаточном объеме, то идея интеграции вряд ли может быть реализована на практике».
4 Инклюзивное обучение Не декларативная, а истинная образовательная интеграция, которая обеспечивается в странах Германии, США и других, в денежном исчислении не только не дешевле традиционного специального обучения, но и на порядок дороже. Продвинутая модель интеграции предполагает создание в рамках обычного класса уникального учебного места, введение в дополнение к учителю-предметнику второго педагога, приспособление инфраструктуры к возможностям ученика и многое другое, то есть своего рода организацию в стенах класса «мини- специальной школы». По словам представителя ЮНЕСКО Х.Ольсен, «исследования проблем, связанных с обучением учеников с ограниченными возможностями здоровья, проведенные в семнадцати европейских странах показали, что если финансирование не осуществляется в достаточном объеме, то идея интеграции вряд ли может быть реализована на практике».
5 Инклюзивная школа: Рассматривает многообразие культур как новую реальность. Современная школа должна быть готова к обучению детей, принадлежащих различным этническим группам и культурам, говорящих на разных языках, имеющих различный социальный и экономический статус, с разными способностями, интересами и целями обучения. Таким образом, школа не должна ограничиваться одним учебным планом и единым подходом к обучению всех детей. Учащиеся должны освоить общеобразовательную программу, соответствующую их образовательным потребностям, но каждый, делая это в индивидуальной манере и иногда с разными успехами. «интегрированное обучение – совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений …»; - «образовательное учреждение интегрированного обучения – образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений …».
6 Инклюзивная школа: Обеспечивает доступ к знаниям, навыкам и информации. Подобный доступ увеличивает шансы, предоставляя большую свободу выбора каждому учащемуся. Данный принцип является главной целью образования, следовательно, все виды деятельности инклюзивной школы подчинены этому принципу и его отражению в деятельности учащихся, их семей, преподавателей и всех кто вовлечен в этот процесс.
7 Инклюзивная школа: Сохраняет индивидуализацию процесса обучения. Дети учатся по-разному. Задача преподавателя – помочь учащимся (детям и молодым людям) понять различные явления, приобрести жизненный опыт. Учителя используют разные подходы и методы, но их объединяет персонализация процесса обучения в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями, целями и методами обучения. Инклюзивная школа всегда предоставляет ученикам возможность добиться более высоких результатов и улучшить свои знания.
8 Инклюзивная школа: Предполагает сотрудничество специалистов разных профилей. Ни один преподаватель не преуспеет, обучая большое количество разных детей: ему потребуется помощь со стороны коллег. Когда специалисты разного профиля работают вместе, им удается разносторонне развить каждого ребенка.
9 Инклюзивная школа: Предполагает сотрудничество с семьями, государственными и общественными организациями. Школа не в состоянии справиться со всеми вопросами одна. Сотрудничество с различными организациями по обеспечению учащихся медицинскими и социальными услугами является очень важным для школы. Привлечение членов всех заинтересованных сторон к участию в деятельности школы может стать дополнительным источником ресурсов, усиливая тем самым эффективность обучения для каждого школьника.
10 Инклюзивная школа: «Гибкость» школьной структуры. Школьные условия должны быть адаптированы к потребностям преподавателей и учащихся. Хорошая школа нуждается также в партнерстве. Семьи учащихся, общественность, ученые, специалисты государственных ведомств должны сотрудничать для того, чтобы решать проблемы и улучшать условия обучения. Новые учебные программы, школьные команды, команды, состоящие из участников разных возрастов, и подобные инновации позволяют сделать школьную систему более гибкой.
11 Инклюзивная школа: Ожидания успехов в обучении. Преподаватели должны верить в каждого ученика, оценивать его способности и таланты по достоинству. От каждого ребенка ждут успехов и достижений, независимо от его национальности, принадлежности к той или иной культуре, языка, пола, способностей или семейных обстоятельств. В инклюзивной школе дети учатся и в дальнейшем находят применение своим знаниям. Театральные постановки, конференции, которые проводят сами учащиеся, круглые столы, выставки и другие предусмотренные образовательной программой виды деятельности являются инновационными и хорошо зарекомендовали себя при обучении детей в подобной школе.
12 Инклюзивная школа: Эволюция школьной системы. Школа должна накапливать и использовать информацию, которая позволяет улучшить ее деятельность. Семьям школьников также необходимы сведения об обучении своих детей. Преподавателям нужна информация, которая поможет оптимизировать процесс обучения. Соответствующие государственные организации и ведомства нуждаются в сведениях, которые позволят исправить существующие недостатки школьной системы в целом.
13 Инклюзивная школа: Способствует образованию толерантного общества. Инклюзивная школа очень важна, так как она способствует достижению успехов в обучении. Трудно недооценить значимость такой школы: она поддерживает философию «принятия каждого ребенка и гибкости в подходах к обучению», в которой нуждается общество. Дети, подростки проводят в школе небольшую часть своей жизни. Однако, после семьи, школа оказывает существенное влияние на формирование личности учащихся, начиная с того возраста, когда они идут в школу, и до конца жизни. Так, влияние родителей и школы длится всю жизнь. Инклюзивная школа помогает формировать общество, в котором будет оценена индивидуальность каждого члена и в котором каждый сможет получить помощь и поддержку.
14 Инклюзивная школа - это школа, в которой процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школа, воплощающая лучшее в образовании. Инклюзивные школы помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. Инклюзивные школы – это такие школы, в которых: «…каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей»
15 Базовые модели интеграции Постоянная полная интеграция Постоянная неполная интеграция Постоянная частичная интеграция Эпизодическая
16 Базовые модели интеграции Потенциал различных видов образовательных учреждений в организации интегрированного обучения Массовые учреждения: Постоянная полная; Постоянная неполная Комбинированные: Постоянная полная; Постоянная неполная; Постоянная частичная; Временная частичная Специальные: Постоянная неполная; Эпизодическая
17 Постоянная полная интеграция наиболее сложная форма интеграции Чем более близким к возрастной норме является уровень развития ребенка и его психологическая готовность к совместному обучению, тем более полная интеграция ему показана, хотя и в этом случае сохраняется необходимость оказания индивидуальной коррекционной помощи. Постоянная полная интеграция предполагает обучения ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в одних классах. Полная интеграция может быть эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками уровень психического развития ребенка обеспечивается, как правило, при условии раннего выявления нарушений и проведении систематической работы коррекционной работы с первых месяцев жизни. Именно раннее начало и грамотная организация коррекционной помощи резко повышают вероятность достижения ребенком ровного и близкого к норме уровня психического развития, а поэтому ранняя помощь – это самый надежный путь полной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду. Полная интеграция может быть организована в разных учреждениях – массовом (обычном), массовом интегрированного обучения; комбинированном. Правила комплектования классов при полной интеграции следующие: дети с отклонениями в развитии по 1-3 человека включаются в обычные классы школы. дети в течении всего дня находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками. Содержание совместной деятельности не регламентируется: дети с ограниченными возможностями здоровья посещают все учебные занятия совместно с нормально развивающимися сверстниками. В условиях постоянной полной интеграции процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования. Специальная педагогическая помощь может оказываться как внутри учреждения, если это массовое образовательное учреждение интегрированного обучения или учреждение комбинированного вида, так и вне его, если дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в массовое учебное заведение. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше тех, кому может быть полезна полная интеграция, что обусловлено и эффективной ранней помощью, и успехами в развитии технологий медицинской, психологической и педагогической коррекции нарушений в развитии ребенка, и полноценным включением подготовленных специалистами родителей в процесс воспитания и обучения. Интеграция необходима всем детям, поскольку позволяет максимально нормализовать среду и способы взаимодействия с окружающими людьми, однако чем ниже уровень развития ребенка в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, чем менее он психологически готов к интеграции, тем более дозированным и регламентированным должен быть процесс совместного обучения.
18 Постоянная неполная интеграция Она может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Постоянная, но неполная интеграция может быть полезна школьниками с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных (поведенческих и познавательных) нарушений. Смыслом постоянной неполной интеграции школьников является максимальное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значительных возможностей общения, взаимодействия и обучения с нормально развивающимися детьми. Это попытка добиться максимально возможной для ребенка в данный момент его жизни нормализации способов социального и учебного взаимодействия с целью дальнейшего расширения уже имеющихся возможностей в области образовательной и социальной интеграции.
19 Продолжнение (постоянная неполная интеграция) Учащиеся класса находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, в оставшееся время они объединяются с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья для работы по специальным коррекционным программам. Дети с ограниченными возможностями здоровья объединяются с нормально развивающимися детьми в один класс под названием «гибкий». Правила комплектованиия гибких классов таковы: гибкие классы могут быть организованы только в тех массовых школах, где имеется несколько параллельных классов, поскольку в состав гибкого класса вводятся 2-3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (прежде всего речь идет о детях с ЗПР и неосложненной умственной отсталостью), В случае неполной интеграции в процессе обучения в смешанной группе и гибком классе в равной мере вовлекаются педагоги массового образования и педагоги- дефектологи. В гибком классе часть учебных предметов преподает массовый педагог, а часть дефектолог, он же готовит детей к учебным занятиям в общем потоке.
20 Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками. Частичная интеграция может быть обеспечена в массовых школах, где открыты специальные классы для детей с определенным отклонением в развитии. При частичной интеграции дети с ограниченными возможностями здоровья являются учениками специального класса, которые комплектуются по обычным для таких классов правилам, но предусматривается, что на часть дня отдельные дети с более высоким уровнем развития могут систематически вводятся в обычные классы по 1-3 человека. Интеграция осуществляется во внеурочной деятельности и воспитательной работе. смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками. Это попытка целенаправленного расширения уже имеющихся, но еще относительно малых возможностей детей в области социальной интеграции.
21 временная и частичная интеграция Смыслом временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Временная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения. Данная модель интеграции может быть реализована в в массовых школах, в которых открыты специальные классы. Для того, чтобы использовать даже самые минимальные возможности социальной интеграции, каждый специальный класс должн быть «связаны» с классом нормально развивающихся детей такого же возраста или на год моложе. Общение и взаимодействие детей обеспечивается в процессе совместных прогулок, подготовки и проведения праздников, развлечений и т.д. Школьники с ограниченными возможностями здоровья объединяются с нормально развивающимися детьми в рамках дополнительного образования. Они вместе посещают кружки и спортивные секции.
22 Эпизодическая интеграция. она ориентирована на специальные школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников. Смыслом эпизодической интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. Эпизодическая интеграция предполагает, что воспитанники специальных учреждений, практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается в лагерях отдыха, специально организованных походах, праздниках, конкурсах, при организации и проведении выставок детских работ, кружках. Такое объединение имеет большое воспитательное значение, но связано со значительными организационными трудностями.
23 В процессе инклюзивного образования необходимо избегать: объяснения заданий, которые следует выполнить во время урока, в форме лекций; пассивности учащихся; излишней строгости при установлении тишины в классе во время занятия; заполнения занятий следующими видами деятельности: работа с упражнениями, в которых нужно вставить пропущенное слово/предложение, работа с учебными тетрадями и другие виды так называемой «сидячей работы»; чрезмерной направленности на чтение текстов из учебника; объяснения нового материала в большом объеме в один прием; излишней концентрации на фактах и деталях; стресса, связанного с оцениванием; разделения школьников в группы «по способностям»; частого использования стимулирующих методик; стандартизированного тестирования.
24 В процессе инклюзивного обучения необходимо учитывать: применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения; применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение; уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета; применять способы поэтапного усвоения нового материала; уделять больше времени чтению художественной литературы; давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий; предоставлять учащимся большую свободу выбора; внедрять принципы демократических толерантных отношений в школе; уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося; использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса; исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников; оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной школе; привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и общественность; опираться на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
25 Использование системы дифференцированного образования Сильной стороной специализированного обучения всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. С приходом в общеобразовательную школу учащихся с особыми образовательными потребностями преподаватели стали сознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Преподаватели общеобразовательной школы в свою очередь обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты учащихся с особыми потребностями.
26 Обязательные условия интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: - желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения; - наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития; - наличие возможности систематически оказывать интегрированному ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь; - психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками; - готовность образовательного учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
27 В образовательном учреждении должны быть обеспечены следующие условия: Административное регулирование процесса интеграции в общеобразовательном учреждении; Обоснованный выбор моделей интеграции; Обоснованный выбор форм обучения (фронтальное, индивидуальное, надомное, дистанционное); Наличие учебных планов и образовательных программ (в т.ч. Индивидуальные образовательные программы); Наличие программ коррекционной работы; Работа службы психолого-педагогического сопровождения; Методическая и консультативная помощь педагогам; Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов; Методическое обеспечение образовательных программ; Образовательная коррекционно-развивающая среда; Консультативная помощь родителям и систематическая работа с семьей.
28 В настоящее время в нашей стране наиболее распространены следующие организационные формы интегрированного обучения: 1) обучение в обычных классах общеобразовательной школы; 2) обучение в специальных коррекционных классах общеобразовательной школы; 3) обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу; 4) полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.