Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСемен Собинов
1 Образ Христа и его иконографические типы Выполнил: студент 3А ФРФ Рыбакова Марина
2 Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях.
3 Описание монаха Епифания (начало IX в.): Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): красе́нъ добро́тою паче сыновъ человbческихъ), ростомъ же или тbлеснымъ возвышенiемъ шести полныхъ футъ; русые имbя волосы и не особенно густые, скорbе напоминавшiе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свbтлыя и блестящiя (подобно тому, какъ разсказываетъ исторiя о праотцb Его Давидb (I кн. Царствъ, XVII, 42): той дbтище бb, и черменъ и лbпъ очима (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокiй, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имbя длинные волосы ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человbческая, кромb Матери Его, въ дbтскомъ Его возрастb; съ легкимъ склоненiемъ выи, настолько, чтобы не вполнb прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвbта тbла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткiй обычай и во всемъ безгнbвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».
4 Чуть позднее, в 836 г., в послании к императору Феофилу был дан неофициальный канон изображения Иисуса в Его человеческом облике: «...благотелесный... со сдвинутыми бровями, красноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив...».
5 С XIV-го века широко известно так называемое «Письмо» иудейского проконсула Публия Лентула к Тиберию или к римскому сенату, в котором еще раз описывается внешний вид Иисуса. Это свидетельство представлено в нескольких вариантах. Один из вариантов цитируется по книге З.Косидовского «Сказания Евангелистов»: «Человек он среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом. Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые, яркие и живые. В гневе он страшен, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью. Иной раз плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества, в разговоре он серьезен, скромен, сдержан, и к нему по праву можно отнести слова пророка: «Вот самый прекрасный обликом из всех сынов человеческих».
6 Обязательные элементы изображения 1. нимб 2. гиматий - верхняя одежда 3. хитон 4. клав 5. книга 6. именование
7 Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария, отвергавшую Божество Сына Божия Иисуса Христа. Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему «кресчатым нимбом». С XI в. «земное» имя Спасителя подписывается IС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя греческими буквами (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трёх видимых лучах кресчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими Традиционные одежды Христа: нижняя пурпурный «хитон " с полосой «клавом " на плече, верхняя синий «гиматий "
8 Иконографические типы
9 «Спас Нерукотворный» «Нерукотворный Образ Иисуса Христа», «Спас на убрусе», «Мандилион» один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Первое пожизненное изображение Христа (30-е годы от Р. Х.) возникло чудесным образом: Он, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, и на ткани возникло изображение Божественного лика. Этот плат обладал чудотворной силой - он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Это самое древнее из канонических изображений. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Образ был прибит на «доску негниющую» и помещен над городскими воротами города Эдессы. Позже образ пришлось скрыть – замуровать в нише стены. За четыре столетия о нем забыли. В 545 году эдесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворенного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток лика на керамиде – глиняной доске, закрывающей Святой убрус.
10 В православной иконописной традиции сложилось два основных типа Нерукотворного Образа Спасителя: Спас на убрусе (лик на фоне белого плата, верхние концы которого завязаны узлами, подчеркнуты складки ткани, а по нижнему его краю пущена кайма) и Спас на чрепии (на этих иконах нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки). Иконография Нерукотворного Спаса содержит только оглавные изображения.
11 «Спас Вседержитель» («Пантократор») центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма. Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя "Спас в силах». Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма «Сил Небесных».
12 Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с книгой в форме свитка Иконографический тип « Господь Вседержитель»: поясное изображение с закрытой книгой в форме кодекса
13 Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с раскрытой книгой Иконографический тип « Господь Вседержитель»: Ростовое изображение с предстоящими
14 «Спас в силах» Этот образ - целый богословский трактат в красках. Всю площадь иконы занимает изображение красного четверика, т. е. квадрата с вытянутыми концами, который знаменует собою землю. Изображения упоминаемых в Апокалипсисе животных помещены по четырем концам красного квадрата. Это символы евангелистов: ангел – Матфей, лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн, которые разносят благую весть по всем четырем частям света. На красном четверике с символами евангелистов, который иначе называют тетраморф, помещен синий овал – мир духовный, сфера бесплотных сил. Все пространство овала заполнено изображениями крылатых ангелов с человеческими лицами. А поверх него, на красном ромбе, который является условным изображением светозарной огненной природы мира Божественного, – фигура Спасителя на престоле. У подножия престола изображены бесплотные силы (престолы). Правая рука Спасителя – в благославляющем перстосложении. В левой – раскрытая (содержит цитату из Евангелия) или закрытая (книга за семью печатями) книга, которая символически соотносится и с книгой Завета и Закона, и с книгой Жизни, и с книгой Откровения.
15 «Господь на престоле», «Царь царем » особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий Царь Царей». Царь царей и грозный Судия – таким изображается Христос на иконах этого типа. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь также есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол в иконографии – не просто символ царственной власти – это, скорее всего, символ вселенной, символ всего видимого и невидимого мира. Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Фигура может быть одиночной, а может быть «с предстоящими» – с ангелами и святыми.
16 Спас на престоле с Евангелистами(Афон (Греция), 1664 г.) Рядом с Хритом символически представлены четыре Евангелиста: Матфей изображен в образе юноши, Марк - в образе льва, Лука - в образе вола, и Иоанн в образе орла. Все они держат свои Евангелия и все имеют крылья, что подчеркивает их ангельский чин.
17 «Великий Архиерей» Великий Архиерей - одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества (Пс CIX, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.
18 «Спас Эммануил» «Спас Эммануил», «Еммануил» иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
19 «Добрый Пастырь» Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.
20 «Не рыдай Мене, Мати» «Не рыдай Мене, Мати…» иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
21 «Благое Молчание» Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.
22 «Лоза истинная» Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь." (Иоан.15:1), "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Иоан.15:5). Иконография сложилась, скорее всего, в греческих монастырях и представляет Христа в образе Вседержителя, окруженного лозой, в ветвях которой изображаются апостолы (а иногда еще и Богородица и Иоанн Предтеча). Евангелие открыто на соответствующем отрывке (Иоан.15:1), в греческом варианте икона подписывается "Αμπελος", что, собственно и означает "виноградная лоза".
23 «Спас Недреманное Око» Символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт XLIX, 8-9, Откр V, 5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств, среди которых сон с открытыми глазами, символически истолковывавшихся, как прообразы смерти и Воскресения Христа. Основной мотив содержания образа отвечает содержанию великосубботней службы и заключается в передаче сверхъестественного состояния Богочеловека по смерти, когда телом Он почивал во гробе и вместе с тем бодрствовал во аде с душою как Бог, попирая смерть: "...спит Живот, и ад трепещет..." В цветущем саду Отрок Христос с открытыми глазами почивает на ложе. Ему предстоят Богородица и ангел. Второй ангел с орудиями страстей изображен над Спасом.
24 «Спас Ярое Око» В русской иконописи периода Золотой Орды (позднее - у раскольников) был весьма популярен Спас Ярое око. ("не мир принес вам, но меч"). Это оплечное изображение Христа, со скорбным темным ликом и яростными глазами.
25 «Христос-Страстотерпец» Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие нам, как сильно он любил и как сильно страдал. Русская икона (третья) изображает Христа в Претории, тюрьме в Иерусалиме, где Христа так безжалостно дразнили.в ночь перед Распятием. Он изображен со связанными руками и ногами в колодках. Христос является также центральным образом большинства канонических композиций (Въезд в Иерусалим, Преображение, Тайная вечеря, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Воскресение и т.д.), которые здесь не рассматриваются.
26 «Спас иерей» Христос в облике священника.
27 «Царь Иудейский» Спаситель в терновом венце и багрянице.
28 «Христос Ветхий Денми» Изображение Христа в облике седовласого старца.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.