Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОльга Мишукина
1 Психология больших социальных групп
2 План: 1.Психология больших социальных групп. 2.Методы изучения больших социальных групп. 3.Психология нации. 4.Психология социальных классов. 5.Стихийные группы и массовые движения Толпа Масса Публика. 6. Социальное движение.
3 1. В больших группах существует специфический регулятор поведения, которого нет в малых группах – нравы, обычаи, традиции, которые дают важную характеристику образа жизни.
5 Структура группы: психологический склад (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы); эмоциональная сфера (потребности, настроения, интересы).
6 2. Методы изучения больших соц.групп: 1)методы этнографии (анализ продуктов культуры разных народов, религии); 2)методы социологии (различные приемы статисти- ческого анализа); 3)приемы языкознания (анализ знаковых систем); 4)методы изучения художественной литературы, журналистики; 5)современные сравнительные, межкультурные исследовательские методы социальных представлений.
7 3. Психология нации: Этнос (нация) – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.
8 Существуют две исторические формы этнической общности людей – племя и нация. Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством; возникновением государства, четких границ расселе- ния, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка; формированием и развитием национальной гордос- ти, проявлением национализма и шовинизма.
9 Нация – высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации. Национальная психика – составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента. Структура национальной психологии – совокупность национально-психических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.
10 К системообразующим относятся: национальное самосознание; национальный характер; национальные интересы, ориентации; национальные чувства и настроения; традиции и привычки.
11 Динамические компоненты: мотивационные особенности интеллектуально-познавательные особенности, эмоционально-волевые особенности коммуникативно-поведенческие особенности национально-психологические особенности.
12 4. Психология социальных классов Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
13 Структура психологии классов: верхний (политическая, экономическая элита; верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий); средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий); базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики); низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры; социальное дно.
14 5.1. Толпа – изначально неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утрачиваемая ей и находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения.
15 Виды толпы: пассивная – любопытствующая (эмоциональ- ный фон слабо выражен, проявляется лишь в заражении любопытством). активная – эмоциональный фон отчетливо выражен. агрессивная (доминируют эмоции – гнева); паническая (главная эмоция – страх); стяжательная (продовольственные программы); демонстрирующая (показать себя).
16 Закон единства толпы (Лебон): 1)происходит уравнение всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений, возникает однородность людей. Люди руководствуются лишь бессознательно – инстинктами, сознательная часть перестает функционировать; 2)толпа интеллектуально ниже индивидов ее состав- ляющих, она склонна к быстрым переносам внимания; 3)человек в толпе способен совершать более агрессив- ные действия, чем в обычной жизнедеятельности, т.к. существующие проблемы ответственности, которые размываются в толпе; 4)отличается повышенной импульсивностью и эмоциональностью.
17 Три основных механизма с помощью которых проявляются эти свойства: 1.анонимность; 2. заражение – бессознательная, невольная подвер- женность индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники (возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся след- ствием, либо дефицита, либо избытка информации). 3. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
18 5.2. Масса – более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобное толпе, она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, манифестации, митинга. Организаторы известны заранее, действие их более четкие, продуманные, тактика поведения.
19 5.3. Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким- то зрелищем (зрительный зал, стадион). В более замкнутых помещениях, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, есть нормы поведения, требующие от этого зрелища, но достаточно инцидента и публика может стать неуправляемой.
20 6. Социальное движение – достаточно организованное единство людей, ставящих определенную цель, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
21 Социальные движения обладают разным уровнем: широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний); локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств); движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации).
22 Основные черты: 1.движения подготавливает определенное общественное мнение; 2.целью имеет изменение ситуации; 3.формируются программы движения; 4.отдается отчет об использовании средств, которые могут быть использованы для достижения целей; 5.используют различные проявления массового поведения (демонстрации, манифестации, съезды, митинга и пр.). Успех движения зависит во многом от прочности позиции лидера и его авторитета.
23 Реклами- руемый товар Основное лицо, рекламирующее товар Типы убеждающих обращений Посмотрите телевизионные передачи и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке. Укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.). Проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике. Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой? Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре рекламных обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью – дети или взрослые? Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему? Сбор и анализ данных об обращениях к людям с целью их убеждения (о телевизионных роликах)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.