Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТатьяна Ячнева
1 Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
2 план - Введение. - Личность Лермонтова. - Основная часть. - Основные периоды творчества М.Ю. Лермонтова -Тематическое многообразие лирики М.Ю.Лермонтова. -отношение к народу, к Родине. Патриотизм в лирике.-заключение.
3 …я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия.
4 Введение Введение Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комнате, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания. Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комнате, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания. Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя. Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя. Лирический герой – своего рода художественный двойник автора – поэта, выступающий в качестве лица, наделённого личной судьбой, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости ( облик, повадки, осанка). Лирический герой – своего рода художественный двойник автора – поэта, выступающий в качестве лица, наделённого личной судьбой, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости ( облик, повадки, осанка). Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. А как хорошо, что гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина». В чем суть завещания будущему таких поэтом, как Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остается главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своем знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, - писал И. Андроников, - Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.» Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. А как хорошо, что гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина». В чем суть завещания будущему таких поэтом, как Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остается главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своем знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, - писал И. Андроников, - Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.»
5 Основные периоды творчества и основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Основные периоды творчества и основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Творчество М. Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода: Творчество М. Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода: 1. до 1837 г. – ранний период; 1. до 1837 г. – ранний период; – 1841 гг. – зрелый период – 1841 гг. – зрелый период. Лирический герой раннего Лермонтова – поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печалью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но притом и разочарованный демон, для которого характерно уединённое самопознание. Лирический герой раннего Лермонтова – поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печалью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но притом и разочарованный демон, для которого характерно уединённое самопознание. Лирический герой раннего Лермонтова сохранил за собой - в форме многозначительных намеков и иносказаний – личную предысторию, тот груз прошлого, который даёт право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта. Лирический герой раннего Лермонтова сохранил за собой - в форме многозначительных намеков и иносказаний – личную предысторию, тот груз прошлого, который даёт право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта. Его «дух мощный и гордый» (Белинский) звучит уже за чертой пережитого, вне перипитий собственной судьбы. Его «дух мощный и гордый» (Белинский) звучит уже за чертой пережитого, вне перипитий собственной судьбы.
6 В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы: 1) свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова; 1) свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова; 2)действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни; 2)действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни; 3)одиночество – мотив и основная тема творчества; 3)одиночество – мотив и основная тема творчества; 4)странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возращение, его дорога бесконечна. 4)странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возращение, его дорога бесконечна. И даже смерть – лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний; И даже смерть – лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний; 5) изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие – знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»; 5) изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие – знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»; 6)Родина; 6)Родина; 7)память и забвение; 7)память и забвение; 8) обман; 8) обман; 9)мщение; 9)мщение; 10) покой; 10) покой; 11) земля и небо; 11) земля и небо; 12) сон; 12) сон; 13) путь; 13) путь; 14) время и вечность; 14) время и вечность; 15) любовь; 15) любовь; 16) смерть; 16) смерть;
7 Слово «бог» встречается на страницах произведений М. Ю. Лермонтова 589 раз, «воспоминание» - 72, «волшебный» - 64, «гроза» - 65, «грозный» - 85, «зло» - 136, «злодей» - 92, «играть – 183, «казаться» - 336, «камень» - 142, «крест» - 92, «луна» - 135, «мечта» - 194, «минута» - 333, «миг» - 121, «надежда» - 263, «могила» - 144, «напрасно» - 134, «небесный» - 95, «небо» - 415, «земля» - 385, «нет» , «ночь» - 127, «скала» - 164, «сон» - 277, «любовь» - 605, Страдание» - 149, «страдать» - 81, «ложь» - 60, «смерть» Слово «бог» встречается на страницах произведений М. Ю. Лермонтова 589 раз, «воспоминание» - 72, «волшебный» - 64, «гроза» - 65, «грозный» - 85, «зло» - 136, «злодей» - 92, «играть – 183, «казаться» - 336, «камень» - 142, «крест» - 92, «луна» - 135, «мечта» - 194, «минута» - 333, «миг» - 121, «надежда» - 263, «могила» - 144, «напрасно» - 134, «небесный» - 95, «небо» - 415, «земля» - 385, «нет» , «ночь» - 127, «скала» - 164, «сон» - 277, «любовь» - 605, Страдание» - 149, «страдать» - 81, «ложь» - 60, «смерть»
8 Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной природы. Однако, мне кажется что в лирике Лермонтова чистый пейзаж отсутствует. Поэт говорит о тех мыслях и чувствах, которые вызывает у него природа. Доказательством этому служит стихотворение Родина. Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию. Это, своего рода, казенный патриотизм. Поэт признает его ложным. Уже в первой строфе автор называет свою любовь к родине странной. В чем же заключается эта странность ? Вероятно, в двойственном отношении к родине. Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Поэт любуется полным гумном, избами с резными ставнями на окнах. А вот так называемый официальный патриотизм его не трогает. Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу и счастье русского человека. И мне кажется, что его стихи согреты чувством великой любви к народу. М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях К другу, Монолог, Молитва, он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи о поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них - отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство внутреннего разлада с миром. В стихотворениях Поэт, Кинжал, Журналист, читатель и писатель, Пророк, он высказывает свое поэтическое кредо, свою идейно-художественную программу.
9 Заключение. Со стихотворений «Парус», «Утес»,«Бородино» начинается у маленького читателя любовь к творчеству великого русского поэта, и это чувство остается с нами на всю жизнь. Поэзия Лермонтова богата и неповторима, в ней весь поэт и вся Россия. Творчество Лермонтова навсегда вошло в золотой фонд мировой литературы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.