Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПавел Герцен
1 Авторские сказки
2 Цель: выяснить, какие бывают авторские сказки. Художник Юрий Сперанский
3 Литературная сказка как жанр эпоса Литературная сказка – это эпическое произведение, созданное автором. В ней изображаются: a) вымышленные, невероятные события и сказочные герои b) Повествование от лица рассказчика: c) Он повествует о том, что видит и слышит
4 Авторские сказки Зависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.
5 Герои народных и литературных сказок © МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007
6 Цель: сравнить героев народных сказок и литературных.
7 Народная сказкаЛитературная сказка Обобщенное изображение персонажей Добрые – злые Индивидуализация сказочного героя Царь Матвей в сказке В.А. Жуковский «Спящая царевна».
8 Народная сказкаЛитературная сказка Постоянство функций Русалка – существа вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы. Непостоянство функций Русалка в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка» добрая, отзывчивая, спасает возлюбленного.
9 Народная сказкаЛитературная сказка Лаконичность характеристик персонажей Баба-Яга – нос крючком, нога костяная. Развернутые характеристики персонажей Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек.
10 Народная сказкаЛитературная сказка Лаконичность характеристик персонажей Баба-Яга – нос крючком, нога костяная. Развернутые характеристики персонажей Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя.
11 Народная сказкаЛитературная сказка Небольшое количество героев «Гуси-лебеди» Появление главных и второстепенных героев «Конек-горбунок»
12 Вывод Герои литературных сказок отличаются от героев народных сказок. В литературных сказках мир добра и зла не разграничен. Так характер героев может изменяться в ходе сказки, например, как царь Салтан и Матвей в сказках «Спящая царевна» и «Сказка о царе Салтане».
13 От сказки народной к сказке авторской Проект учащихся 4 В класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа 63» г.Пензы
14 Цель исследования Найти сказки - прототипы Сравнить в одной паре сказок – прототипов названия сказок, их сюжет, имена героев, количество героев и волшебств в сказке, концовки, форму написания сказок, идею Написать свою сказку на сюжет народной сказки
15 А также ответить на вопросы Нужны ли сказки в жизни? Чему учат сказки? Авторские сказки - это самостоятельные сказки или только обработанный повтор народных сказок?
16 Поиск сказок-прототипов НародныеАвторские «Морозко»«Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский «Царевич Нехитер- Немудер» «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкин «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро, «Шиповничек» в обработке братьев Гримм. «Сказка о спящей царевне.» В.А.Жуковский
17 Поиск сказок - прототипов к сказкам Г. Х. Андерсена. 200-летию со дня рождения посвящается Народные «Огниво» «Принцесса на горошине» «Одиннадцать лебедей» «Нищий» По мотивам арабских сказок Авторские «Огниво» «Принцесса на горошине» «Дикие лебеди» «Свинопас» «Сундук-самолет»
18 План сравнения сказок Сюжет - одинаковый. Имена героев - разные. Форма написания сказок: народная - в прозе, авторская - в стихах, в прозе. Концовки - разные. Идея сказок - разная.
19 Сравнение сказок - прототипов таблица Сказка «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро Сказка «Спящая царевна» Жуковского 1. Имена героев Имена не упоминаютсяРусское имя царя – Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду) 2. Сюжет Сюжет практически одинаковый Сюжет практически одинаковый 3. Детали быта 1) королевский дворец-замок со множеством комнат 2) кровать красавицы с пологом царский терем-чудо старины с винтовой лестницей 4. Речевой колорит Рыцари, латники, фея, залыЦаревич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир» - русские фразеологизмы 5. Концовки Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе – придворный поэт сочинил о спящей красавице песню Концовка, характерная для русских народных сказок 6. Форма Сказка в прозеСказка в стихах
20 Сравнение сказок «Белоснежка и семь гномов»и Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» БелоснежкаМёртвая царевна 1. Имена героев 2. Сюжет 3. Детали быта 4. Речевой колорит 5. Концовки Форма Сказка в прозеСказка в стихах
21 Композиция авторской сказки © МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007
22 Цель: выяснить, имеют ли определенную композицию авторские сказки. Художник Юрий Сперанский
23 Зачин Экспозиция Завязка Развязка Исход Кульминация Композиция народной сказки Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается
24 предписание или запрет нарушение отъезд героя встречи с дарителями появление противника борьба победа испытания по пути домой узнавание героя свадьба Определенный комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.
25 В некотором царстве, в некотором государстве был... Ещё в давние времена жил... Давным-давно в старину зимы были холодные... Зачин
26 Обвенчался Иван с Царь-девицей, стали они жить-поживать и добра наживать. Видно и старики бывают полезны, без них тоже не обойдёшься... На том пиру и я был, мед - вино пил, по усам текло, да в рот не попало... Стали жить - поживать, добра наживать да медок попивать... Концовка
27 Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие особенности: - наличие традиционных формул зачина и концовки; - наличие повторяющихся конструкций; - разговорная речь, - повторяющиеся приемы повествования, - трехступенчатое строение сюжета.
28 Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной ее стилистические особенности. Но только от воли автора зависит речь героев сказки.
29 Сказка Андерсена «Русалочка» начинается словами: «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых цветов, и прозрачная, как чистое стекло, – но зато и глубокая там».
30 В народной сказке преобладает повествование. В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.
31 Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия). В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.
32 Вывод В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используется лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.
33 Домашнее задание 1) Сочинить свою сказку на основе сказки «Колобок» «курочка Ряба» «Теремок» «Репка»
34 Проба пера «Хитрая парочка». Аторская сказка ученицы 4 В класса Машенцевой Натальи (прототип народной сказки «Кот и лиса») Жил-был в лесу Сибирский кот. Был он хитёр, Нос лапкой потёр, На охоту побрёл. Встретил в лесу Котик рыжую лису. И так её испугался, Что убежать от неё Он собрался. Но лиса была Уж больно хитра, Быстро спросила у кота: «Кто ты? И идёшь куда?» Ласково ей котик отвечает: «Я души в тебе не чаю, Где я только не бывал А красу такую не видал!» Лиса уши развела, Жениха себе нашла, Под венец повела. Жили в доме у кота: После вкусного обеда Спать улегся непоседа, А лиса, всё прибирая, Сладко песню напевая, Не спросивши муженька, Гулять по лесу пошла одна. Волка встретила она. Говорит ей волк: «Привет! Выслушай меня, мой свет: Холост я и ты девица, Вот надумал на тебе жениться». -«Опоздал ты, серый волк, От тебя какой же толк! Вышла замуж я вчера За сибирского кота». -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?» -«Ты поймай козлёнка мне, Котофеевой жене, Положи позадь забора, Сделай воздуха глоток, Да и прячься под кусток. Как заметит он тебя, Так беги как от огня! А не-то он загрызёт, Поколотит и побьёт!»
35 Волк помчался за козлом, Чтоб увидеться с котом. А лисица всё гуляла И медведя повстречала: -«Здравствуй, девица-лисица, -Разреши мне поклониться, Может быть, с тобой вдвоём Вечерком ко мне зайдём?» -«Знай, медведь, я вышла замуж, -«Изменять ему не стану. Ты не приставай Котофеевой жене! А не то тебя мой кот Поколотит и побьёт!» Удивился наш медведь – Тут ты рыжей не перечь: -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?» -«Ты поймай, медведь, быка, Да очисть ему бока, Сам же спрячься в кусты И сиди ты там, покуда Не увидишь моё чудо!» Тут пошла лиса к герою Приготовить мужа к бою. Вот пришла она домой, Ну, а муж всё спит порой. Разбудила, накормила Рассказать всё не забыла, -«Ой, послушай, милый мой, Ты посуду уж домой, Гости скоро к нам придут, Мясо гости принесут». Перекрасила кота Она в разные цвета, Чтоб страшнее волку было. А медведя жуть взяла. Ну, а звери ждут - пождут И гостинцы стерегут. Послав зайку за лисой, Стали прятаться гурьбой. Сели звери под кусты И зарылися в листы. Ждут – пождут, а пары нету, Зайка ищет их по свету. Вот нашёл их и ведёт, А зверей-то страх берёт. Кот придвинулся к мясцу, Волк зашебуршил листву. Кот подумал: «Это мышка!» Да как прыгнет в лапы мишке, А медведь так испугался, Что на дерево взобрался. Волк помчался со всех ног, Со всех ног, как только мог. Бросив котика с лисой, Звери кинулись домой. А кот с лисой всё жили, Ели мясо, не тужили. И сейчас они живут: Лиса – плутовка и Кот – плут.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.