Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИлья Штырев
1 Рефлексивный круг как средство развития индивидуальности младших школьников Выполнила: Иванова Ирина Ученица 11»А» класса МОУСОШ «Дарование» 134 Руководитель: Педагог-психолог высшей категории Железкина Антонина Михайловна Волгоград 2007г. Волгоград 2007г.
2 2 Оглавление Введение Введение Особенности обучения младших школьников в Особенности обучения младших школьников в традиционной школе и в новых типах школ традиционной школе и в новых типах школ Рефлексивный круг и его значение в системе Рефлексивный круг и его значение в системе обучения обучения Мнение участников рефлексивного круга Мнение участников рефлексивного круга Проведение рефлексивного круга Проведение рефлексивного круга Различные темы рефлексивных кругов Различные темы рефлексивных кругов Рефлексия - это трудно Рефлексия - это трудно Развивающие возможности рефлексивного Развивающие возможности рефлексивного круга круга Заключение Заключение Литература Приложение I Литература Приложение I Приложение II Приложение II Приложение III Приложение III
3 3 Введение Введение. Для дошкольника поступление в школу это чаще всего радостное, волнующее событие. Портфель и «я уже взрослый» - это значит быть школьником. Почему эта радость так быстро кончается для многих детей? Наверное, это во многом зависит и от того, как учат младших школьников. Объект нашей работы - учащиеся начальной школы. Предмет нашей работы - рефлексивный круг как средство формирования индивидуальности ученика. Цель исследовательской работы - определение возможностей использования рефлексивных кругов в специально организованной системе обучения. Достижение цели предполагало решение ряда исследовательских задач: изучение психологической литературы по проблеме исследования; сравнительный анализ обучения младших школьников в традиционной школе и Монтессори - классах; составление характеристики рефлексивного круга как средства обучения. В работе использовались следующие методы: наблюдение;опрос; анализ продуктов деятельности.
4 4 Особенности обучения младших школьников в традиционной школе и в новых типах школ Особенности обучения младших школьников в традиционной школе и в новых типах школ. В наше время дети могут учится по - разному. Мне это стало особенно ясно, когда я побывала на уроках в экспериментальных начальных классах нашей 134 школы. У нас их называют «Монтессори - классы». При посещении уроков в этих классах я сравнивала обучение в них с тем, как учили меня, и испытала потрясение (шок). Мне захотелось узнать, почему так по - разному можно учиться. Когда я посещала уроки и знакомилась с психологической литературой (рекомендованной мне школьным психологом), главным мне показалось следующее: Какие вопросы задают ученики в обычных и экспериментальных классах? Какие основные требования у учителя к учащимся в этих классах? Что ожидает школа увидеть у учащихся в результате обучения в начальном звене школы? Отвечая на первый вопрос, я заметила различия в содержании вопросов, обращенных к учителю. Школьники часто спрашивают в обычном классе:правильно ли они выполняют задание; хорошо ли они выполняли задания;можно ли им ответить на вопрос....;какую отметку им поставили;хорошо ли они себя вели и т.д.в экспериментальном классе: как лучше выполнить задание; что интересного они будут изучать дальше;где можно найти еще материал по теме...; можно ли выполнять задание с...;можно ли им проверять выполненное задание друг у друга. Педагогическая и психологическая литература, которую я прочитала, объясняет такое различие в отношении к учебе тем, что при традиционном обучении задача учащихся - воспринимать, запоминать, а потом воспроизводить определенный объем знаний, умений и навыков (на педагогическом языке - ЗУНов).
5 5 Для этого нужно внимательно слушать учителя, хорошо запоминать учебный материал, получать за это хорошие отметки. От ученика так же требуется быть послушным, аккуратным, всегда выполнять домашнее задание. При развивающем, новом направлении обучения их побуждают самостоятельно находить пути решения учебных проблем, самостоятельно оценивать и контролировать свои учебные действия, сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий. И тогда прежде всего развиваются такие познавательные процессы как мышление, воображение, умение понятно для себя и других объяснять свои действия. Это позволило мне прийти к выводу, что ученик в традиционной школе не побуждается учителем и не стремится сам выразить свое отношение к изученному, т.е. не проявляет себя как индивидуальность в обучении. Выводы, к которым я пришла на основе знакомства с развивающим обучением, показали, что ученик стремится проявить себя на уроке как индивидуальность. Когда я пыталась ответить на второй вопрос, мне стало понятно, что и требования учителей к учащимся при разных типах обучения разные: в обычном классе:чтобы ученики внимательно слушали;дружно поднимали руки и отвечали на поставленные учителем вопросы;выполняли домашние и классные задания аккуратно и прилежно;не нарушали правила для учащихся;не отвлекались сами и не отвлекали других.в экспериментальном классе:чтобы ученики пытались самостоятельно найти решения задач;самостоятельно анализировали, планировали, что и как будут делать на уроке;чтобы учились сами оценивать свою работу и работу своих товарищей;чтобы не боялись задавать вопросы;чтобы учились работать в паре и в группе со своими одноклассниками.
6 6 Прочитанная мной литература объясняет такую разницу взглядов учителя при разных подходах к обучению различием задач обучения. В обычных школах от учителя требуются дать ученикам определенный учебной программой объем знаний, умений и навыков, учителю нужно проконтролировать, как ученики усвоили программный материал, а также следить за выполнением учащимися правил поведения, Устава школы. В экспериментальных же классах задача учителя - создавать на уроке проблемную учебную ситуацию, побуждать учащихся к размышлению над проблемой, искать возможные пути решения. В заключении помочь детям обобщить результаты их работы и оценить их, для чего проводится особая форма работы - рефлексивный круг. Выводы, которые можно сделать при ответе на второй вопрос, таковы:в традиционной школе учитель мало доверяет ученику, его умению учиться без помощи учителя и поэтому больше делает на уроке сам; в экспериментальных классах учитель не боится доверять ученику и поэтому у ученика больше свободы выбора. Возможности свободного выбора учебных занятий, способов действий учащихся в экспериментальных классах изучались профессором ВГПУ В.В.Зайцевым и были обобщены в его научно-исследовательской работе. Автор считает, что становлению свободы как свойство личности младшего школьника в процессе обучения способствуют такие учебные действия как: анализ исходных данных, постановка учебной задачи, планирование этапов решения задачи, самостоятельное выполнение запланированного, анализ действий и полученного результата. А на рефлексивном круге учащиеся имеют возможность все эти действия обсудить. Размышляя над ответом на третий вопрос о различных результатах обучения при разных подходах, я представила себе выпускника начальной школы в виде волшебного цветика - семицветика, у которого каждый лепесток - это желаемый результат учебы в начальных классах. При разных типах обучения эти «лепестки» разные.
7 7 При традиционном обучении: При развивающем обучении: В первом случае педагогическая наука ставит следующие задачи обучения: обеспечить усвоение знаний, умений и навыков, определенных учебной программой; достичь высокой успеваемости; обеспечить воспитанность ученика, научить ученика выполнять правила поведения в обществе. При новых подходах к обучению задачи в начальной школе другие: развивать интересы, способности, познавательные и практические умения, чтобы ученик в дальнейшем мог и хотел пополнять свои знания и совершенствовать свою индивидуальность; развивать умение сотрудничать с другими, понимать и учитывать интересы и потребности других людей. Вывод из всего вышесказанного по третьему вопросу в том, что обучение в традиционной школе ассоциируется у меня прежде всего со словами: «надо», «должен», «обязан» - т.е. всем тем, что требует от ученика взрослый. Обучение в экспериментальной школе связано со словами: «хочу», «могу», «надо мне», «понимаю, зачем надо». Если обобщить все ответы на поставленные вопросы об особенностях обучения учеников в экспериментальных Монтессори-классах школы 134, то можно сказать, что здесь ученика учат усваивать учебный материал заинтересованно, с пониманием своих возможностей и создают для него условия стремиться к проявлению своей индивидуальности на основе доверия к нему. Это достигается во многом благодаря такой форме работы как рефлексивный круг.
8 8 Рефлексивный круг и его значение в системе обучения.Мнения участников рефлексивного круга. Практически вся учебная и внеучебная работа в экспериментальных классах сопровождается проведением рефлексивного круга (от лат. Reflеxio - обращение назад). Эта форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния учащихся. По мнению учителей (на основе опроса) такая форма работы помогает им решить многочисленные задачи развития индивидуальности ребенка: налаживать эмоциональное взаимодействие с учениками; учить их трудному искусству слушать и слышать друг друга; учить ребят усваивать, принимать правила школьной жизни через их обсуждение; на основе обсуждения различных мнений, точек зрения помогать ученикам обогащать собственный опыт; учить школьников планировать свою работу, анализировать, как они выполняют учебные задания; самому учителю перестраивать работу.
9 9 Опрос учащихся показал, что рефлексивный круг помогает им: больше задумываться о том, что они делают, переживают; понять, почему у них что- то не получается; определить, что они будут делать в будущем («на следующей свободной работе», «в будущем году», «на следующей недели», «через несколько дней»); не стесняться рассказывать про свои эмоции, переживания; не бояться высказывать свои мысли; лучше понимать своих одноклассников, их трудности, радоваться их успехам; терпеливо слушать, что говорят другие; делать любую работу вместе с другими; самим оценивать, как они выполнили задание.
10 10 Проведение рефлексивного круга. Рефлексивный круг проводится в экспериментальных классах ежедневно. Они могут проводится: перед уроками. Класс обсуждает настроение ребят, как они подготовлены к предстоящей работе, что мешает их рабочему состоянию; по итогам свободной работы. Здесь ребята обсуждают, что узнали нового, что из запланированного сумели сделать, а что нет, объясняют, почему удалось или не удалось выполнить намеченного задания; без плана, когда в течении учебного дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию. Рефлексивный круг проводится по-разному. Форму проведения выбирает чаще всего учитель с учетом мнения ребят. Это могут быть: Общее обсуждение темы, когда все желающие по очереди высказывают свою точку зрения, спорят друг с другом или соглашаются с мнением других; Обсуждение вопроса или темы в небольших группах (по три-четыре человека), в которые ученики объединяются по желанию, а потом общее мнение группы высказывают всему классу; Оформление мнения или отношения ученика в виде мини- сочинения, рисунка, теста и их обсуждение; Проигрывание по ролям ситуации и высказывание своего отношения к увиденному; Различные игры и упражнения. С точки зрения учителей все упражнения и задания можно условно разделить на четыре группы Упражнение первой группы учат детей предвидеть результаты, итоги своей работы. Упражнение первой группы учат детей предвидеть результаты, итоги своей работы.
11 11 Это задание типа: -Подумай, что у тебя в результате получится? -Реши, сколько ты сможешь выполнить заданий? - Сообрази, как это будет выглядеть? и т.п. Упражнения второй группы научают ребят говорить о том, что и как они делают, учат сравнивать свою работу с заданием учителя и с работой других учеников. Это задания типа: - Сравни с... - Сделай вывод о... - Скажи, что ты делал вначале, а что потом...и т.д. Задание третьей группы нужны для того, чтобы учитель знал, понимают ли его ученики, правильно ли они оценивают свою работу. К таким заданиям относятся: - переспрос; - уточняющие вопросы, например: «Спросите меня, как.....». Упражнения четвертой группы создают атмосферу радостного настроения, ожидания радости в будущем, удовольствия от работы, т.е ситуацию успеха. К таким заданиям относятся, например, упражнения «Закончи предложение»: Я смогу.... У меня получится.... Я хочу научится... и т.п.
12 12 Разные темы рефлексивных кругов. Личностные рефлексивные круги. Здесь ребята учатся познавать самих себя, говорить о себе, оценивать себя. Вот темы нескольких личностных рефлексивных кругов, проводившихся в начальной школе в этом году: Какай я есть? Мое место среди одноклассников. Мои добрые дела. Что я делаю, когда меня обижают? Всегда ли я владею собой? Мои достижения. От чего зависит мое настроение? Что значит быть добрым (честным)? Люблю ли я учиться? Событийные рефлексивные круги На таких занятиях ребята рассуждают о проделанных или текущих событиях, о значении такого события в жизни ребят, об их отношении к этим событиям.
13 13 В этом учебном году обсуждали такие события: За что ты любишь Новогодний праздник? День рождения школы Монтессори. Как отмечали день именинника? Зачем нужен «День пожилого человека»? Что мы делаем в день святого Валентина? Творческие рефлексивные круги. Они помогают ученикам понимать литературу, искусство. Ребята обсуждают прочитанные книги, высказывают свое отношение к литературным и киногероям, делятся своими впечатлениями об увиденных спектаклях, услышанной музыке. Здесь ребята также выполняют и обсуждают задания на развитии воображения, смекалки, наблюдательности. Проводились такие творческие рефлексивные круги: «Моя любимая книга» «Какую музыку мне нравиться слушать?» Как стать наблюдательным? Зачем рисуют картины? Как самому придумать и сделать подарок маме?
14 14 Рефлексия это трудно. Ученики не сразу научатся работать в рефлексивном круге. В начале обучения большинство из них испытывают трудности: не умеют выражать словами свои мысли, чувства; не всегда понимают вопросы и задания учителя; не всегда понимают вопросы и задания учителя; не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают; не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают; боятся высказывать свое мнение, думают что над ними посмеются. боятся высказывать свое мнение, думают что над ними посмеются. Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость учителя, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе, настаивать на своем мнении. Речь ребят становиться эмоциональной, в запас слов больше и разнообразнее. За годы учебы в начальной школе большинство школьников научаются положительно относиться к себе, к другим людям, к окружающему миру. Далее мы подробнее на основе анализа посещения рефлексивного круга рассмотрим, как участие в рефлексивном круге помогает ученику менять отношение к себе.
15 15 Развивающие возможности рефлексивного круга Развивающие возможности рефлексивного круга. Посетив несколько рефлексивных кругов (см. приложение), я выбрала для более подробного изучения рефлексивный круг на тему «Нужен ли учитель на свободной работе?» в первом классе. Было выделено несколько показателей проявления индивидуальности учащихся.
16 16 Я - высказывания. Большинство ребят умеют высказывать свою точку зрения. В ходе обсуждения они употребляли выражения: « я думаю...» «я считаю...» «я согласен...» « я не согласен...» «я хочу дополнить...». Учитель поощрял такие высказывания вопросами : Как вы считаете? Кто хочет высказать свое мнение? Кто хочет дополнить? Согласны ли вы с таким мнением? Несомненно, такое умение свободно высказывать свои мысли и чувства помогает ученикам формировать уважительное отношение к себе, к своим возможностям.
17 17 Объем высказывания. Практически все высказывания учащихся были полными, развернутыми. Ребята использовали сложные предложения: «..., потому что...»; « Если..., то...»; «... и...»; «...,а...»; «..., чтобы...»; «..., что...». Учитель побуждал учащихся к более полным ответам вопросами: Почему ты так думаешь? А что будет, если...? Зачем это нужно? Ребята научаются пополнять запас слов, лучше объяснять свои действия, формулировать свои мысли, а значит лучше понимать, что и как они делают.
18 18 Жизненная перспектива ( представленность в высказываниях настоящего, прошедшего, будущего). При анализе высказываний ребят очевидно, что они научаются сравнивать свои действия в настоящем с тем, что было ранее, пытаются планировать будущую работу. При обсуждении они использовали выражения: При анализе высказываний ребят очевидно, что они научаются сравнивать свои действия в настоящем с тем, что было ранее, пытаются планировать будущую работу. При обсуждении они использовали выражения: «Мы работали...»; «Нам было интересно...»; «Ранее мы не...»; «Мы научились...»; «На следующей свободной работе нам нужно...» «Теперь мы знаем...» и т.д. А если ребенок хорошо понимает каким он был, что в нем изменилось и что будет с ним в будущем, он научится свободно выбирать свое будущее.
19 19 Вовлеченность детей в обсуждение (мера активности детей). Анализ показал, что в обсуждении участвовали все без исключения учащиеся класса ( при работе в группах или в общем круге). Только трое учащихся высказывались один раз, девять человек высказывались дважды, семь учащихся высказывали свое мнение три-четыре раза. Это говорит о высокой речевой активности ребят. Можно сказать, что участие в рефлексивном круге помогает каждому высказать свое мнение, никого не оставляет без внимания окружающих, помогает ребятам чувствовать себя нужными значимыми для других. Из выше сказанного можно сделать заключение, что рефлексивный круг - это такая форма работы с детьми, которая действительно помогает им понимать себя и других, жить в мире с собой и другими.
20 20 Заключение В ходе выполнения работы удалось ответить на главный вопрос: как это - учиться по-разному? Ученики Монтессори- классов с самого начала обучения в школе учатся учиться, то есть планировать свою работу, анализировать, что и как они делают, сравнивать свою работу с образцом, предлагаемым учителем, и с тем, что делают другие ученики, выполнять работу в группе с другими, свободно высказывать, что они думают и чувствуют и др. Так учиться школьникам помогает рефлексивный круг.
21 21 Во-первых, участие в рефлексивном круге развивает у ребят умение строить Я- высказывания, т.е говорить от первого лица, выражать свои личные мысли и чувства. Во-первых, участие в рефлексивном круге развивает у ребят умение строить Я- высказывания, т.е говорить от первого лица, выражать свои личные мысли и чувства. Во-вторых, работая в рефлексивном круге, учащиеся научаются строить полные, развернутые высказывания, т.е расширяют объем высказывания. Во-вторых, работая в рефлексивном круге, учащиеся научаются строить полные, развернутые высказывания, т.е расширяют объем высказывания. В-третьих, в рефлексивном круге школьники научаются анализировать свои действия в прошлом, настоящем и предстоящем будущем, т.е учатся строить жизненную перспективу. В-третьих, в рефлексивном круге школьники научаются анализировать свои действия в прошлом, настоящем и предстоящем будущем, т.е учатся строить жизненную перспективу. В-четвертых, ребята научаются быть активными, вовлеченными в обсуждение, научаются понимать и чувствовать свою значимость для других людей и значимость других для себя. В-четвертых, ребята научаются быть активными, вовлеченными в обсуждение, научаются понимать и чувствовать свою значимость для других людей и значимость других для себя. Таким образом, рефлексивный круг служит верным средством развития индивидуальности детей, так как учит их слушать и слышать друг друга, обсуждать различные мнения, точки зрения, принимать правила школьной жизни через их обсуждение, помогает ученикам обогащать собственный опыт и т.д. Таким образом, рефлексивный круг служит верным средством развития индивидуальности детей, так как учит их слушать и слышать друг друга, обсуждать различные мнения, точки зрения, принимать правила школьной жизни через их обсуждение, помогает ученикам обогащать собственный опыт и т.д. Наблюдая, пытаясь понять, как влияет на развитие ребят их участие в рефлексивном круге, я не только разобралась в важности этого вида обучения для младших школьников Монтессори- классов, но сумела многое понять и в своей собственной индивидуальности.
22 22 Литература Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Данилова В.Как стать собой. Психотехника индивидуальности. М.:1998. Зайцев В.В. Через послушание - к свободе? Волгоград, Кон И.С. Открытие «Я». М.: Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М.: Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности М, Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: М.: Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Цукерман Г.Л., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: М.: 1995.
23 23 Приложение I Рефлексивный круг (фрагмент) «Итоги свободной работы по математике» Учитель: «Дорогие ребята, давайте обсудим результаты свободной работы. Проанализируйте, что планировали, удалось ли выполнить запланированное, что не получалось, почему. Пожалуйста». Никита М.: «Я выполнил все, что запланировал. Я сделал сложение чисел и его свойства, разложение чисел на разряды и также заполнил карточки. Мне ничего не мешало работать. Я думаю, что буду рад, если на следующей свободной работе я сделаю столько же заданий как сегодня». Яна Я: «Сегодня я работала над моей любимой темой «задачи». Я очень много отвлекалась, не успела поработать с учебником. И мне не понравилось, что было шумно.» Таня С: «Я планировала: 1.Тема 2 «Учимся на чужих ошибках». Удалось проработать все задания. 2.Тема «Задачи». Я запланировала решить 2 карточки, но сделала только одну. 3.Задачи на смекалку. Одну карточку не успели сделать. Наверное, много запланировала, и еще потому, что слишком шумели». Наташа С: «Мой план: Поработать с учебником.
24 24 3 карточки «Учись на ошибках» Карточки Я не очень довольна своей работой, т.к. я не разделила время и долго делала задание «Учимся на ошибках». Я желаю себе на следующей свободной работе получше запланировать время». Денис Н: «Я сделал: Денис Н: «Я сделал: числовой луч - задание «Отрезок, луч, прямая» карточки «Учимся на чужих ошибках» Мне не понравилось, что некоторые ребята мешали. Мне не понравилось, что некоторые ребята мешали Яна: «Сегодня я работала над темой «числовой луч». Закрепила тему: «Задачи». У меня получилось все запланированное. Мне мешали разговоры. Я и сама много отвлекалась. На следующей свободной работе постараюсь совсем не отвлекаться и больше заданий выполнить.» Саша К: «Я планировал поработать над задачами на смекалку. У меня ничего не получилось, потому что все шумели. В следующую пятницу я закончу эту тему». Влад П: «Я взял задание на двойные неравенства, задачи и задания на смекалку. Я очень хорошо поработал над задачами. У меня не очень пока получаются двойные неравенства и задания на смекалку. А еще у меня пожелание позаниматься над темами, которые у меня не получились». Катя С: «Я решила поработать над задачами на смекалку. У мня ничего не вышло, потому, что я взяла трудное задание. В следующий раз я лучше подготовлюсь».
25 25 Приложение I I Рефлексивный круг на тему «Нужен ли учитель на свободной работе?» «Нужен ли учитель на свободной работе?» в 1-ом классе. Учитель: «Ребята! Вы закончили выполнять задания, которые выбрали для свободной работы и готовы обсудить, как вы справились сегодня с работой. А вначале я предлагаю ответить на вопросы: Чем отличается свободная работа от урока? Нужен ли учитель на свободной работе? Разделитесь на группы по желанию и постройте схему нашего класса на свободной работе (раздает каждой группе треугольники (учитель) и квадраты (ученики)). Ребята делятся на пять групп по четыре человека и выкладывают свои схемы. Первая группа (Саша Д., Антон Ч., Даша К.) выкладывают схему, активно обсуждая ее. Саша Д. : «Я думаю, нужно эти квадраты положить подальше от других, потому что иногда мы садимся на диван». потому что иногда мы садимся на диван» Антон Ч. : «Некоторые даже выходят в коридор, нужно их положить отдельно».
26 26 Вторая группа ( Даша С., Егор А., Славина Б., Никита С.) сложили схему: Третья группа ( Алена Т., Юля С., Лиза К., Женя Х.) сложили схему: Четвертая группа ( Вита Т., Даша Н., Лена К., Гена Б.) положили фигурки так: Пятая группа ( Карина В., Настя А., Глеб О., Саша Г.) выложили схему: Учитель: «Пусть каждая группа объяснит, почему они выложили именно такую схему». Даша К. (1 группа): «Мы думаем, нужно положить так, потому что дети занимаются самостоятельно, учитель занимается своими делами». Учитель: « А вы как думаете, ребята, согласны?» Лена К.: «Я не совсем согласна, учитель должен быть поближе, к учителю можно обратиться за помощью». Глеб О.: « Да, после работы все вместе обсуждают». Учитель: «Пожалуйста, что думает вторая группа?»
27 27 Даша С. (2 группа): « Дети сидят за партами, работают самостоятельно, а учитель наблюдает за ними». Настя А.: «Я хотела добавить, дети не всегда сидят за партами, иногда мы идем в библиотеку». Учитель: « Пожалуйста, что думает следующая группа?» Алена Т. (3 группа): « Учитель работает с кем- то одним. Ученики работают, где хотят, над чем хотят. Они могут свободно передвигаться». Лиза К.: «Я согласна с Аленой, можно делать что хочешь».
28 28 Карина В.: «Если все будут свободно ходить, они мешают другим. Нужно своим делом заниматься». Никита Р.: « Я не согласен, нужно с другими посоветоваться. Даже пословица есть: «Одни мозги хорошо, а много мозгов лучше»». Учитель: « Спасибо, ребята за ваши дополнения. Теперь послушаем следующую группу». Вита Т. (4 группа): «Дети сидят по парам, а учитель у доски, он помогает заполнять дневники свободной работы». Даша К.: «Дети сами должны работать, тем более над знакомым материалом». Антон Ч.: «Ученики ведь не обязательно работают в парах, я думаю, так неправильно».
29 29 Саша Д.: «Если учитель будет постоянно помогать, то это не будет самостоятельная работа». Учитель: «А теперь послушаем последнюю группу». Карина В.(5 группа): « Ученики сидят за партами. Учитель в стороне, наблюдает, сам не вмешивается, подходит только тогда, когда сигнальная карточка». Егор А.: «Я согласен, учитель нужен, если что-то не получается». Учитель: « По-моему, у нас полезное обсуждение получилось, многие ребята лучше поняли, зачем нужен учитель, когда и кому он необходим на свободной работе. А теперь оцените свою сегодняшнюю свободную работу в группах, насколько вы работали дружно, было ли вам интересно и полезно.»
30 30 Даша К.: «Мы работали сегодня не очень дружно, т.к. Славина не любит так работать, хочет одна, а Саша больше играл, чем работал. Нам нужно в следующий раз лучше постараться. Нам было интересно, потому что тема была интересная. В группе работать очень полезно, т.к. можно помочь другим». Лена К.: « Мы работали не очень дружно, т.к. консультанта не слушали. Было не очень интересно, т.к. каждый сам по себе. Такая работа полезна, узнаешь много нового». Женя Х.: « Мы работали дружно, когда один отставал, мы ему помогали. Мы прислушивались друг к другу. Нам вместе было интересно, т.к. помогали и быстрее все делали. Было очень полезно, т.к. учились друг у друга. До этого мы не так слушали друг друга». прислушивались друг к другу. Нам вместе было интересно, т.к. помогали и быстрее все делали. Было очень полезно, т.к. учились друг у друга. До этого мы не так слушали друг друга». Юля И.: « Мы работали дружно, не ссорились, не обижали друг друга, не было разногласий. Интересно, потому что у каждого свое мнение, больше узнаешь. Полезно, т.к. каждый может помочь». Саша С.: «Мы очень дружно работали, слушали друг друга, помогали друг другу. Нам было интересно т.к. можно выслушать разные мнения. Это полезная работа, потому что мы лучше подружились, учились помогать друг другу». Учитель: « Спасибо за работу».
31 31 Приложение I I I Рефлексивный круг (фрагмент) на тему:«Дерево знаний» в 3 - ем классе. Учитель: «Мы с вами часто при обсуждении наших действий, учебных умений пользовались образом дерева, потому что, также как дерево, мы растем и развиваемся. И сегодня я предлагаю вам найти свое место вот на таком дереве знаний. Выберите, как вам кажется, свое место, раскрасите человечка или быть может не одного, а двух или нескольких, и объясните, почему вы считаете, что это именно ваше место на древе знаний.» Люда Т.: «Я выбрала именно этих двух человечков, потому что я сейчас нахожусь на средине дерева знаний, но постепенно подбираюсь к вершине». Настя Г: «Я вижу себя на этих местах потому, что это моя успеваемость сейчас. Раньше мне было легче взбираться, было интересно и легко, а сейчас трудновато».
32 32 Стас С: «Я выбрал этого человечка, потому что активно работаю на свободной работе, хотя на уроках у меня не все еще получается.» Денис Х: «Я выбрал человечка, который лезет вверх, потому что в первом и во втором классе я учился хорошо, а в третьем классе я сорвался.» Роберт Л: «Я здесь, потому что средне работал и добрался до средины. Я долго взбирался.» Вика М: « Я думаю, что я на этом месте, потому что я пока держусь. Учиться хорошо, но иногда бывает очень трудно.» Лена Г: «Я выбрала именно этих двух человечков, потому что не уверена в своих знаниях, иногда я на средине стою, а иногда уже повыше забралась.» Коля Т: «Я выбрал этого человечка, потому что я сначала я учился хорошо, но потом стал учиться похуже. Я думаю, что буду дальше лезть на дерево к друзьям.»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.