Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНиколай Шлячков
1 Классицизм в литературе Урок литературы (обзор) в 9 классе Фищева Н.С. учитель русского языка и литературы МОУ ОСШ 3 г.Нягань ХМАО-Югры
2 История классицизма в литературе Прославился в жанре послания, оды и эпиграммы. Наиболее известна поэма-трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство» («Lart poétique») 1674 В поэме сформулированы основные требования к поэтическому произведению: сдержанность чувств высокий слог простота ясность разумность Статуя Никола Буало работы Ш. Э. Сёрра. Около Париж, Лувр, двор Наполеона
3 Исторические условия возникновения Централизованная власть – абсолютная монархия вторая половина XVII первое тридцатилетие XVIII в. (в России ко второй половине XVIII в. ) обострение противоречий между частной личностью и государством на смену феодальной вседозволенности приходит закон Централизованная власть – абсолютная монархия вторая половина XVII первое тридцатилетие XVIII в. (в России ко второй половине XVIII в. ) обострение противоречий между частной личностью и государством на смену феодальной вседозволенности приходит закон
4 Картина мира с точки зрения классицизма Бог Государство Человек «естественный», одержимый страстями - человек «общественный», разумный
5 Основной конфликт Чувство, страсть Долг, разум
6 Характер в классицизме определяется преобладающей страстью СкупостьРевностьЛживостьЛицемериеЛюбовьПатриотизмДолг
7 Классификация страстей Связанные с эгоистическими желаниями, противоречащие общему благу скупостьлицемериелюбовь Находящиеся под контролем разума, не противоречащие общему благу мужество чувство долга честь
8 Высшая ценность Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания, но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения.
9 Стили и жанры в литературе классицизма высокий одатрагедияэпопея низкий сатиракомедиябасня
10 Низкие жанры В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях. Герой низких жанров среднесословный человек В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях. Герой низких жанров среднесословный человек
11 Высокие жанры В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными вопросами бытия. Герой историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж как правило, властитель. В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными вопросами бытия. Герой историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж как правило, властитель.
12 Наличие канона. Канон для трагедии Стихотворная форма (6-стопный ямб с парной рифмовкой) 5-актное построение Единство времени, места и действия Высокий стиль Исторический или мифологический сюжет Ситуация выбора между разумной и неразумной страстью Стихотворная форма (6-стопный ямб с парной рифмовкой) 5-актное построение Единство времени, места и действия Высокий стиль Исторический или мифологический сюжет Ситуация выбора между разумной и неразумной страстью
13 Реформы в русском классицизме Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (в 1735 г.) Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем». Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (в 1735 г.) Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем».
14 Русская комедия – комедия характера Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе, Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос Представь латынщика на диспуте его, Который не соврет без «ерго» ничего. Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку (121). А.П.Сумароков Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе, Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос Представь латынщика на диспуте его, Который не соврет без «ерго» ничего. Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку (121). А.П.Сумароков
15 «Письмо о пользе книг церковных в российском языке»(1758) - теория «трех штилей» М.В.Ломоносова: Высокий стиль - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы. Высокий стиль - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы.
16 Классицизм в русской литературе КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич ( ), князь, русский поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель- рационалист, жанр стихотворной сатиры.[БСЭ] Автопортрет
17 Классицизм в русской литературе ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович ( ), русский поэт, филолог, академик Петербургской АН ( ). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо- тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).[БСЭ]
18 Классицизм в русской литературе СУМАРОКОВ Александр Петрович ( ), русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. [БСЭ] А.П.Лосенко
19 Классицизм в русской литературе ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или ), русский писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.[БСЭ] Неизвестный художник 18 века
20 Классицизм в русской литературе РАДИЩЕВ Александр Николаевич ( ), русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. Гравюра С.Паннемакера
21 Классицизм в русской литературе ДЕРЖАВИН Гаврила Романович ( ), русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", ; "Бог", 1784; "Водопад", ); лирические стихи. [БСЭ] Н.Аргунов 1800
22 Источники информации О.Б. Лебедева История русской литературы XVIII века //Классицизм как художественный метод. httpangelique.virtbox.rulit.htm catalog.ru/picture.php?id_picture= О.Б. Лебедева История русской литературы XVIII века //Классицизм как художественный метод. httpangelique.virtbox.rulit.htm catalog.ru/picture.php?id_picture=8365
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.