Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГаля Михалева
1 Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко-культурная ситуация. Вводный урок литературы в 11 классе. 1
2 Цель : показать взаимосвязь литературы и общественно- политической мысли конца 19 века - начала 20 века с историческими процессами в стране и мире и их взаимовлияние. Задание : записать основные положения лекции. 2
3 Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? 3
4 Россия пережила три революции: - революция 1905 года, - Февральская революция 1917 года, - Октябрьская революция Русско-японская война г.г. Первая мировая война Гражданская война 4
5 Основные политические силы России в начале 20 века - защитники монархизма. - сторонники буржуазных реформ, - идеологи пролетарской революции. 5
6 Два пути переустройства России переустройство «сверху» переустройство «снизу». 6
7 средствами исключительных законов, « приводящих, как говорил Петр Аркадьевич Столыпин, к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого еще не видела история». Переустройство «сверху» - Средства переустройства «сверху» Манифест 11 октября 1905 года Государственная Дума 7
8 Путем ожесточенной кипучей войны классов, которая называется «революцией», как говорил В.И.Ленин. Переустройство «снизу» - Средства переустройства «снизу» Теоретическая подготовка революции Террор 8
9 Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания. Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? 9
10 - открытие рентгеновских лучей, - определение массы электрона. - исследования радиации, - создание квантовой теории, - создание теории относительности, - изобретение беспроволочной связи. 10
11 Как говорил философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом. 11
12 В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: « Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний». 12
13 Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:« Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей». 13
14 В книге Волынского «Книга великого гнева» ( 1904) : «Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой- то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожение наших душ и умов и рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно- философских и религиозных исканий» 14
15 «Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и – в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человечества» ( Горький в письме к Пятницкому ( 1901) 15
16 « Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» ( Н.Бердяев) 16
17 Фридрих Ницше, обличая христианство, упадок связывал с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует старой морали : « а нищих надо бы совсем уничтожить», « укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни». 17
18 Н. Бердяев писал: « Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе и у нас Розанова, возрождение Диониса в нашем современной искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освещению плоти – все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и Бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви». 18
19 19 Задание на дом: Учебник Журавлева стр Прочитать и знать содержание. Дополнить записи, сделанные на уроке. Словарь «серебряный век», «модернизм», «декаданс». Читать: Бунин. Рассказы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.