Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСтепан Шушенцев
1 Виды толерантности. Смоленск,2012
2 ТОЛЕРАНТНОСТЬ Уважительное отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Прощение Милосердие Уважение прав других Сотрудничество дух партнерства Уважение человеческого достоинства
3 Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть Именно толерантность не позволяет различиям перерасти в конфликты, делает непохожесть основой взаимообогащения
4 Толерантность – этоТерпимость – это свойство личности актуализируется в ситуации несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей проявляется в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия ) и терпения
5 Педагогическая толерантность ПЕДАГОГРОДИТЕЛИ ДЕТИ ОСОБЕННО: Дети, находящиеся в социально-опасном положении Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети с особыми образовательными потребностями
6 «В группе детей, поведение и развитие которых уклоняется от нормы и которые потому выделяются в отношении воспитания из общей детской массы, т.е. в группе трудных детей в широком смысле слова, следует различать два основных типа: 1)тип ребенка, отклоняющегося в поведении от нормы вследствие какого- либо органического дефекта (физически дефективные дети - слепые, глухие, слепоглухонемые, калеки и т.д.; умственно отсталые или слабоумные вследствие органического недостатка); 2)тип ребенка, уклоняющегося в поведении от нормы вследствие функционального нарушения (трудные дети в узком и собственном смысле слова - правонарушители, дети с недостатками характера, психопаты). Третий тип исключительного в воспитательном отношении ребенка составляют дети, одаренные выше нормы (талантливые), выделение которых из общей детской массы является недавней, но серьезной проблемой. Существуют переходные формы между так называемым нормальным (массовым, средним) и трудновоспитуемым ребенком всех типов; существуют комбинированные, или смешанные, формы трудновоспитуемости…» (Лев Семенович Выготский ( ) русский и советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Тезисы опубликованы в книге "Основные проблемы педологии в СССР" (М., 1928)
7 Особенности социального развития способных детей Неприязнь к школе и протестные формы поведения при несоответствии учебного плана способностям ребенка Предпочтение сложных игр и безразличие к тем, которыми увлекаются сверстники. Это часто приводит к изоляции одаренного ребенка Склонность отвергать стандартные требования, конфликтность (непринятие конформизма) Погружение в философские проблемы Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием Стремление к совершенству (перфекционизм) Ощущение неудовлетворенности, низкая самооценка Постановка нереалистических целей Сверхчувствительность Потребность во внимании взрослых Нетерпимость по отношению к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии Карне М. Учитель. Глава 4./ Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ. Ред. Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. М., 1991.
8 Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития: Стремление к самоактуализации Устойчивая высокая самооценка Самостоятельность Социальная автономность Эгоцентризм (познавательный, моральный и коммуникативный) с дисгармоничным типом развития: Особая система ценностей Противоречивость самооценки Проблемы в эмоциональном развитии Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием
9 Успешная адаптация - оптимальное равновесие между ценностями, особенностями ребенка и правилами, требованиями социума Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях Стадии учебной дезадаптации: Учебная декомпенсация (затруднения в изучении 1 или нескольких предметов при сохраненном интересе к школе) Школьная дезадаптация (нарушения поведения, конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий) Социальная дезадаптация (полная утрата интереса к учебе, уход в асоциальные компании) Криминализация среды свободного времяпрепровождения Ведущим показателем нормы поведения ученика является уровень его социальной адаптации адаптация дезадаптация изоляция
10 Социальными проявления дезадаптации: сниженная обучаемости, неспособность зарабатывать своим трудом хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье) конфликты с законом изоляция Индивидуальные проявления дезадаптации: негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция) завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм хронический эмоциональный дискомфорт неэффективность саморегуляции конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений когнитивные искажения реальности Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», с.
11 ПОВЕДЕНИЕ нормальное отклоняющееся девиантное нестандартное делинквентное патологическое антисоциальное аморальное педагогическая запущенность криминальное Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, с.
12 Биологические (генетические, психофизиологические, физиологические) Психологические (наличие психопатий и акцентуаций отдельных черт характера, завышенная или заниженная самооценка, хронический стресс) Социально-педагогические: Неблагоприятная атмосфера в семье и(или) в школе Жестокое обращение Негативное влияние сверстников Недружелюбное отношение к ребенку Социально-экономические Морально-этические Факторы, приводящие к нарушению поведения у детей и подростков
13 4 типа поведения одаренных детей ПоведениеПроявление агрессивности Разрешение конфликта Поведение окружения КреативноеМоторика, напряжение, активность Не бывает конфликтов Принятие, конструктивное руководство Комформистское Предусмотритель ность, перфекционизм Подавление конфликта Забота, принятие, похвала и поощрение ПассивноебезразличиеКонфликт уходит внутрь Поддержка, похвала, стимулирование ДеструктивноеСопротивление, вспыльчивость, Враждебность, противоречие ПроекцияЛюбовь, терпение, поддержка, понимание, объяснение «Агрессия кроется за любым поведением» Эрика Ландау
14 Современный учитель - это личность, способная к духовно- нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций. Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
15 Модель педагога, работающего со способными детьми по М. Карне Доброжелательность и чуткость; Знание психологии одаренных детей; Опыт работы в школе; Высокий уровень интеллекта, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, чувство юмора (без сарказма), творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость; Позитивная Я-концепция, целеустремленность и настойчивость, эмоциональная стабильность, способность к индивидуализации обучения Одаренные дети. // Сборник переводов с английского, под редакцией В.М. Слуцкого. / М.: Прогресс, 1991.
16 Педагогическая толерантность – выражается в уважительном отношении к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства Критерии толерантности педагога: 1.Педагогическое кредо 2.Лозунг педагога 3.Позиция, занимаемая по отношению к ребенку 4.Способы общения 5.Преобладающая форма отношения 6.Тактика поведения
17 Условно можно выделить 4 типа педагогов: I.«Диктатор» - педагог с преобладанием пренебрежения как выражение нетерпимого отношения к детям II.«Сноб» - педагог с преобладанием высокомерия как выражение толерантного отношения к детям III.«Черепаха Тортилла» IV.«Миролюбец» - педагог с преобладанием сотрудничества как выражения толерантного отношения к детям
18 «Миролюбец» «Черепаха Тортилла» «Диктатор» «Сноб»
19 Педагог – «миролюбец» 1.Педагогическое кредо: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития 2.Лозунг педагога: «У тебя все получится! В случае необходимости ты можешь рассчитывать на мою помощь» 3.Позиция, занимаемая по отношению к ребенку: рядом, позиция друга, наставника 4.Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка 5.Преобладающая форма отношения: сотрудничество 6.Тактика поведения: ненавязчивое естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.