Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТимофей Финаев
1 общая характеристика
2 ЦЕЛИ УРОКА : обучающая: дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и химические свойства металлов. развивающая: способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом. воспитывающая: продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, развитие от простого к сложному.
3 ПЛАН УРОКА История открытия. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы. Щелочные металлы – простые вещества. Химические свойства щелочных металлов. Соединения щелочных металлов. Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.
4 ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ Литий открыт шведским химиком И. Арфведсон при анализе минерала петалита. Этот минерал выглядит как самый обыкновенный камень, и поэтому металл назвали литием, от греческого «литос» - камень. Натрий и калий – 1807г. Английский химик и физик Г.Дэви получил их в виде металлов при электролизе расплавленного едкого натра NaOH и едкого кали КОН.
5 Заполните таблицу: «Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева». НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ) ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ Li p=+3 n= 4 1)) 0, +1 Na p=+11 n= 12 1))) 0, +1 K p=+19 n= 20 1))) 0, +1 Rb p=+37 n= 48 1)))) 0, +1 Cs p=+ 55 n= 78 1))))) 0, +1
6 Назовите закономерности в строении атомов щелочных металлов: - Сходство внешнего электронного слоя. - Последовательное изменение атомных радиусов. - Увеличение числа электронных слоев в атоме. - Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs, следовательно увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs.
7 Проверь себя (работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: а) заряд ядра: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; б) число электронных слоев: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; г) радиус атома: Li * Rb, Na * Al, Ca * K; д) восстановительные свойства: Li * Rb, Na * Al, Ca * K.
8 ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (работа с учебником) Простые Металлы Металлическая М0 – 1 е М+1 Металлическая Серебристо-белые, мягкие, металлический блеск, плотность возрастает от Li к Cs, температура плавления от Li к Cs уменьшается металлыметаллы + Cl 2 хлориды + H 2 гидриды + S сульфиды Li + O 2 оксид Na, K + O 2 пероксид + H 2 O щелочь + Н 2
9 Проверь себя 1. Составьте уравнения реакций с кислородом: а) лития ________________ ; б) натрия _______________ Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций. 2. Дайте характеристику реакции лития с кислородом: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции _____________ 2) по изменению степеней окисления атомов - _______________ 3) по направлению - _______________________ 4) по тепловому эффекту -____________________ 5) по агрегатному состоянию веществ- ________________
10 Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. а) М+ Н 2 _____________ в) М+ С1 2 ___________________ Пример: ___________________ Пример: _________________________ б) М+ S ____________ г) М+ N 2____________________________ Пример: _______________________________ Пример: ___________________________ Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности? а)Li + H 2 O ………………………. …………………………………………… б)Na + H 2 O………………………. …………………………………………… в)К + Н 2 О……………………….. …………………………………………… Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование. ……………………… Проверь себя (самостоятельная работа )
11 Соединения щелочных металлов Оксиды щелочных металлов Тип и класс веществ Физические свойства Химические свойства общая формула: М2О основной оксид твердые кристаллические вещества 1)М2О + Н2О= ; 2) М2О + кисл.окс= 3) М2О + к-та =; 4)М2О + амфот.окс= 5) М2О + амфот. гидроксид=
12 Соединения щелочных металлов гидроксиды щелочных металлов Тип и класс веществ Физические свойства Химические свойства общая формула: МОН щелочи LiOHNaOHKOHRbOHCsOH Щелочные св-ва усиливаются твердые кристаллические вещества, с ионной кристаллической решеткой 1)МОН + соль = ; 2) МОН + кисл.окс = 3)МОН + к-та =; 4)МОН + амфот.окс = 5) МОН + амфотерный гидроксид =
13 Проверь себя (работа в группах) Составьте генетический ряд, отразив взаимопревращение разных форм одного химического элемента на примере щелочного металла.
14 Горение натрия Горение лития Распознавание ионов щелочных металлов по окраске пламени
15 ПРИРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ (РАБОТА В ГРУППАХ). Заполните таблицу. Отметьте в таблице области применения указанных в ней соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одной из областей применения поваренной соли: ПРИМЕНЕНИЕNaOHконNa 2 CO 3 10H 2 O NaHCO 3 К 2 С0 3 Na 2 SO 4 10H 2 O Очистка нефтепродуктов КУГМЮД Сельское хозяйство X3СФОА Получение мыла НСЕЛРЫ Текстильная промышлен ВУГXДЭ Изготовление бумаги ИШРАЖЧ Производство стекла ЖТОФВА Пищевая промышлен ГЫУНСУ МедицинаЛXМИЯЕ консервирование
16 § 11. упр. 5 (задача). Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке. Домашнее задание:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.