Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлла Шипулина
1 А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии Выполнили ученицы 10 «Б» класса Хасанова Рената, Басаева Таисья, Кутлина Екатерина Тольятти, 2010 МОУ школа 90
2 Александр Сергеевич Пушкин - необычное явление в русской литературе. Вот как оценивает творчество Пушкина Белинский: «Это был... не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная». Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергеевич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновляло его, а сами они одобрили Пушкина «приветливым вниманием». Современники Пушкина Дельвиг и Языков отмечали, что в поэзии их счастье, жизнь и любовь. Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем назначении.
3 Пушкин о назначении поэта и поэзии На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А.С. Пушкин Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием нормальной творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт. В первом напечатанном стихотворении "К другу стихотворцу" мы находим такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки Вот пышны их дворцы, великолепны залы... Их жизнь ряд горестей, гремяща слава сон. И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного творчества. Уже в этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по отношению "к сильным мира сего", не способным ни ценить, ни тем более понимать поэзию и самого поэта.
4 В 1815 году Пушкин пишет стихотворение "К Лицинию". Вспоминая римского сатирика Ювенала, Пушкин так определяет задачи поэта: Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков потомству обнажу. Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII века о назначении поэта. "Свободная гордость", "скромная, благородная лира", стремление служить своей поэзией одной лишь свобода, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни. Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: "толпа", "чернь". Пушкин защищает мысль о свободе поэта от "черни", т.е. от невежественных гонителей поэта, от светского общества, от "гордых невежд" и "знатных глупцов". В годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: "Пророк", "Поэту", "Поэт", "Эхо", в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он идет своими путями, определенными его высоким призванием: творчество поэта "благородный подвиг", поэт независим от служения светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о трагической участи поэта в жизни. Когда - то эту же тему развивал придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее, поэтов раньше держали при "дворе" в качестве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии.
5 Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной». Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое. Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум». По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд». Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» - пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос. Мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. «Поэт и толпа». Обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: «Подите прочь - какое дело поэту мирному до вас!» Но спустя всего два года одиночество воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину. Поэту
6 Поэт! не дорожи любовию народной.Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободнойТы царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум,Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум,Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд.Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранитДоволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит,И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово - в жизнь.
7 Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении «Порок». О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего пророка. Если «Пророк» Пушкина и был опубликован, то только по недосмотру цензуры. Ведь у Пушкина в «Пророке» содержится едкая сатира на такие основы общества, как самодержавие и народность. Нужно вспомнить время написания Пушкиным «Пророка». Шёл 1826-й год, поэт только что вернулся из длительной ссылки. В стране неспокойно, ещё не вполне улеглись декабристские настроения. И тут появляется «Пророк» Пушкина во всей своей свободолюбивой красе. Пророк
8 В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «…В пустыне мрачной я влачился…». Затем показывается контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза, уши, даёт мудрый язык, объективно обо все думающее сердце. Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому пророку наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей». В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.
9 Духовной жаждою томим, Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, -- В пустыне мрачной я влачился, -- И шестикрылый серафим И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, -- Моих ушей коснулся он, -- И их наполнил шум и звон: И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи И жало мудрыя змеи В уста замершие мои В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: И бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей". Глаголом жги сердца людей".
10 Стихотворение «Поэт» (1827г) относится ко второму этапу творчества А.С.Пушкина. По мнению Пушкина, поэзия состоит в том, чтобы в стихах пересказывать свои обычные чувства и мысли. С первых же строк Пушкин определяет высшую цель поэта – творца. Пушкин говорит, что поэзия это нечто иное, как «священная жертва», дар поэта – «святая лира». Пушкин не скрывает, что сам поэт, будучи лишь глашатаем, вестником Аполлона, не является хозяином своего дарования. Он лишь марионетка в руках богов. Композиционно стихотворение чётко делится на две части. Первая часть описывает «ничтожную» жизнь поэта «в заботах суетного света». Поэт в жизни может ничем не отличатся от обыкновенных людей и «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Но это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, что его «душа» спит, а значит, и «молчит его святая лира». Следующее четверостишие является «переходным» и «суетного света» в мир поэзии. Пушкин вновь показывает непостоянство поэта, он не владеет собой и по первому зову подчиняется «божественному глаголу». С другой стороны, именно с этого момента начинается «динамичная жизнь» поэта. До прихода вдохновения он «вкушал хладный сон», бездействовал. Но поэт всё же является рабом, лишь проводником между миром богов и миром людей. Всё, чем он обладает «чуткий слух». Задача поэта – услышать и донести до людей «глагол» богов. В поэте – творце мы видим также черты романтического героя, «смятенного», жаждущего свободы. Поэт
11 Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы...
12 Подводя своеобразный итог своей жизни, Пушкин пишет стихотворение Я памятник себе воздвиг нерукотворный, в котором утверждает свое бессмертие, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. Знаменитый «Памятник» Пушкина не был первым русским стихотворением на данный сюжет. Однако именно пушкинский «Памятник» стал вершиной поэтической пирамиды, выразив настроения совершенно разных слоёв общества. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Что значит выше? Пушкин сравнивает духовное и материальное, живую поэтическую думу и мертвый камень, и в этом заключается художественное достоинство стихотворения. Главной темой стихотворения является тема царя и поэта, земного властителя и властителя дум. Гений своим творчеством сам ставит себе при жизни нерукотворный памятник, потому что он голос народа, его пророк. Не кто-нибудь, а он сам воздвиг себе памятник. Отсюда многократно повторяемое Я. Пушкин жил и творил в жестокий век. Он гордился тем, что его поэзия была свободной, взывала к свободе политической и духовной. Александрийский столп это самая высокая в мире колонна, олицетворение покорности царю и власти самого царя. Пушкин был придворным низшего чина, и в то же время он был человеком высочайшего призвания и предназначения. Так что же означает выше Александрийского столпа? Это можно истолковать и как победу таинственного певца над цензурой, победу над самодержавием. Пушкин сопоставляет два памятника, памятник материальный и памятник духовный. Поэт вступает в противоборство с кумиром своего времени. Морально Пушкин победил этого самодержавного кумира силой поэтического слова и высокой духовностью. Exegi monumentum Я памятник себе воздвиг…
13 Я памятник себе воздвиг нерукотворный,Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа,К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорнойВознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.Александрийского столпа. Нет, весь я не умру душа в заветной лиреНет, весь я не умру душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит Мой прах переживет и тленья убежит И славен буду я, доколь в подлунном миреИ славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык,И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикойИ гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу,И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я СвободуЧто в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна,Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца,Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушноХвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.И не оспаривай глупца.
14 Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна "парить" над миром, Пушкин поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода, дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма везде Пушкин смел, его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: "Поэзия та же добыча радия, в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: "На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин". Пушкин выполнил это завещание. В заключение следует сказать, что Пушкин внес новое в понимание темы поэта и поэзии, его назначения в обществе, долга перед народом. Он наполнил поэзию гражданским звучанием. Эту традицию продолжили многие русские поэты в XIX и XX веках. Заключение
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.