Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГаля Логинова
1 Методические рекомендации по составлению рабочих программ Лахно М.А.
2 Закон об Образовании Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся 2. К компетенции образовательного учреждения относятся 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;(в ред. Федеральных законов от N 71-ФЗ, от N 309-ФЗ) 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;(в ред. Федеральных законов от N 71-ФЗ, от N 309-ФЗ) 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);(в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ) 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);(в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ) 8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков 8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
3 ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.
4 Виды учебных программ 1. Примерная (типовая) учебная программа– документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
5 Виды учебных программ 2. Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация. 2. Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
6 Виды учебных программ 3. Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
7 Отличия примерной и рабочей программ Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к е построению; конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к е построению; описывает национально- региональный уровень; описывает национально- региональный уровень; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении. отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.
8 Важно для учителя!!! Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
9 Структура рабочей программы Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом: требований : требований : федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; обязательного минимума содержания учебных программ; обязательного минимума содержания учебных программ; максимального объема учебного материала для учащихся; максимального объема учебного материала для учащихся; требований к уровню подготовки выпускников; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе; модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе; познавательных интересов учащихся; познавательных интересов учащихся; целей и задач образовательной программы школы; целей и задач образовательной программы школы; выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения. выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения.
10 Структура рабочей программы титульный лист; титульный лист; пояснительная записка; пояснительная записка; требования к уровню подготовки учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; учебно-тематический план; содержание программы учебного курса; содержание программы учебного курса; средства контроля; средства контроля; учебно-методические средства обучения. учебно-методические средства обучения.
11 Внимание! Данная структура Рабочей программы носит примерный Данная структура Рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.
12 Титульный лист наименование образовательного учреждения; наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); руководителя образовательного учреждения); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль); дисциплина (модуль); год составления программы. год составления программы.
13 Пояснительная записка название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения); цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения); изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование; изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование; учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания); издательства, года издания);
14 Требования к уровню подготовки учащихся описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
15 Учебно-тематический план Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных,практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного определяет проведение зачетов, контрольных,практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
16 Содержание учебного курса реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
17 Средства контроля включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется учебнотематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Количество контролирующих материалов определяется учебнотематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Письменные контролирующие материалы могут включать: Письменные контролирующие материалы могут включать: кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий. Устные – перечень вопросов и заданий.
18 Учебно-методические средства обучения включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари,справочники); лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари,справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы. оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
19 Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. Например: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии е соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. Например: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии е соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
20 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 1. Шаг 1. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.
21 Шаг 2. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.
22 Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.
23 Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.
24 Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы.
25 Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.
26 Шаг 7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ
27 Шаг 8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.
28 Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
29 Шаг 10. Шаг 10. Создать контролирующие материалы: Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и целиконтроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса. составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
30 Шаг 11 Шаг 11 Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.
31 Список использованных материалов ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"от N 71-ФЗ; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"от N 71-ФЗ; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА от N 309-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА от N 309-ФЗ Весь текстовой материал заимствован из работы «Как составить рабочую программу учебного курса?». Методические рекомендации для работников образования. Красноярск, 2009 Весь текстовой материал заимствован из работы «Как составить рабочую программу учебного курса?». Методические рекомендации для работников образования. Красноярск, 2009
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.