Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПолина Евлахова
1 РГПУ им. Герцена Факультет социальных наук профиль « Обществоведческое образование » Ян Амос Коменский ( ) Выполнили Студентки 2 курса Добродомова Алина и Бабуева Анастасия.
2 Основоположник классической педагогики, чешский ученый Ян Амос Коменский еще в XVII веке установил, что обучение в школах должно быть всеобъемлющим по четырем возрастным группам – детской ( до 6 лет ), отроческой ( с 6 до 12), юношеской ( с 12 до 18) и высшей школе для молодежи с 18 до 24 лет. Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками, систематизировал учебный процесс – ввел понятие урока как основной формы занятий с детьми. Все предложения и пожелания Коменского, а они насчитывают многие десятки, вошли в практический опыт европейской педагогики. Портреты Я. А. Коменского
3 Он родился в моравской семье мельника, члена общины Чешских братьев – организации, противопоставлявшей себя католицизму. Первоначальное образование Ян получил в латинской школе, два года обучался в Херборнской академии, затем уехал в Германию и поступил в известный Гейдельбергский университет, где посещал лекции по математике, астрономии. Там он приступил к созданию энциклопедии « Театр всех вещей » и стал составлять словарь чешского языка. Школа чешских братьев Гейдельбергский университет
4 Во время учебы он ездил по городам Европы, побывал в столице Голландии Амстердаме – уже в то время крупном портовом городе, центре культуры и образования. На родину он вернулся зрелым 22- летним молодым человеком с желанием обучать детей по составленной им системе. Он стал руководителем школы в Пшерове, затем Фульнике и одновременно был священником общины Чешских братьев. В годы Тридцатилетней войны Коменский вынужден был покинуть родные места, уехал в Польшу, где преподавал в местной гимназии. Я. А. Коменский в Амстердаме Ян Коменский прощается с родиной. Рисунок Ф. Дженевейн 1885 г.
5 В 1631 году Коменский издал объемный труд « Открытая дверь языков ». Это был первый учебник латинского языка для детей, который в доступной и понятной форме объяснял все трудности языка, содержал разнообразные примеры. Эта книга за короткое время стала популярной, ее перевели на 12 европейских языков, и в течение многих будущих десятилетий она оставалась основным учебником в школах. Вскоре он написал учебники по астрономии, физике и первое в истории руководство для семейного воспитания и обучения детей – « Материнская школа ». Я. А. Коменский « Материнская школа »
6 В этом труде он писал : « Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами ; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости ; если прилежных учеников будут время от времени хвалить ; если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома ». Цитата Коменского на табличке в Словацкой школе «… из всех профессий ниже всего нужно поклониться учителю …»
7 « Материнская школа » - одно из немногих произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, вполне заслуживающее названия классического. Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения. В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что преддошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем - то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями..
8 Идея гуманизма. Идея гуманизма. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.
9 Как пишет мыслитель - гуманист, со временем обучение детей " отклонилось безмерно далеко от первоначального своего приятного характера " и стало " местом тяжелой работы и мучения ", особенно и некоторых случаях, когда " юношество вверялось людям глупым, совершенно чуждым благочестия и мудрости, от безделия ослабевшим, низким, подававшим самый дурной пример ". Такие учителя, совершенно незнако мые с " настоящими " методами воспитания, желали все " вдолбить силою " и страшно мучили учеников. И хотя реформой удалось кое - что исправить, однако " нечто сохранилось и до нашего времени ". Педагогическое наследие Коменского благодаря своей гуманистической направленности получило международное признанье. Оно явилось образцом выражения общечеловеческого в национальном. По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему : - умеренности - дети должны есть и пить " сообразно с требованиями природы ; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости "; - опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен " соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле "; - почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям ; - предупредительности - " чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все "; - говорить правду - " что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку ";
10 - справедливости - " чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому - либо вреда "; - благотворительности - чтобы дети были " приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми "; - трудолюбию - " чтобы они привыкли избегать ленивого досуга "; - молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, " где это необходимо : когда говорят другие "; - терпению - " чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению ; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти "; - деликатности ( гуманности ) и готовности служить старшим - такое воспитание " является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства "; - - изяществу манер - проявлять к каждому " деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее " - держать себя с достоинством - " во всем вести себя сдержанно и скромно ".
11 Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать « всеобщее образование юношества ». Главное для него - избежать « соблазна » исторических условий того времени : низведения человека до его сословного облика, до орудия национально - государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.
12 Вклад Коменского в педагогику огромен. Он предложил принцип природосообразности обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. Этот принцип заключается в следующем : « Человек – часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются её универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения ». Педагогический музей им. Коменского
13 Книга полезна тем, что во – первых, в ней выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери. Он говорит о необходимости сосредоточенно - возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы " как - нибудь не навредить ребенку ".
14 Во - вторых, большое внимание в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка. Он предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, " сама была его кормилицей " и подвергает порицанию тех матерей, которые « поручают это делать чужим женщинам ». В - третьих, за здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.
15 В – четвертых, Коменский утверждает, что занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им " такой способ упражнения, который был бы безвредным ". ( Об этом говорит Я. А. Коменский ). В – пятых, пишет, что ребенок должен вести " упорядоченный образ жизни ", педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать и снова вставал, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой. Соблюдение режима " весьма полезно " и со временем станет основой порядка.
16 Мы считаем, что " Материнская школа " Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя. Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
17 Спасибо за внимание !
18 Список использованной литературы 1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2- х т. Т М.: Коменский Я. А. Избранные педагогические произведения. В 2- х т. Т.2. - М.: Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. - М. 4. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М., Кратохвил М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.: Лордкипинадзе Д. О. Ян Амос Коменский. - М.: Смоляницкий Я. А. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Коменский Я. Материнская школа - М.: Успедгиз, 1947.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.