Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАльбина Ягунова
1 РУССКИЕ ИКОНОПИСЦЫ О.К.Кутас «История русской культуры от славян до великорусов» Фото и рисунки с сайтов интернета
2 Алимпий (? ) Киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. По свидетельству современников, «добро извык хытрости (мастерства) церковной, иконы писать хитр бе зело»
3 Согласно легендам из «Слова о первом русском иконописце Алимпие» («Киево-Печерский патерик»), многие произведения Алимпия были созданы при участии божественного промысла.
4 Уже перед смертью, из-за физической немощи, Алимпий не мог исполнить заказ. Тогда к нему явился ангел и «в 3 часы икону написа». Алимпий же воспринял помощь свыше, как должное: «Добре сътворил еси. Богъ поможетъ тобе зело хытро написати сию икону, и ее съделалъ ю есть».
5 Достоверные произведения Алимпия не сохранились. Известно, что будучи иноком Киево-Печерского монастыря, Алимпий принимал участие в росписи его Успенской церкви, разрушенной фашистами в 1941 г.
6 Собор Успения Божьей матери до восстановления Успенская церковь. Ноябрь 1941 года.
7 Феофан Грек (ок п. 1405) Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле, где он прожил более тридцати лет.
8 В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.
9 Христос здесь исполнен яростно-могучей силы, величия. Черными, полными всезнания глазами смотрит он сверху на верующих справедливым судией. Он грозен, но милостлив. Об этом свидетельствует надпись, которую Феофан начертал вокруг Христа: «С небе призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников». Спас Пантократор. Роспись храма Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
10 Андрей Рублев (ок – ок. 1430) Сведения о Рублеве весьма скудны. В «Житии Сергия Радонежского» о нем сказано: «Андрей иконописец преизрядный и всех превосходят в мудрости зелне...». Современники называли его также «мужем в добродетели съврьшенным».
11 Впервые имя Рублева упоминается в летописи под 1405 г., когда он вместе с «Феофаном иконником гречином» и «Прохором старцем с Городца», «начаша подписывати» Благовещенский собор Московского Кремля.
12 Самостоятельное творчество Рублева началось в 90-х годах XIV в. с росписи алтарных столбов Успенского собора на Городке в Звенигороде, куда его пригласил вместе с другими троицкими иконниками князь Юрий Дмитриевич.
13 Вместе с Даниилом Черным, дружба с которым прошла через всю его жизнь, Рублев работал над миниатюрами-иллюстрациями Евангелия Хитрово и Морозовского Евангелия из Успенского собора Московского Кремля.
15 В 1408 г. Рублев и Даниил Черный расписали Успенский собор во Владимире
16 АндрейРублев Успенский собор во Владимире
17 Иконостас Успенского собора самый большой из русских иконостасов. Центральную икону успенского иконостаса «Спас в силах» и икону апостола Андрея написал Рублев.
18 Андрей и его друг Даниил умерли в 1427 г. от «морового поветрия» и погребены в Спасо- Андрониковом монастыре. В 1988 г. Русская православная церковь канонизировала Рублева.
19 Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Никон Радонежский повелел Рублеву «написати образ пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». И в 1411 г., в расцвете творческих сил, Рублев создал свой великий шедевр «Троицу» (ГТГ).
20 Образ «Троицы» это воплощение человеческой любви в самом высоком ее созидательном смысле, «побеждающей ненавистную рознь мира сего».
21 Дионисий (ок до 1508) Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре.
22 В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса).
23 Деисус этот был "вельми чудесен" и еще больше прославил имя Дионисия. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
24 Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря ( ). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.
25 Ушаков Симон Федорович ( ) Усердие и талант привели Ушакова в Оружейную палату Кремля, где к тому времени собрались изографы со всех концов России. В Оружейной палате он трудился более двадцати лет. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице- Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей.
26 Ветхозаветная Троица 1671 г.
27 Спас Нерукотворный 1673 г
28 Владимирская икона Богоматери 1668г
29 Князь М.В. Скопин- Шуйский. Парсуна. Ок. 1630г
30 Несмотря на строгий иконографический канон, ограничивающий свободу художника, русские талантливые изографы, оттачивая и совершенствуя мастерство, были самобытными, узнаваемыми иконописцами. Их творчество становилось на долгие годы предметом подражания и поклонения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.