Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеннадий Лызлов
1 « Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога – дорога чести »
2 « Дорога чести » В произведении « Война и мир », романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней.
3 В салоне мадам Шерер Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет " глупым обществом ". Толстой так описывает его : « Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами ». На лице князя усталость и скука. « Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне », - говорит он Пьеру.
4 Светское общество Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит " на одной доске с придворным лакеем и идиотом ". " Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти ".
5 Военная служба Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.
6 Военная служба Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Нужно отметить, что в армейских условиях князь Андрей резко переменился. Пропало притворство, усталость, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров. По словам Толстого, Андрей " имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим ".
7 Андрей Болконский Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет " жажда такого подвига, который необходим для военного человека ".
8 Шенграбенское сражение Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.
9 Аустерлицкое сражение Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком " Ребята, вперед !" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского " пал героем ". Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя.
10 Небо Аустерлица Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания : " Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу ".
11 Небо Аустерлица С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул : "Bo т прекрасная смерть !" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались " все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему c ам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы ", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться " маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом ". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и это становится важным этапом в духовных поисках героя.
12 « Новая жизнь » Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepe жить новые потрясения : рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что - то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, " никому не мешая, дожить до смерти ".
13 « Новая жизнь » В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения : " Надо жить, надо любить, надо верить ". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и " что - то давно заснувшее, что - то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе ".
14 Жизнь в деревне Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в " вольные хлебопашцы ", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, " для себя ", для своего душевного успокоения. Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по - новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который " один не хотел подчиняться обаянию весны ", не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей.
15 У старого дуба И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по - настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца. Оказывается, " жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь, думал он, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе ".
16 Возвращение к общественной деятельности Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, " видя в нем огромного ума человека ". Ему кажется, что здесь готовится " будущее, от которого зависят судьбы миллионов ". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.
17 Андрей Болконский и Наташа Ростова Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой. И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею " вино ее прелести ударило ему в голову ".
18 Андрей Болконский и Наташа Ростова Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Князю Андрею кажется, что он нашёл в Наташе подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей : теперь « как будто бесконечный свод, в котором … не было ничего вечного и таинственного ». Однако и теперь князю Андрею суждено пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и " небо стало вновь давить тяжелым сводом ".
19 Война 1812 года Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда - то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог.
20 Война 1812 года В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека – служить интересам родного народа. По словам Л. Толстого, князь Андрей " весь был предан делам своего полка ", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли " наш князь ", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру : " Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение !"
21 Война 1812 года Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска.
22 Образ положительного героя Андрей Болконский – любимый герой Толстого ; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным.
23 Смысл Жизни Вновь он переживает глубокий душевный кризис. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни. Болконский, наконец, постигает смысл жизни : « Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле … и которой я не понимал ».
24 « Дорога чести » Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит : " Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен ". Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа Андрея Болконского.
25 Нравственный путь князя Болконского - это смена противоположных циклов духовной жизни : вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни. В. Е. Красовский
26 Егурнова Марина 10-1
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.