Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЮрий Михалкин
2 Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством. Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество. Античный человек
3 Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку: «Вначале было Слово… И Слово было Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.
4 Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека. Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли. Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.
5 Основные философские идеи Средневековья монотеизм (Бог един и уникален) теоцентризм (Бог – центр мироздания) креационизм (сотворение мира Богом из ничто) дуализм (двумирность).
6 Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной – «дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний». Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.
7 Мироздание Средневековья представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой». представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».
8 Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).
9 Главный итог второй ступени познания вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.
10 Средневековье вообще часто называют "временем контрастов". Средневековье вообще часто называют "временем контрастов".
11 В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге, В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге, то летит камнем в безысходность ада. то летит камнем в безысходность ада.
12 Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.
13 Но любой человек, даже святой - грешен. И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.
14 В средневековье атеистов не было Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях. Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.
15 Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.
16 Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу. Однако в сознании средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и страшен.
17 В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.
18 Иерархия ценностей Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные. Для любого крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - ЕДИНСТВЕННОЙ непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).
19 В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно. В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно.
20 Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального. С другой стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности. "Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен "Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен
21 Церковь Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.
22 Социум В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины. В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.
23 В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок. Военное сословие должно всех защищать, духовное молиться, податное работать.
24 Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.
25 Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные категории времени, можно сказать, это два разных времени. Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные категории времени, можно сказать, это два разных времени.
26 Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую стартовую точку - Сотворение Мира, и четкий финиш - Конец Света и Страшный Суд.
27 Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.
28 ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
29 Средневековые пытки и казни
30 ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЦЕРКОВЬ церковное Определяет облик и ценности христианства рыцарское «Я принес вам не мир,но меч» И.Христос простонародное Смесь христианства, язычества и предрас- судков
31 ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЦЕРКОВЬ Мир-арена борьбы между «божьим» и «дьявольским» промыслами Реальность сверхестественного мира Связь важнейших событий эпохи с христианством
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.