Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТимофей Сысоев
1 Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе Разработка Денисовой Натальи Георгиевны, учителя русского языка и литературы МОУ «СШ 30»
2 Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность. В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.
3 Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов. М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному: имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников.
4 В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.
5 При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, например: 1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении? 2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения? 3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему? 4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление. 5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения? 6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста? 7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.
6 1.ВОСПРИЯТИЕ: Это стихотворение посвящено… Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)… Можно сказать, что лирический герой… Стихотворение представляет собой…
7 2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ: 1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя): Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что… Здесь высказано мнение автора 2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда) В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) 3. Мотив(грусти, печали, одиночества) … звучит мотив…
8 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Предметный состав (все существительные, т.е образы): В первой строфе возникают образы(существительные)… Во второй строфе автор ведет речь о…
9 4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения: (проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства) Автор, характеризуя образы, использует эпитеты… Сквозь строфы тянется цепь тропов… Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
10 5. Действия и состояния в художественном мире произведения (анализ глаголов(т.е. проблем) Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы отмечает (что?)...описывает (что?)...касается (чего?)... обращает внимание (на что?)... напоминает (о чем?)
11 6. Как выражено пространство, время 1. Пространство представлено весьма интересно ( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…) 2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое,настоящее, будущее)
12 7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Лексика Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику Рифма Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку… Синтаксис В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены …
13 8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: -размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) … В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей… В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей… Размер стихотворения аллитерация (преобладание согласных звуков) -ассонанс(преобладание гласных звуков) Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
14 И. Бунин «Настанет день - исчезну я…» Настанет день – исчезну я, А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ древний и простой. И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку. И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно, И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой.
15 Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…» Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма. В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности). Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка), однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире. Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать) Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности. В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.