Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТарас Тишечкин
2 Цель работы : изучение этикетных формул и знакомство с ними учеников нашей школы
3 ЗАДАЧИ : изучить и проанализировать литературу по данной теме ; расширить и уточнить представление о речевом этикете; провести наблюдение о применении речевого этикета одноклассниками, учениками школы 4 города Лянтора; принять участие в мероприятиях, связанных с распространением научных знаний о речевом этикете, культивированием лучших традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
4 Методы исследования : Теоретический метод: анализ специальной литературы по проблеме исследования. Методы эмпирического исследования: наблюдение, собеседование, анкетирование.
5 Актуальность темы : Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Сентенция «как живём так и выражаемся» - только половина правды; вторая её половина «как выражаемся, так и живём» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
6 Как бы ни было в жизни нам туго, Нужно вежливость не растерять. Мы окажем вниманье друг другу И друг друга сумеем понять.
7 Что такое этикет? Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом обращении между людьми.
8 Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так в «Поучениях» Владимира Мономаха: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
9 Немного из истории
10 Национальная специфика речевого этикета «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» Сервантес Вежливость – неотъемлемое качество общения. В Японии люди в разговорах избегают слов «нет», «не знаю». Французы любят конкретность, точность, ясность. В Америке ценят корректность, точность, обязательность.
11 Особенностью русского языка является наличие в нём местоимений ты и вы ВыТы 1.К незнакомому, малознакомому адресату. 2.В официальной обстановке общения. 3.При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату. 4.К равному и старшему ( по положению, возрасту) адресату. 1.К хорошо знакомому адресату. 2.В неофициальной обстановке общения. 3.При дружеском, фамильярном отношении к адресату. 4.К равному и младшему ( по положению, возрасту) адресату.
12 Формулы этикета Формулы благодарности Формулы приветствия Формулы извинения за беспокойство и за поступок Формулы вежливого отказа
13 ПРИВЕТСТВИЕ Здравствуйте! Добрый день! Привет! ПРОЩАНИЕ До свидания! Счастливого пути! Пока! ИЗВИНЕНИЕ Извините! Простите! Я виноват! ПРОСЬБА Будьте добры! Пожалуйста! БЛАГОДАРНОСТЬ Спасибо! Благодарю!
15 От старинного пожелания «Спаси Бог» родилось самое распространённое в русском языке этикетное слово
16 Результаты наблюдений 3а Да Нет 3б Да Нет 3в Да Нет 3г Да Нет 1 Здороваются с учителями начальных классов Здороваются с учителями старших классов Здороваются с уборщицей Здороваются друг с другом Благодарят повара На слова «приятного аппетита»отзываются «Доброе утро» говорят Гардеробщицу благодарят
17 Результаты наблюдений 4а4б4в4г4д ДаНетДаНетДаНетДаНетДаНет 1 Здороваются с учителями начальных классов Здороваются с учителями старших классов Здороваются с уборщицей Здороваются друг с другом Благодарят повара На слова «приятного аппетита» отзываются «Доброе утро» говорят Гардеробщицу благодарят
18 РЕЗУЛЬТАТЫ 3 и 4 КЛАССОВ ДаНет 1 Здороваются с учителями начальных классов Здороваются с учителями старших классов Здороваются с уборщицей Здороваются друг с другом Благодарят повара На слова «приятного аппетита» отзываются «Доброе утро» говорят Гардеробщицу благодарят 17135
19 Обращения КОЛЛЕГИ ДРУЗЬЯ МУЖЧИНА ЖЕНЩИНА ТОВАРИЩ УВАЖАЕМЫЙ УВАЖАЕМАЯ СУДАРЬ СУДАРЫНЯ ГОСПОДИН ГОСПОЖА
20 Обращение в русском речевом этикете Главная функция – привлечь внимание собеседника. В качестве обращений используются: 1. Собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша). 2. Названия людей по степени их родства (отец, дядя, дедушка). 3. По положению в обществе, по профессии, должности (президент, генерал, министр, директор, бухгалтер). 4. По возрасту и полу (старик, мальчик, девочка). Обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными, содержать оценку: Любочка, Маринуся, Любка, болван, умница, красавица.
21 Заключение Большая часть населения старой России точно знала, как одеваться, как вести себя за столом, что делать со знакомой и незнакомой дамой, равно и с кавалером. У каждого был наготове целый набор вежливых и даже учтивых выражений, которым в обязательном порядке учили дома и в школе. Была еще и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним. И как нам не хватает всего этого сейчас. Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной. Всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат в жизни огромную службу, так как научат нас жить в большом ладу с окружающими.
22 Работу выполнила: Ермакова Ксения, ученица 4-б класса Научный руководитель: Полтавченко Лариса Игоревна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.