Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТарас Поляков
1 Беркли и Юм Субъективный идеализм МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
2 Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна (Ирландия) Учёба в Дублинском университете ( ) Работа в Дублинском университете (Тринити- колледж) ( ) Поездки в Лондон Поездки в Италию ( , ) Миссионерская работа в Америке (Ньюпорт, Род-Айленд) ( ) Епископ клойнский (с 1734) Ум. 14 января 1753 г. в Оксфорде Джордж Беркли ( ) Томастаун Дублин Оксфорд Клойн
3 Джордж Беркли ( ) Джордж Беркли Опыт новой теории зрения (1709) Трактат о принципах человеческого знания (1710) Три разговора между Гиласом и Филонусом (1713) Основные сочинения
4 Джордж Беркли Субъективный идеализм Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств Критика понятия материи как непосредственно не воспринимаемого «носителя» объективных чувственных качеств вещей как действующей причины ощущений как абсолютной субстанции, существующей вне нашего ума Радикальный номинализм Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений «Носитель» идей – не материя, а дух Проблема непрерывности существования Проблема реальности нечувственного Два вида ментальных сущностей Бытие других сознаний Солипсизм
5 Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств Первичные качества – качества, идеи которых сходны с самими качествами тел. Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их форм. находятся в самих телах. находятся в наших органах чувств.
6 или находятся в наших органах чувств или не находятся в наших органах чувств (в этом случае они ничем, в сущности, не отличаются от вторичных качеств), (в этом случае мы их не воспринимаем и, следовательно, ничего о них не знаем). Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств Так называемые первичные качества: протяжённость, форма, плотность, подвижность –
7 Цвет З в у к В к у с Имматериализм Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств
8 Цвет Звук Вкус
9 Имматериализм Критика понятия материи как причины ощущений (идей) БОГ Человек Идея Вещь Идея Вещь Идея Вещь Точка зрения Локка
10 БОГ Человек Идея Имматериализм Критика понятия материи как причины ощущений (идей) Точка зрения Беркли
11 Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания». Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции Если допустить возможность существования вне духа вещественных, имеющих форму и подвижных субстанций, соответствующих нашим идеям о телах, то как было бы возможно для нас знать о них? Мы должны были бы знать это либо с помощью чувств, либо с помощью рассудка.
12 Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания». Что касается наших чувств, то они дают нам знание лишь о наших ощущениях, идеях или о тех вещах, которые, как бы мы их ни называли, непосредственно воспринимаются в ощущениях, но они не удостоверяют нас в том, что существуют вне духа невоспринятые вещи, сходные с теми, которые воспринимаются. Это признаётся самими материалистами.
13 Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания». Следовательно, остаётся допустить, что, поскольку мы обладаем каким-нибудь знанием внешних предметов, это знание приобретается благодаря рассудку, умозаключающему об их существовании из того, что непосредственно воспринято в ощущении. Но я не вижу, какой рассудок может привести нас к выводу о существовании тел вне духа, исходя из того, что мы воспринимаем.
14 Радикальный номинализм Что может быть легче для каждого, чем немного вникнуть в свои собственные мысли и затем испытать, может ли он достигнуть идеи, которая соответствовала бы данному здесь описанию идеи треугольника, который ни косоуголен, ни прямоуголен, ни равносторонен, ни равнобедрен, ни неравносторонен, но который есть вместе и всякий, и никакой из них? ЛоккБеркли Разве не нужны усилия и способности, чтобы составить общую идею треугольника? Ибо она не должна быть идеей ни косоугольного, ни прямоугольного, ни равностороннего треугольников; она должна быть всем и ничем в одно и то же время.
15 Радикальный номинализм Абстрактные идеи не существуют, т.е. идея есть нечто единичное.
16 Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений Объект и ощущение – одно и то же. Бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Esse est percipi.
17 Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а дух Цвет З в у к В к у с
18 Цвет Звук Вкус Идеи могут существовать лишь в уме (духе), следовательно, именно ум и «поддерживает» единство их комплексов.
19 Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования Цвет Звук Вкус Но комплексы идей (вещи), которые воспринимались, потом перестали восприниматься и после перерыва восприняты вновь, существовали ли, в то время, когда они не воспринимались?
20 Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования Вещи всегда кем-то воспринимаются.
21 Два вида ментальных сущностей Идеи (ideas) Духи (minds) Субъективный идеализм Проблема реальности нечувственного Идеи пассивны: их бытие состоит в их воспринимаемости. Духи активны: их бытие состоит в восприятии. Esse est percipi.Esse est percipere.
22 Проблема реальности нечувственного Бытие других сознаний Но если духи воспринимают, но не воспринимаются (они ведь не составлены из чувственных свойств), и не вытекает ли из позиции Беркли солипсизм? то откуда берётся и что вообще такое идея другого духа, в том числе – идея Бога,
23 Солипсизм Солипсизм (лат. solus, единственный, ipse, сам) – философское учение, согласно которому несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт, а всё, что считается существующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию вещей, других людей), в действительности – лишь часть этого опыта.
24 Солипсизм
25 Род. 7 мая 1711 г. в Эдинбурге Учёба в Эдинбургском университете ( ) Ум. 25 августа 1776 г. в Эдинбурге Давид Юм ( ) Эдинбург
26 Давид Юм ( ) А. Рамсэй. Дэвид Юм (Эдинбург) Трактат о человеческой природе ( ) Опыты моральные и политические ( /1777) Исследование человеческого познания (1748/1751) Диалоги о естественной религии (1779) Основные сочинения
27 Давид Юм Самокритика эмпиризма Субъективный идеализм: гносеологическая версия Причины ощущений, а следовательно – и природа реальности, непознаваемы Гносеология Юма Два вида восприятий (перцепций) впечатления идеи Принципы ассоциации идей сходство смежность причинность Субъективность причинности
28 Субъективный идеализм Гносеологическая версия Идея Наше собственное сознание (солипсисты)? Бог (Беркли)? Материальная вещь (Локк)?
29 или чем-то ощущаемым или какими-то сверхчувственными сущностями (иначе говоря – просто другим ощущением; но в этом случае вопрос остаётся без ответа), (которые чувствами не воспринимаются и, следовательно, остаются непознанными). Субъективный идеализм Гносеологическая версия Поскольку, согласно принципам эмпиризма, единственным источником наших знаний являются чувственные ощущения, вопрос о причинах ощущений не имеет смысла, так как такие причины должны быть И в том, и в другом случае субъективный (идеальный) мир чувственных ощущений остаётся единственном доступной нам реальностью.
30 Гносеология Юма Два вида восприятий Впечатления Идеи
31 Гносеология Юма Два вида восприятий соединяются умом по его усмотрению связаны в опыте менее живые и сильные более живые и сильные остаются в уме после прекращения ощущений или предвосхищают их получаются в процессе чувственного восприятия ИдеиВпечатления
32 Гносеология Юма Принципы ассоциации идей СходствоСмежностьПричинность
33 Гносеология Юма Принципы ассоциации идей СходствоСмежностьПричинность
34 Субъективность причинности Post hoc non est propter hoc. «После» не значит «вследствие». Умозаключение о наличии каузальной связи на основании последовательности во времени – результат логической ошибки.
35 Субъективность причинности
36 От гносеологического оптимизма Бэкона … … к гносеологическому пессимизму Юма. Знание – сила. Развитие науки – залог будущего благоденствия человечества. Достоверное знание невозможно и не нужно. Стремление к нему порой даже вредно. Эволюция британского эмпиризма XVII-XVIII в. … через сведение эмпиризма к сенсуализму (Локк) и элиминацию объективного предмета науки (Беркли) …
37 Вопросы?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.