Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемБорис Фатьянов
2 Вокруг публикации развернулась острая полемика. Первая рецензия, написанная Константином Симоновым, « О прошлом во имя будущего », появилась в газете « Известия » буквально в день публикации « Ивана Денисовича »: Лаконичная и отточенная проза больших художественных обобщений Повесть « Один день Ивана Денисовича » написана рукой зрелого, своеобычного мастера. В нашу литературу пришел сильный талант.
3 22 ноября статья Г. Бакланова « Чтоб никогда не повторилось » в « Литературной газете »: Среди ежемесячного, ежедневного потока литературных произведений, в разной степени талантливых, отвечающих различным читательским вкусам, являются вдруг книги, знаменующие собой гораздо большее, чем даже появление нового выдающегося писателя. Верится, однако, что человеку этому предстоит многое сказать людям.
4 23 ноября статья В. Ермилова « Во имя правды, во имя жизни » в газете « Правда »: В нашу литературу пришел писатель, наделенный редким талантом. … как это свойственно истинным художникам, рассказал нам такую правду, о которой невозможно забыть и о которой нельзя забывать, правду, которая смотрит нам прямо в глаза. Повесть А. Солженицына, порою напоминающая толстовскую художественную силу в изображении народного характера, особенно значительна в том, что автор целиком сливается со своим изображаемым героем и мы видим все изображаемое в произведении глазами Ивана Денисовича
5 Характер споров вокруг рассказа обозначен Чуковским. 24 ноября он записал в дневнике : … встретил Катаева. Он возмущён повестью « Один день », которая напечатана в « Новом Мире ». К моему изумлению, он сказал : повесть фальшивая : в ней не показан протест. Какой протест ? Протест крестьянина, сидящего в лагере. Но ведь в этом же вся правда повести : палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости и под угрозой смерти не смеют и думать о том, что на свете есть совесть, честь, человечность. Человек соглашается считать себя шпионом, чтобы следователи не били его. В этом вся суть замечательной повести а Катаев говорит : как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли протестовал сам Катаев во время сталинского режима ? Он слагал рабьи гимны, как и все
6 В ноябре под свежим впечатлением от « Одного дня Ивана Денисовича » Варлам Шаламов писал в письме автору : Повесть как стихи в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что « Новый мир » с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал. И столь нужного ибо без честного решения этих самых вопросов ни литература, ни общественная жизнь не могут идти вперёд всё, что идёт с недомолвками, в обход, в обман приносило, приносит и принесёт только вред. Есть ещё одно огромнейшее достоинство это глубоко и очень тонко показанная крестьянская психология Шухова. Столь тонкая высокохудожественная работа мне ещё не встречалась, признаться, давно. Вообще детали, подробности быта, поведение всех героев очень точны и очень новы, обжигающе новы. Таких подробностей в повести сотни других, не новых, не точных, вовсе нет. Вся Ваша повесть это та долгожданная правда, без которой не может литература наша двигаться вперёд
7 8 декабря в статье « Во имя будущего » в газете « Московская правда » И. Чичеров написал, что Солженицын неудачно выбрал в качестве главного героя повести крестьянина Шухова, нужно было бы усилить « линию » Буйновского, « настоящих коммунистов, партийных вожаков ». « Трагедия таких людей почему - то мало интересовала писателя ».\ На историческое литературное событие живо откликнулась эмигрантская печать и критика : 23 декабря в « Новом русском слове » появилась статья Мих. Корякова « Иван Денисович », а 29 декабря « Один день Ивана Денисовича » вышел впервые за рубежом на русском языке ( в газете « Новое русское слово »; газета печатала рассказ частями, вплоть до 17 января 1963 года ). 3 января 1963 года Г. Адамович пишет статью о Солженицыне под рубрикой « Литература и жизнь » в газете « Русская мысль » ( Париж ).
8 В январе 1963 года появляются статьи И. Друцэ « О мужестве и достоинстве человека » ( в журнале « Дружба народов », 1): Небольшая повесть и как просторно стало в нашей литературе !
9 Ф. Кузнецова « День, равный жизни » ( в журнале « Знамя », 1): За внешней сдержанностью ощущается огромная нравственная сила автора в марте В. Бушина « Насущный хлеб правды » ( в журнале « Нева », 3), Н. Губко « Человек побеждает » ( в журнале « Звезда », 3): Лучшие традиционные черты русской прозы XIX века соединились с поисками новых форм, которые можно назвать как полифоничность, синтетичность
10 В январе 1964 года в журнале « Новый мир » опубликована статья В. Лакшина « Иван Денисович, его друзья и недруги »: Если бы Солженицын был художником меньшего масштаба и чутья, он, вероятно, выбрал бы самый несчастный день самой трудной поры лагерной жизни Ивана Денисовича. Но он пошёл другим путём, возможным лишь для уверенного в своей силе писателя, сознающего, что предмет его рассказа настолько важен и суров, что исключает суетную сенсационность и желание ужаснуть описанием страданий, физической боли. Так, поставив себя как будто в самые трудные и невыгодные условия перед читателем, который никак не ожидал познакомиться со « счастливым » днём жизни заключённого, автор гарантировал тем самым полную объективность своего художественного свидетельства …
11 30 января статья С. Маршака « Правдивая повесть » в газете « Правда »: Повесть написана с тем чувством авторского достоинства, которое присуще только большим писателям … Эта повесть не о лагере о человеке.
12 Осенью 1964 года в « самиздате » стал распространяться анонимный ( написанный В. Л. Теушем ) анализ основных идей повести. Этот анализ очень точно был оценён « литераторами в штатском »: В анонимном документе автор стремится доказать, что повесть « Один день Ивана Денисовича » имеет важное значение, так как раскрывает не только жизнь конкретного исправительно - трудового лагеря, а является по существу отражением одного дня жизни советского общества. Он проводит прямую аналогию взаимоотношений, с одной стороны, между руководителями лагеря и заключенными, а с другой между руководящими деятелями страны и населением ; между положением заключенных и жизнью советских людей, непосильным трудом заключенных и « рабским » трудом советских трудящихся и т. д. Все это маскируется под изображение периода культа личности, хотя фактически налицо явная критика социалистической системы
13 Писатель в ответ на издание получил большое число писем читателей :. Когда бывшие зэки из трубных выкликов всех сразу газет узнали, что вышла какая - то повесть о лагерях и газетчики её наперехлёб хвалят, решили единодушно : « опять брехня ! спроворились и тут соврать ». Что наши газеты с их обычной непомерностью вдруг да накинутся хвалить правду ведь этого ж, всё - таки, нельзя было вообразить ! Иные не хотели и в руки брать мою повесть. Когда же стали читать вырвался как бы общий слитный стон, стон радости и стон боли. Потекли письма. Значительное количество исследований и воспоминаний появилось в 2002 году, к 40- летию первой публикации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.