Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарфа Соколова
1 Выполнила ученица 9 класса Архипова Татьяна Архипова Татьяна МОУ « Караклинская СОШ », 2010
2 описать языковые средства, позволившие поэту талантливо и самобытно создать образ клена, ставшего одним из обаятельных образов русской литературы.
3 Показать, что и в плане изобразительно-выразительных средств лирика Есенина выросла на русской фольклорной почве. Показать, что и в плане изобразительно-выразительных средств лирика Есенина выросла на русской фольклорной почве. Выявить, как и какими средствами создается поэтический образ клена. Выявить, как и какими средствами создается поэтический образ клена.
5 Теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. Теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. Практические: методы сплошной выборки. Были выписаны поэтические строчки, посвященные образу клена. Методы наблюдения и анализа. Практические: методы сплошной выборки. Были выписаны поэтические строчки, посвященные образу клена. Методы наблюдения и анализа.
7 Жизнь и смерть Вселенная Человек
9 Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина, « окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона ». Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина, « окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона ». Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта ( « Кленочек маленькой матке / Зеленое вымя сосет …», 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении « Клен ты мой опавший ». Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта ( « Кленочек маленькой матке / Зеленое вымя сосет …», 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении « Клен ты мой опавший ».
10 Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций « деревного » образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций « деревного » образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен.
11 Все « кленовые » эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана – реальности и образности, поэтому целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший и т.п.), другие же подвергал метафоризации (клен на одной ноге и т.п.), хотя и в неодинаковой степени, чтобы не создать резкого разрыва между реальным и образным планами, чтобы сделать плавным и естественным переход между ними. Все « кленовые » эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана – реальности и образности, поэтому целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший и т.п.), другие же подвергал метафоризации (клен на одной ноге и т.п.), хотя и в неодинаковой степени, чтобы не создать резкого разрыва между реальным и образным планами, чтобы сделать плавным и естественным переход между ними.
12 1. Возраст (старый, маленький - молодой) 1. Возраст (старый, маленький - молодой) 2. Процесс старения (подгнивший) 2. Процесс старения (подгнивший) 3. Внешний вид (голый, опавший, облезлый) 3. Внешний вид (голый, опавший, облезлый)
13 Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой « древесного романа ». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя. Оттого что тот старый клен Головой на меня похож. ( « Я покинул родимый дом …», 1918 г. )
14 В есенинских стихах о клене преобладают сложные предложения, повторы используются не всегда. Поэт осторожен в использовании инверсии: В есенинских стихах о клене преобладают сложные предложения, повторы используются не всегда. Поэт осторожен в использовании инверсии: Стережет голубую Русь Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге; Старый клен на одной ноге; Как будто бы на корточки погреться Как будто бы на корточки погреться Присел наш клен перед костром зари. Присел наш клен перед костром зари. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. В этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. В этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой.
15 Стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив « древесного романа « восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп « человек – растение ». Авторский мотив « древесного романа « восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп « человек – растение ». Клен был для Есенина свидетелем и судьей всех его жизненных неудач и ошибок, исполняя при этом роль поэтического « талисмана ». Клен был для Есенина свидетелем и судьей всех его жизненных неудач и ошибок, исполняя при этом роль поэтического « талисмана ».
16 Список использованной литературы 1. Обучающие практические работы по литературе классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, Сергей Есенин. /Ю.В. Бондарев, Ю.Л. Прокушев. – « Советская Россия », Марченко А. Поэтический мир Есенина. – 2-е изд. – М., 1989.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.