Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемLadamix !
1 Реферат
2 Тема: Основные цели и задачи Международной организации по стандартизации (ИСО)
3 Выполнил: студент Рыбаков Д.В.
4 Проверил: доцент кафедры МСИА, к.т.н. Абанин В. А.
5 Бийск 2011
6 Содержание
7 Введение
8 1. Организационная структура ИСО
9 2. Основные цели и задачи ИСО
10 3. Стратегические цели и задачи развития национальной системы стандартизации
11 Заключение
12 Список использованных источников
13 Введение
14 Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.
15 При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».
16 Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.
17 На сегодняшний день в состав ИСО входит 163 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов- корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.
18 Сильные национальные организации в странах-членах ИСО являются опорой для ее функционирования. Поэтому комитетами-членами признаются только те организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.
19 Национальные организации -- это проводники всех достижений ИСО в свои страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих технических комитетах организации.
20 стандартизация мировой товарообмен экономический
21 1. Организационная структура ИСО
22 Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы -- технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ). Более наглядно организационная структура ИСО представлена на рисунке 1.
23 Рисунок 1 - Организационная структура ИСО
24 Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами- членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены- корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.
25 Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты- члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.
26 Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).
27 ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.
28 СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области.
29 КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации.
30 ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.
31 КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах.
32 РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).
33 2. Основные цели и задачи ИСО
34 Главная цель ИСО - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Поэтому ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире.
35 Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации и отражены в таблице 1.
36 Таблица 1 - Основные объекты стандартизации
38 Машиностроение29%
39 Химия13%
40 Неметаллические материалы 12%
41 Руды и металлы9%
42 Информационная техника8%
43 Сельское хозяйство8%
44 Строительство4%
45 Специальная техника3%
46 Охрана здоровья и медицина 3%
47 Основополагающие стандарты 3%
48 Окружающая среда3%
49 Упаковка и транспортировка товаров2 %
51 Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и т.п. -- это объекты совместных разработок ИСО/МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон - производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.
52 При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон - производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.
53 ИСО определила свои задачи до конца столетия, и на начало нового тысячелетия, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:
54 - установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что, прежде всего, должно отражаться на выборе приоритетных разработок;
55 - снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;
56 - оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;
57 - стимулирование «самоподдерживающих» элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;
58 - забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.
59 3. Стратегические цели и задачи развития национальной системы стандартизации
60 Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации являются:
61 - повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
62 - обеспечение научно- технического прогресса;
63 - обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации;
64 - обеспечение единства измерений;
65 - обеспечение рационального использования ресурсов;
66 - обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
67 - содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
68 - содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.
69 Для эффективного развития национальной системы стандартизации и достижения стратегических целей необходимо:
70 - сформировать механизмы использования национальных стандартов в государственных интересах Российской Федерации, в том числе для выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической политики государства;
71 - обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольной основе, для соблюдения требований технических регламентов;
72 - обеспечить при разработке национальных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;
73 - сформировать экономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию;
74 - обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов российской экономики с высоким потенциалом развития, а также для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;
75 - применять при разработке стандартов метод программно- целевого планирования;
76 - оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием международного опыта;
77 - усилить роль Российской Федерации и повысить ее авторитет в международной (региональной) стандартизации;
78 - повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов;
79 - повысить эффективность межгосударственной стандартизации.
80 Заключение
81 В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.
82 Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты серии 9000.
83 Правительства ряда крупных стран передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе. В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации.
84 Список использованных источников
85 Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, с.
86 «Концепция развития национальной системы стандартизации» распоряжение Правительства РФ от р
87 Сашников В. И., Кузнецов В. С. Государственный контроль качества. - М.: Издательство стандартов, с.
88 Брод Б. Определение уровня гармонизации национальных стандартов // Стандарты и качество, С
89 Размещено на Allbest.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.