Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДима Таланов
1 Сократический переворот в философии. Сократ. Рим. Национальный музей. Сократ. Рим. Национальный музей. Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо. Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.софистамивоспитание молодёжи обвинение сочиненийисточникамиКсенофонта Платонасофистамивоспитание молодёжи обвинение сочиненийисточникамиКсенофонта Платона
2 Ксенофонт ( гг. до и. э.) - греческий историк и публицист Платон ( до н.э.) - древнегреческий философ-идеалист Ученики Сократа
3 Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них. К. Маркс назвал Сократа «олицетворением философии», «воплощённой философией. Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далёк ещё от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий Сократу индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи. Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у Сократ в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям Ксенофонта, учение Сократа имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал её. Учение Сократа о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии. Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них. К. Маркс назвал Сократа «олицетворением философии», «воплощённой философией. Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далёк ещё от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий Сократу индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи. Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у Сократ в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям Ксенофонта, учение Сократа имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал её. Учение Сократа о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии.постановкиолицетворениемфилософиинатурфилософиюсознаниямышленияидеализмуАристотельдействительностипромыслепровиденииполитеизмом телеологиипостановкиолицетворениемфилософиинатурфилософиюсознаниямышленияидеализмуАристотельдействительностипромыслепровиденииполитеизмом телеологии В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании Сократ не может быть противоречия между разумом и поведением. В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании Сократ не может быть противоречия между разумом и поведением. конечногопротиворечияповедением конечногопротиворечияповедением Сократ необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ Сократ часто выступал как идеальное воплощение мудреца. Сократ необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ Сократ часто выступал как идеальное воплощение мудреца.демократии действительностимонархию аристократиюплутократиюсправедливостьидеальноедемократии действительностимонархию аристократиюплутократиюсправедливостьидеальное
4 Сократический переворот в философии. Новый этап, в рамках которого создана основа современной духовной жизни. Представления о морали, о политике, о ценности, в период от V века д.н.э. до III века д.н.э. Начало положено софистами. Софистов нельзя назвать философами в подлинном смысле этого слова. Они не искали истину, напротив, в значительной степени они старались её искажать. Само название софиста в действительности означает не мудреца. Софистами называют людей, прибегающих к мудрствованию. Мудрствование двусмысленное рассуждение, имеющее целью скорее исказить истину, нежели её обнаружить. Прежним философам представлялось очевидным, что они имеют дело с объективной действительностью, которая существует в виде некой непосредственной давности. Для досократиков истина представлялась чем-то объективным, очевидным, совсем не тем, чем она представляется для нас. Им была непонятна формула познания, которая для нас существует даже на уровне здравого смысла (субъектно-объектное отношение знание существует в познающем субъекте). Новый этап, в рамках которого создана основа современной духовной жизни. Представления о морали, о политике, о ценности, в период от V века д.н.э. до III века д.н.э. Начало положено софистами. Софистов нельзя назвать философами в подлинном смысле этого слова. Они не искали истину, напротив, в значительной степени они старались её искажать. Само название софиста в действительности означает не мудреца. Софистами называют людей, прибегающих к мудрствованию. Мудрствование двусмысленное рассуждение, имеющее целью скорее исказить истину, нежели её обнаружить. Прежним философам представлялось очевидным, что они имеют дело с объективной действительностью, которая существует в виде некой непосредственной давности. Для досократиков истина представлялась чем-то объективным, очевидным, совсем не тем, чем она представляется для нас. Им была непонятна формула познания, которая для нас существует даже на уровне здравого смысла (субъектно-объектное отношение знание существует в познающем субъекте).
5 Эта формула стала очевидна для софистов. Следовательно всё, что претендует на звание истины существует лишь во мнении, в рамках субъекта и следовательно субъективно по форме. Является ли суждение субъекта объективным другой вопрос. Для софистов этот вопрос был второстепенен. Именно поэтому движение софистов двусмысленно, и их заслуга неоднозначна, их открытие имеет случайный характер. Софисты были первыми мыслителями, которые стали придавать философии практическое значение, причём практическое в самом утилитарном смысле стали учить за деньги. Эта формула стала очевидна для софистов. Следовательно всё, что претендует на звание истины существует лишь во мнении, в рамках субъекта и следовательно субъективно по форме. Является ли суждение субъекта объективным другой вопрос. Для софистов этот вопрос был второстепенен. Именно поэтому движение софистов двусмысленно, и их заслуга неоднозначна, их открытие имеет случайный характер. Софисты были первыми мыслителями, которые стали придавать философии практическое значение, причём практическое в самом утилитарном смысле стали учить за деньги. Самое главное то, что они преподносили, как предмет обучения, должно было применяться для достижения практических успехов в жизни. Достичь этого можно было главным образом участвуя в полемике будь то суд или политический дискусс. От возможности доказать свою позицию зависит успех и следовательно возможность получить деньги. Именно так софисты понимали главную цель. Софисты усилили тезис: никакой истины, кроме субъективной не существуют. Основные черты их философии: Самое главное то, что они преподносили, как предмет обучения, должно было применяться для достижения практических успехов в жизни. Достичь этого можно было главным образом участвуя в полемике будь то суд или политический дискусс. От возможности доказать свою позицию зависит успех и следовательно возможность получить деньги. Именно так софисты понимали главную цель. Софисты усилили тезис: никакой истины, кроме субъективной не существуют. Основные черты их философии: субъективизм, субъективизм, релятивизм, релятивизм, скептицизм, скептицизм, нигилизм, нигилизм, эгоизм. эгоизм.
6 Первым из известных софистов был Протагор, живший в V веке д.н.э. Ему принадлежит знаменитое высказывание: «Человек есть мера всех вещей». Ученики усиливали этот тезис, так что он принимал ещё более скептический смысл. Его ученик Горгий (V век до н.э) говорил Первым из известных софистов был Протагор, живший в V веке д.н.э. Ему принадлежит знаменитое высказывание: «Человек есть мера всех вещей». Ученики усиливали этот тезис, так что он принимал ещё более скептический смысл. Его ученик Горгий (V век до н.э) говорил так: так: 1. Ничего не существует. 1. Ничего не существует. 2. Если и существует, то во всяком случае непознаваемо. 2. Если и существует, то во всяком случае непознаваемо. 3. Если уж и познаваемо, то непередаваемо другим. 3. Если уж и познаваемо, то непередаваемо другим. В любом из этих высказываний существует доля истины. Сами софисты использовали это знание главным образом для получения денег. Таким образом, наследниками софистов являются не философы, а практические политики, юристы и т. п. Для старших софистов это было уже бесспорно. Они утверждали, что нет права, кроме интересов сильного, не существует морали и т. п. Цивилизация оказалась в опасности, но, по счастью, этого не произошло. Явился Сократ. В любом из этих высказываний существует доля истины. Сами софисты использовали это знание главным образом для получения денег. Таким образом, наследниками софистов являются не философы, а практические политики, юристы и т. п. Для старших софистов это было уже бесспорно. Они утверждали, что нет права, кроме интересов сильного, не существует морали и т. п. Цивилизация оказалась в опасности, но, по счастью, этого не произошло. Явился Сократ.
7 Сократ Используя всё то, что утверждали софисты, он пришёл к утверждению, что существует объективная истина, объективное добро и т. д. и, более того, мы их обязаны найти и жить в соответствии с этими объективными истинами.Сократ это фигура, которую можно рассматривать как синоним философии. Современ- Используя всё то, что утверждали софисты, он пришёл к утверждению, что существует объективная истина, объективное добро и т. д. и, более того, мы их обязаны найти и жить в соответствии с этими объективными истинами.Сократ это фигура, которую можно рассматривать как синоним философии. Современ- ную философию иногда называют «сократической деятельностью». Философию Сократа отождествляют с такими понятиями, как, например, диалектика (последовательное, поэтапное рассуждение, посредством которого мы приходим к истине. последовательное выдвижение тезисов, которое встречается с антитезисом, в результате чего образуется синтез, движущийся к истине). Для реализации такого способа необходим диалог двух человек, которые заинтересованы в том. чтобы найти истину. ную философию иногда называют «сократической деятельностью». Философию Сократа отождествляют с такими понятиями, как, например, диалектика (последовательное, поэтапное рассуждение, посредством которого мы приходим к истине. последовательное выдвижение тезисов, которое встречается с антитезисом, в результате чего образуется синтез, движущийся к истине). Для реализации такого способа необходим диалог двух человек, которые заинтересованы в том. чтобы найти истину.
8 Сократ также впервые обнаружил, что софистические рассуждения имеют изначальный дефект, потому что они нарушают необходимые законы рассуждения. Следует положить запрет на так называемые софизмы, в том числе: Сократ также впервые обнаружил, что софистические рассуждения имеют изначальный дефект, потому что они нарушают необходимые законы рассуждения. Следует положить запрет на так называемые софизмы, в том числе: подмена тезиса подмена тезиса В частности, один из софистов брался доказать, что пёс, который сидит на крыльце твой отец и делал это следующим рассуждением: этот пёс принадлежит тебе, значит он твой и у него есть щенки, значит он отец. Если он твой и отец, то он твой отец. В частности, один из софистов брался доказать, что пёс, который сидит на крыльце твой отец и делал это следующим рассуждением: этот пёс принадлежит тебе, значит он твой и у него есть щенки, значит он отец. Если он твой и отец, то он твой отец. Аргумент к человеку (Такой умный человек не может рассуждать так-то так-то) Аргумент к человеку (Такой умный человек не может рассуждать так-то так-то) Сократ приставал к людям на площади и начинал обсуждать истину. Сам Сократ называл себя «оводом». Сократ был осуждён на смертную казнь. Он доказал полную абсурдность обвинения в своей судебной речи, но приговор это не изменило. Сократ приставал к людям на площади и начинал обсуждать истину. Сам Сократ называл себя «оводом». Сократ был осуждён на смертную казнь. Он доказал полную абсурдность обвинения в своей судебной речи, но приговор это не изменило.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.