Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСветлана Маняхина
1 Изобразительное искусство первобытного человека Итоговая работа слушателя КПК учителя истории МКОУ «СОШ п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области» Маняхиной С.А. Особенности преподавания предмета "Мировая художественная культура"
2 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности искусству одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: Археология (на основании материальных остатков деятельности человека) Этнография (на основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).
3 АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИКА ТЕМЫ: В силу неразработанности заявленной тематики свою задачу я вижу в том, чтобы показать насколько важно изучать в самом начале курса по МХК: изучение первобытного искусства как эпохи формирования глобальных понятий человеческой культуры в целом и художественной в частности. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ Самый длительный период истории человечества и его культуры каменный век (404 тыс. лет до н. э.) - В нем различают три этапа: палеолит (4012 тыс. лет до н. э.), мезолит (128 тыс. лет до н. э.) неолит (104 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (31 тыс. лет до н. э.).
4 Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
5 Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.
6 НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые « макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны». По состоянию на 2010 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.
7 ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром. Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между и годами до н.э.
8 ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира. Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной.
9 За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное». Пещера Альтамира - «картинная галерея» доисторического человека
10 Особенности живописи палеолита -Изображения очень реалистичны, точны в деталях. -Передаётся динамика движения. -В живописи палеолита преобладают крупные животные, почти нет рыб, птиц и растений. Не часто встречаются и изображения человека. -В рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. -Использование широкой палитры красок. -Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!
11 ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.
12 РОТОНДА С БЫКАМИ Чаще всего изображаемые в Ляско сцены представляют композицию, состоящую из фигур быков, лошадей, оленей или козлов. На стенах пещеры было обнаружено более 2000 изображений. Самое большое скопление изображений находится в центральной полости, которая за свои округлые очертания называется "Ротонда" или "зал Быков"
13 КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.
14 . ПЕЩЕРА ПЕШ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ Пещера на склоне холма в коммуне Кабрере, департамент Ло, регион Юг-Пиренеи на территории Франции. На протяжении более 1,5 км тянется коридор со впадинами, на стенах некоторых из них обнаружены настенные изображения периода граветтской культуры. Изображения мамонта можно считать бесспорным доказательством их принадлежности к эпохе верхнего палеолита.
15 ПЕЩЕРА ПЕШ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ Лошади «в яблоках» – одна из самых популярных фресок Пеш- Мерль, которая многократно издавалась. Выше лошадей и перед левой лошадью видны отпечатки кистей рук, сделанные способом «суффляж», т.е. набрызгивание краски на плотно приложенную к плоскости кисть руки. Самое простое набрызгивание в данном случае это– набрать в рот жидкую краску и дунуть, как это иногда делают хозяйки при глажении белья. Краска черная. Анализ показал, что черную краску готовили либо из древесного угля, либо из растертых комьев окиси марганца. Если набрать в рот краску, сделанную на основе угля, никаких последствий не будет. Если же – окись марганца, человек мог умереть. Есть пища для размышлений о ритуале, который мог иметь и смертельный исход
16 В живописи и графике преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени «Сражающиеся лучники». Особенности живописи мезолита и неолита
17 КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.
18 Горы ДРАКЕНСБЕРГ, ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.
19 ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Рисунок углём
20 Первобытная эпоха с ее крайне медленными процессами накопления информации занимает огромный массив в истории человечества. Неужели опыт миллионов поколений канул в Лету, неужели их голос принципиально не может дойти до потомков? Разве мы задумываемся над тем, почему и как в нашем воображении складываются те или иные образы? А это, как вы сами догадались, область культуры художественного мышления и творчества. И последнее а часто ли мы задумываемся над тем, кто мы, что есть человек?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.