Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлександр Силин
1 С ОВОКУПНЫЙ СПРОС УРОК Экономики 11-й класс МБОУ Лукояновская СОШ 1 Учитель экономики А.А. Силин
2 П ЛАН УРОКА Совокупный спрос Cструктура совокупного спроса Кривая совокупного спроса Факторы влияющие на изменение совокупного спроса
3 1. С ОВОКУПНЫЙ СПРОС Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. P Y AD 0
4 2 C СТРУКТУРА СОВОКУПНОГО СПРОСА спрос на потребительские товары и услуги (C); спрос на инвестиционные товары ( I ); спрос на товары и услуги со стороны государства ( G ); чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (NX). Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой: AD = C + I + G + NX. Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.
5 На горизонтальной оси откладывается реальный объем выпуска, на который предъявляется спрос представителями всех четырех секторов экономики. Он обозначается буквой Y и может быть более конкретно представлен как объем реального валового внутреннего продукта (ВВП), который экономические агенты готовы приобрести при разных уровнях цен. На вертикальной оси буквой Р обозначена не цена отдельного товара, как в микроэкономике, и не сумма всех цен, а общий уровень цен. Под уровнем цен в макроэкономических моделях понимается индекс цен. В данном случае это может быть индекс дефлятор ВВП.
6 Тогда в любой точке на кривой AD произведение реального объема выпуска, на который предъявлен спрос, и индекса цен даст нам номинальный ВВП, который экономические агенты готовы приобрести в данных условиях. Скажем, при уровне цен 50% (или 0,5) реальный ВВП, который готовы приобрести покупатели, составит 3000 млрд. руб., а при уровне цен 150% (1,5) 2000 млрд. руб. Номинальный ВВП будет равен, соответственно, 1500 млрд. руб. и 3000 млрд. руб.
7 Кривая совокупного спроса отличается от кривых индивидуального и рыночного спроса. Кривые индивидуального и рыночного спроса на определенный товар строятся исходя из предположения, что цены других товаров остаются постоянными, в то время как цена на данный товар изменяется. Для кривой совокупного спроса этого допущения не может существовать, поскольку речь идет не об одном товаре, а о всей совокупности товаров, произведенных в экономике. Цены на все эти товары могут меняться в разной степени и иногда даже в разных направлениях. Индекс цен показывает суммарный результат этих изменений.
8 Увеличение или уменьшение совокупного спроса в экономике будет стимулировать или сдерживать производство, а соответственно и доходы, получаемые участниками производства. Например, падение совокупного спроса снизит стимулы к расширению производства, может вызвать снижение заработной платы рабочих и прибыли предпринимателей как в реальном, так и в номинальном выражении. P Y AD 0 P2P2 P1P1 Y1Y1 Y2Y2
9 Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макро уровне подчиняется той же закономерности, что и на микро уровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег: MV = PY, где P – уровень цен в экономике; Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег.
10 3 Ц ЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос; эффект богатства (эффект Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос; эффект импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.
11 3 Н ЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег); факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств : благосостояние потребителей, налоги, ожидания; факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий; государственная политика, определяющая государственные расходы; условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке.
12 P Y AD 0 AD 1 AD 2 Изменения совокупного спроса отражены на рис. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение.
13 З АКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА Задача 1. На каком из представленных графиков (рис. 3-18) отражено сокращение государственных расходов, а на каком рост инфляционных ожиданий потребителей?
14 Ответ: На графике а) представлены последствия роста инфляционных ожиданий потребителей. Если население убеждено в том, что в ближайшем будущем цены вырастут, то сегодня оно постарается купить как можно больше товаров по старым ценам, делая необходимые запасы впрок. В результате произойдет увеличение совокупного спроса в экономике еще при старом уровне цен. На графике б) отражены последствия сокращения государственных расходов. Они являются компонентом совокупного спроса, и потому их снижение уменьшает совокупный спрос в целом.
15 Задача 2. Предположим, что на рынке «Сникерсов» есть только три потребителя А, В и С. В табл. 33 приведена информация об объемах индивидуального спроса на «Сникерс» каждого из этих потребителей. Цена одного «Сникерса» (руб.) Объем спроса потребителя А (шт. в неделю) Объем спроса потребителя В (шт. в неделю) Объем спроса потребителя С (шт. в неделю) Объем рыночного спроса (шт. в неделю)
16 а)Нарисуйте кривые индивидуального спроса для каждого потребителя (в целях наглядности это лучше сделать на одном графике). б)Предположим, все потребители имеют одинаковый доход (например, 150 руб. в неделю). Что вы можете сказать о вкусах А, В, и С относительно «Сникерса»? в)Теперь предположим, что потребители получают разный доход, но все одинаково сильно любят «Сникерс», считая его нормальным благом. Что вы можете сказать об уровне дохода А, В и С? г)Подсчитайте объем рыночного спроса на «Сникерс» при каждой возможной цене и заполните последнюю колонку табл д)Представьте графически кривую рыночного спроса на «Сникерс».
17 Задача 3. Кривая совокупного спроса представлена уравнением Y=3 Денежная масса равна ) Постройте кривую совокупного спроса AD при значении уровня цен Р от 1 до 3. 2) Как изменится положение кривой AD, если денежная масса в экономике увеличится до 1200? 3) Постройте новую кривую совокупного спроса AD 1
18 Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник Липсица 2 часть § 8 задача 3
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.