Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемРустем Абдуллин
1 1 Лекция 1. Бухгалтерский учет как информационная система Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Исторический аспект возникновения бухгалтерского учета. 2. Бухгалтерский учет в системе управления. 3. Бухгалтерская информация и понятие управленческих решений. 4. Финансовая отчетность, как источник экономической информации и классификация ее пользователей. 5.Предмет и методы бухгалтерского учета.
2 2 По мнению исследователей для возникновения письменного учета, ведения его регистров необходимо несколько условий: 1) развитие хозяйственной деятельности должно было принять достаточно заметные размеры; 2) наличие письменности и элементарной арифметики. 1. Исторический аспект возникновения бухгалтерского учета
3 3 Длина свитков составляла 4-5 м, запись велась черной и красной тушью: год писали черной, а месяц и день – красной, частные числа – черной, итоги – красной. На свитках папируса в виде таблиц составляли инвентарные описи. Древний Египет
4 4 Вавилония стала родиной учета на карточках, которые делали из мягкой глины в виде пластинок до 30×40 см. На влажной поверхности глины тростниковой палочкой делали надписи, после того документ сушился на солнце или обжигался.
5 5 При учете материальных ценностей в Китае получила распространение так называемая четырех колонная система П – Р = Ок – Он где П – приход, Р – расход, Ок – остаток конечный; Он – остаток начальный. По мнению исследователей, это уравнение материального баланса.
6 6 Особое влияние оказало римское право, расцвет которого пришелся на II - I веках до нашей эры. Основополагающие постулаты римского права сохранили свою значимость в бухгалтерском учете до настоящего времени: за все надо платить; закон обратной силы не имеет; при взаимоисключающих законах нельзя применять ни один из них. В римской империи II века нашей эры учет вплотную подошел к понятию бухгалтерских проводок.
7 7 В Месопотамии в XX веке до нашей эры записи по приходу материальных ценностей содержали следующие сведения: количество и вид поступивших предметов; имя лица, от которого они поступили; имя получателя; дата поступления. Эти сведения лежат в основе приходных документов и в современной бухгалтерии.
8 8
9 9 Простая Камеральная Двойная Виды бухгалтерии
10 10 В средние века, по мере дальнейшего наращивания темпов экономической жизни, в бухгалтерском учете появилась необходимость группировать однотипные предметы и хозяйственные действия. Возникли понятия счетов и регистров. Счета использовались для обозначения (кодировки) материальных ценностей и хозяйственных операций, а регистры для их специальных записей.
11 11 XV век отмечен важным достижением в бухгалтерском учете - появлением двойной записи. Смысл ее прост и заключается в том, что при оформлении хозяйственной операции происходит перевод материальных ценностей или долговых обязательств с одного счета на другой. Авторство двойной записи принадлежит итальянскому монаху-математику Л. Пачоли (1494 г).
12 12 Великий итальянский бухгалтер Джузеппе Чербони ( ), выражая идеи этой школы, провозгласил, что «бухгалтерский учет, прежде всего, должен изучать человека, поскольку последний живет в хозяйстве и для хозяйства.»
13 13 Французская школа исходила из того, что прибылью могут считаться только денежные поступления: "Нет денег - нет прибыли". Например, товары, отгруженные покупателю, нельзя считать проданными, а прибыль полученной, так как они не оплачены. Цели бухгалтерии :- рационализация- действенность- эффективность- система- порядок.
14 14 Расширение рамок бухгалтерского учета до границ политической экономии, конечно, сближая их, заставило и бухгалтерскую методологию распространяться до ранее не свойственных ей границ, до создания учета всего народного хозяйства.
15 15 Немцы не отходили от бухгалтерии в поисках учетного смысла. Этот смысл они видели в тех документах и регистрах, которые поступают в бухгалтерию. Учетная процедура - вот и цель, и предмет, и метод бухгалтерии. Вне бухгалтерии нет бухгалтерии. Все счета по отношению к балансу были разделены на активные и пассивные. Дебет активного счета - увеличение, кредит - уменьшение, в пассивных счетах - наоборот.
16 16 В целом для немецких авторов характерен подход, который правильнее всего назвать гештальтбуххалтунг (Gestaltbuchhaltung). Его отличительные особенности - рассмотрение изучаемого явления как целостной структуры. Если итальянская и французская школы шли от частного к общему, т.е. путем индукции, то немецкая изучала факты хозяйственной жизни, двигаясь от общего к частному, путем дедукции, не от счетов к балансу, а от баланса к счету.
17 17 Между двумя мировыми войнами начинается расцвет англо- американской школы. Ее главными представителями можно считать: Шпруга, Литтлтона, Патона, Мэйя, Гаррисона, Свинея, Хиггинса, Антони. Она преследовала одну цель - сделать учет орудием управления. Это требовало безусловного знания людей, последовательного использования их интересов, необходимых для принятия действенных управленческих решений, направленных на благо фирмы.
18 18 Русским князьям, а потом и захватчикам- татарам нужно было учитывать население для сбора дани. Поэтому датой рождения учета можно считать 1246 год, когда татары провели перепись населения захваченных южнорусских княжеств. Население учитывалось как единица налогообложения. По данным переписи составлялись «писцовые книги».
19 19 Затем в XVI веке появилась потребность в имущественном учете – имущество было, а учета нет. Учет выражался в ведении всевозможных хозяйственных книг. Пётр I, как известно, был очень деятельным человеком, его жажда реорганизации затронула и бухгалтерский учёт. Именно в его правление появилось слово «бухгалтер», вытеснив русское слово «счетчик». Карл Иванович Арнольд ( ), крупнейший российский теоретик того времени, в своих работах предложил терминологию, которой мы пользуемся до сих пор. Он ввел такие термины, как «дебет», «кредит», «сторнировать».
20 20 скрупулезность при оформлении отчетных документов. максимальная экономия затрат; приоритет обязательств перед вышестоящими хозяйствующими субъектами и объектами; высокая точность взаиморасчетов между отдельными хозяйствующими субъектами и объектами; максимально полный охват в учете каждого индивидуума как субъекта трудовых отношений и как налогоплательщика; сильная социальная политика с уравнительными тенденциями и круговой порукой; централизованный и государственный подходы к учету; Особенности русской бухгалтерской школы :
21 21 : 1-й уровень: документом первого, наивысшего, уровня является Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах РК. ; 2-й уровень: К нормативным документам второго уровня регулирования относятся стандарты бухгалтерского учета. Главное назначение стандартов раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»; В Республике Казахстан создана четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета : Современны бухгалтерский учет в Казахстане
22 22 3-й уровень: регулирования включает нормативные акты Правительства РК, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровня; 4-й уровень: составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. Это прежде всего учетная политика предприятия. Они призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных.
23 23 Управление – это обособившийся вид деятельности, возникший в результате разделения труда в общественном производстве.
24 24 Организационные структуры хозяйственной деятельности Объекты управления Хозяйственные подразделения, их объединения, в которых совершается хозяйственная деятельность. Органы управления Обеспечивают наблюдение и контроль за хозяйственной деятельностью, планирование, регулирование и другие функции управления.
25 25 Виды связей в системе управления Прямая Связь характеризует определенные воздействия органа управления на объект управления Обратная Связь характеризует необходимость получать сведения об объекте управления, их анализировать, осуществлять контроль за выполнением принятых решений
26 26 1.Планирования (определяет цели и задачи хозяйственной деятельности, средства и пути их достижения и выполнения). 2. Анализ (Обеспечивает взаимосвязанное изучение хозяйственных фактов и процессов, оценку количественных и качественных изменений в хозяйственной деятельности и др. 3. Учет (сбор, хранение и обработка учетной информации, 2/3 которой представляет бухгалтерский учет). 4. Планирования (совокупность действий органа управления, направленных на компенсацию выявленных отклонений в хозяйственной деятельности). 5. Контроль (обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования).
27 27 Функции бухгалтерского учета 1. Информационная (осуществляет сбор, измерение, обработку и передачу финансовой информации о хозяйственных процессах организации). 2. Контрольная: предварительный, текущий, последующий (производится контроль законности совершенных операций, правильности документального оформления, логический и арифметический контроль). 3. Плановая (процесс планирования требует от системы бух. учета своевременного представления информации о текущих операциях, прогнозах). 4. Обратная связь (обеспечивает эффективность всей системы управления, позволяет контролировать соблюдения смет, выявлять скрытые резервы). 5. Аналитическая (формирование информации по каждому объекту бух. учета).
28 28 Внутренние пользователи Аппарат управления Собственники Работники предприятия Внешние пользователи Имеющие прямой финансовый интерес (инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели). Не имеющие прямого финансового интереса (налоговые органы, общественность, органы управления экономикой, прочие группы).
29 29 Финансовая отчетность хозяйствующего субъекта – эта система показателей, характеризующих условия и результаты его работы за отчетный период. инвестором необходима информация о том, насколько адекватен получаемый ими доход степени рискованности сделанных инвестиций; должны ли они продавать, покупать или продолжать держать свою долю в активах субъекта; будет ли способен данный субъект удовлетворить их ожидания в отношении выплачиваемых дивидендов; кредиторам необходима информация о возможностях погашения кредитов и займов и выплаты процентов;
30 30 поставщикам необходима информация о способности юридического лица вовремя погасить кредиторскую задолженность; покупатели заинтересованы в том, насколько долго юридическое лица сможет продолжать свою деятельность, чем выше зависимость покупателя от предприятия, тем больше заинтересованность в его финансовой стабильности; работники заинтересованы в стабильности и рентабельности деятельности субъекта для оценки своих перспектив занятости, перспектив получения различных финансовых и других льгот и выплат от субъекта; правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики в отношении субъектов, включая налоговые меры, а также для сбора статистических данных.
31 31 Бухгалтерский баланс; Отчет о доходах и расходах; Отчет о движении денежных средств; Отчет об изменении капитала; Основные положения учетной политики и пояснительная записка;
32 32 Предмет бухгалтерского учета изучает хозяйственную деятельность предприятия, где его объекты рассматриваются в двух разрезах: - объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность; - объекты, составляющие хозяйственную деятельность. К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй – хозяйственные процессы и их результаты.
33 33 Хозяйственные средства предприятия состоят из следующих основных групп: Основные средства. Оборотные средства. Денежные средства. Средства в расчетах. Отвлеченные средства. Собственные источники. Заемные, временно привлеченные источники.
34 34 Основные средства – здания, машины, оборудование, транспортные средства и др. Они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что и позволяет их стоимость включать в расходы производства продукции частыми, по мере износа, через амортизационные отчисления. Оборотные средства – сырье, материалы, топливо и другие используются в одном производственном цикле, поэтому вся их стоимость сразу относится в затраты (расходы) предприятия. В состав данной группы включаются готовая продукция и незавершенное производство. Денежные средства- денежная наличность, находящаяся в кассе предприятия, а также свободные денежные средства в банке на его расчетном счете и прочих счетах, обеспечивающие возможность расчетов с рабочими и служащими по заработной плате, с бюджетом и с прочими кредиторами.
35 35 Средства в расчетах- задолженность различных организаций и лиц перед предприятием (суммы, выданные в подотчет, авансовые перечисления и др.), т.е. нам должны – дебиторская задолженность. Отвлеченные средства – возникают в связи с получением и распределением дохода (прибыли). Использованная его часть на целевые мероприятия называется отвлеченными средствами.
36 36 Собственные источники: уставный капитал-стоимость основных и оборотных средств, находившихся в распоряжении предприятия в момент вступления его в эксплуатацию (созданных за счет паевых взносов учредителей, проданных акций, долгосрочных кредитов, безвозмездных поступлений от союза кооператоров и др.); фонд развития предприятия; страховой фонд; фонд оплаты труда и др. Заемные, временно привлеченные источники: ссуды, краткосрочные кредиты банка, те, что предприятие имеет право получать под совокупность материальных ценностей и производственных затрат и пр.; задолженность поставщикам – стоимость отгруженных поставщиком или уже полученных от него материальных ценностей, услуг, выполненных работ, но еще не оплаченных ему; задолженность рабочим и служащим – сумма начисленной, но невыплаченной заработной платы; прочая кредиторская задолженность – не оплаченная задолженность бюджету, социальному страхованию и прочим организациям и лицам.
37 37 К элементам метода обычно относят следующие: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс, отчетность.
38 38 Документ – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документация выполняет роль импульса, дающего начало движению учетной информации. Она обеспечивает бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты – обязательные показатели, обеспечивающие ему силу закона. Установлено, что такими реквизитами являются: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию. Первоочередные требования к документам – своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного воздействия на результаты его работы.
39 39 Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета через проверку в натуре материальных ценностей, основных и денежных средств позволяет выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность коллективной, кооперативной собственности. проверяется полнота и достоверность учтенных документальных данных. Счета и двойная запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса и отражают их содержание.
40 40 Оценка как способ введения бухгалтерского учета утверждает, что основные средства должны отражаться в учете по первоначальной стоимости, а материальные ценности – по сумме фактических затрат (фактической себестоимости). Калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета вызвана необходимостью ежемесячного расчета затрат на изготовленную продукцию, выполненные работы, услуги. На предприятиях рассчитывают или полную плановую и фактическую себестоимость, или в сумме материальных и приравненных к ним затрат. На их основе определяется плановая и фактическая сумма дохода ( прибыли).
41 41 Баланс в бухгалтерском учете рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Он имеет разделы, группы и статьи, представляется в установленные адреса и сроки. Его данные необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, для анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.
42 42 Отчетность предназначена намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении основных средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости и пр. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету: обеспечение информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создание базы для последующего планирования его деятельности.
43 43
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.