Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнастасия Светлова
2 Козёл отпущения В стародавние времена у древних евреев существовал обряд отпущения грехов, во время которого священник возлагал свои руки на голову живого козла и этим действием как бы перекладывал на животное грехи всего народа. После церемонии козла изгоняли в пустыню.
3 Трын-трава Вполне реальная трава, изначально называвшаяся "тын-трава". Тын же - это забор. То есть "тын-трава" это "трава подзаборная". Никому не нужный, безразличный для всех сорняк.
4 Мастер кислых щей Кислые щи - нехитрая крестьянская еда: вода да квашеная капуста. Приготовить это блюдо не составляло особого труда. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, то это означало, что человек ни на что путное не годен.
5 Всыпать по первое число Это выражение пошло из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, провинились они или нет. И если наставник чрезмерно усердствовал, то воспоминаний и болезненных ощущений после такой порки, школьникам хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Прописать ижицу Ижица - название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки в области пониже спины у учеников напоминали именно эту букву. Поэтому, прописать ижицу означает проучить, наказать.
6 Гол как сокол Весьма бедный, нищий человек. И птица сокол здесь ни при чём. "Сокол" - старинное военное стенобитное орудие - совершенно гладкая, "голая", то есть – ничем лишним не обремененная, чугунная болванка, закреплённая на цепях.
7 Сирота казанская Фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), став подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свою горькую участь. Так и повелось называть «сиротой казанской» человека, который прикидывается несчастным, обиженным и беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить
8 Непутёвый человек В старину на Руси "путём" называли не только дорогу, но и различные должности при дворе князя. Бояре всеми правдами, а нередко и неправдами, старались заполучить у князя путь - должность. О тех же, кому это не удавалось, пренебрежительно отзывались - непутёвый человек.
9 Шиворот-навыворот Выражение это когда-то связывали с позорным наказанием: во времена Ивана Грозного провинившегося боярина в вывернутой наизнанку одежде сажали задом наперёд на лошадь. И в таком виде, опозоренного и униженного, возили по городу под свист и насмешки горожан.
10 Водить за нос Это выражение было связано с ярмарочным развлечением: цыгане водили медведей за продетое в нос животного кольцо и заставляли их выполнять различные трюки, обманывая обещанием подачки.
11 Отставной козы барабанщик И это выражение также связано с ярмарочными дрессированными медведями. Некоторых косолапых сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Именно он и был козы барабанщиком. И воспринимали его как никчёмного, несерьёзного человека.
12 Точить лясы Лясы - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить их мог только настоящий мастер. Предположительно, изначально "точить лясы" означало вести изящную беседу. Но умельцев подобным образом общаться становилось всё меньше и меньше. Что и привело к изменению значения выражения на противоположное. И ныне «лясы точить» означает вести пустую болтовню.
13 Зарубить на носу Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».
14 Ни пуха ни пера Ни пуха ни пера – пожелание удачи в чем-либо. Это собственно русское выражение, первоначально оно употреблялось как «заклинание», призванное обмануть нечистую силу (этим выражением напутствовали отправляющихся на охоту; считалось, что прямым пожеланием удачи можно было «сглазить» добычу). Ответ «К черту!» должен был еще больше обезопасить охотника. К черту – это не ругательство типа «Пошел к черту!», а просьба отправиться к черту и сказать ему об этом (о том, чтобы охотнику не досталось ни пуха, ни пера). Тогда нечистый сделает наоборот, и будет то, что надо: охотник вернется «с пухом и пером», т. е. с добычей.
15 После дождичка в четверг У русичей, древнейших предков русских, существовал целый пантеон божеств, которым они поклонялись. Главным среди них был бог грома и молнии - Перун. Ему был посвящён один из дней недели - четверг. И именно Перуну возносили русичи моления о дожде в засуху. Считалось, что божество должно особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" - четверг. А так как эти мольбы часто оставались безответными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда произойдёт.
16 Попасть в переплёт На некоторых русских диалектах переплётом именовали сплетённую из веток ловушку для рыб. И, как в любой ловушке, оказаться в ней - дело отнюдь не из приятных.
17 Дым коромыслом В старой Руси избы топились по- чёрному. То есть дым уходил не через печную трубу (которой собственно и не было), а через специальное окошко или дверь. И по тому как дым из избы выходит, предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет ясно, по земле стелется - к туману или дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а возможно, что и к буре.
18 Волосы дыбом Оказывается, стоять дыбом означает стоять навытяжку, на кончиках пальцев ног. То есть, когда человек пугается, то у него волосы на голове словно на цыпочки становятся.
19 Тёртый калач Некогда на Руси существовал сорт хлеба, который именовался «Тёртый калач». Тесто для этого хлеба долго мяли, тёрли, месили. Отчего хлебушек выходил, весьма пышен. Применительно же к человеку фраза «Тёртый калач» стали употреблять в том значении, что его учат испытания и беды.
20 Выводить на чистую воду Когда-то эту фразу произносили только лишь применительно к рыбе, которую пытались поймать. В камышовых зарослях или среди затонувших в иле коряг рыба, попавшаяся на крючок, может сорваться с него и уйти. А вот в прозрачной, чистой воде – вряд ли. Позже стали «выводить на чистую воду» жуликов, предъявляя им в качестве доказательства их вины прояснённые обстоятельства их преступления.
21 Язык до Киева доведёт В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита?, он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.
22 Знать назубок На основе дореволюционного обычая проверять подлинность золотых монет зубами (у настоящей монеты после прикуса не должно остаться вмятины) возникло устойчивое выражение знать назубок, означающее «знать что-либо досконально, отменно выучить». На основе этого обычая возникло и еще одно образное выражение: раскусить человека. Как вы можете объяснить его значение? (Раскусить человека – «досконально узнать человека, его достоинства, недостатки, намерения».)
23 Фразеологические обороты из древнегреческих мифов
24 Фразеологические обороты в картинках
26 Фразеологизмы со словом ……
27 Закончите предложения фразеологизмами 1)Близнецы были похожи как... (две капли воды). 2) Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой). 3) От волнения он был бледный, как... (полотно). 4) Этот район я знаю как... (свои пять пальцев). 5) Целый день он занят, кружится как... (белка в колесе).
28 Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов 1) Трудиться в поту лица. 2) Положив руку на сердце тебе говорю. 3) Работать спустив рукава. 4) Согласиться скрипя сердцем. 5) Пришел неожиданно, как тать в ночи. Ответ: 1)Трудиться в поте лица. 2)Положа руку на сердце тебе говорю. 3)Работать спустя рукава. 4)Согласиться скрепя сердце. 5)Пришел неожиданно, как (яко) тать в нощи.
29 Умный светлая голова, человек большого ума, кладезь премудрости, ума не занимать, ума палата, голова на плечах, семи пядей во лбу, голова варит
30 Мало всего ничего, негусто, раз-два и обчелся, по пальцам можно пересчитать, малая толика, кот наплакал, с гулькин нос.
31 Быстро во весь дух, во весь опор, что есть духу, во всю прыть, на всех парах, на всех парусах, во весь карьер, со всех ног, сломя голову, очертя голову, как угорелый, только пятки сверкают.
32 Молчать держать язык за зубами, проглотить язык, держать рот на замке, играть в молчанку, прикусить язык, обойти молчанием.
33 Далеко на краю света, у черта на куличках, за тридевять земель, в тридевятом царстве, куда Макар телят не гонял, куда ворон костей не заносил, неближний свет.
34 Замените фразеологизм одним словом Например: вести беседу – беседовать. 1)Медвежий угол; 2)у черта на куличках; 3)камень преткновения; 4)как пить дать; 5)куры не клюют; 6)кто в лес, кто по дрова. Ответ: 1) захолустье; 2) далеко; 3) затруднение; 4) наверняка; 5) много; 6) нестройно.
35 Составьте книжку «Мой фразеологический словарь»
36 Презентация составлена по материалам сайта и презентации Васильевой Ирины Александровны (МОУ «Гимназия 22» города Белгорода)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.