Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемолеся калистратова
1 ПРОГРАММА
3 КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
5 В ПЕРВЫХ-ВТОРЫХ КЛАССАХ (I ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)
8 ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.
10 Составлено
12 учителем-логопедом МОУ ДОД ДООЦ г.Владимира
14 Колесниковой Т.В.
16 по материалам Ястребовой А.В.
18 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
20 Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в 1 и 2 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико- фонематического и общего недоразвития речи.
22 Общая проблема коррекционно- развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих ОНР, необходимо сформировать:
23 Полноценные фонематические процессы;
24 Представление о звуко-буквенном составе слов;
25 Навыки анализа и синтеза звуко- слогового состава слова;
26 Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).
28 Разумеется, к задачам, направленным на преодоление ОНР, необходимо добавить следующие:
29 Воспитание умения речевого высказывания;
30 Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;
31 Сбережение общего и психического здоровья детей;
32 Развитие сенсорных и моторных функций;
33 Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
34 Развитие мимической мускулатуры;
35 Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;
36 Формирование черт гармонической, социализированной личности.
38 Программа предусматривает следующие блоки:
39 Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом); - 2 занятия в начале каждого учебного года;
40 Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»); - 3 занятия в 1 классе и 2 – во втором;
41 Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа); - 15 занятий в 1 классе и 6 – во втором;
42 Блок дифференциации согласных звуков и букв – 14 занятий в 1 классе и 18 – во втором.
43 Блок работы над предложением – 7 занятий во втором классе;
44 Блок итоговых занятий – 1 в конце 1 класса и 1 в конце второго класса.
46 Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.
48 Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование
49 различных методов активного обучения;
50 анализ конкретных понятий и ситуаций;
51 тренировка и другие виды заданий;
52 творческая работа детей.
54 Условия проведения: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
56 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
58 Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно- воспитательной работы:
60 1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
62 - устойчивость внимания;
64 - наблюдательность (особенно к языковым явлениям);
66 - способность к запоминанию;
68 - способность к переключению;
70 - навыки и приёмы самоконтроля;
72 - познавательная активность.
74 2. Формирование полноценных учебных умений:
76 - планирование предстоящей деятельности;
78 - принятие учебной задачи;
80 - активное осмысление материала;
82 - выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;
84 - контроль за ходом своей деятельности;
86 - работа в определённом темпе;
88 - применение знаний в новых ситуациях;
90 - анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
92 В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:
94 1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
96 - умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
98 - умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
100 - умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
102 - умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя- логопеда.
104 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
106 - ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
108 - ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;
110 - ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
112 - применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;
114 - обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;
116 - пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
118 - формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
120 - соблюдение речевого этикета;
122 - составление устных связных высказываний с элементами творчества.
125 Методика организации логопедических занятий.
127 Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).
129 Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.
131 В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:
133 - 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;
135 - 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;
137 - 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.
139 Количество таких занятий по необходимости можно увеличить до 20.
141 На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.
143 Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:
145 - развитию фонематических процессов;
147 - формированию навыков анализа и синтеза звуко- слогового состава слов;
149 - закреплению звуко-буквенных связей;
151 - автоматизации поставленных звуков;
153 - формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
155 ИТОГ ПРОГРАММЫ I ЭТАПА.
157 К завершению I этапа коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:
159 - сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;
161 - восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
163 - уточнены первоначальные представления о звуко- буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
165 - поставлены и отдифференцированы все звуки (исключение может составить группа детей с ЗПР);
167 - уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
169 - введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
172 Далее в программе приведено планирование логопедических занятий для 1 и 2 класса.
175 занятия
176 тема
177 грамматические понятия, используемые на занятиях
179 1 класс
183 1,2
186 3
188 4
190 5
192 6,7
195 8
197 9
200 10
203 11
205 12
207 13
209 14
211 15,16
214 17
217 18
219 19
223 20
225 21
227 22
229 23
231 24
233 25
235 26
237 27
239 28
241 29
243 30
245 31
247 32
249 33
251 34
253 35
254 Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом.
256 Речь.
258 Предложение.
260 Предложение, слово.
262 Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.
264 Ударение.
266 Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова).
268 Выделение согласных из удобных позиций.
270 Сравнение гласных и согласных.
272 Согласные твёрдые и мягкие.
274 Самостоятельная работа.
276 Согласные звонкие и глухие.
278 Тренировка в звуко-буквенном анализе слов.
280 Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа.
282 Контроль за развитием навыка.
284 Повторение знаний о характеристиках согласных звуков. Согласные звуки и изученные буквы.
286 Звуки [П],[П`]. Буква П.
288 Звуки [Б], [Б`]. Буква Б.
290 Дифференциация [П]-[Б], [П`]- [Б`].
292 Тренировочные упражнения.
294 Звуки [Т],[Т`]. Буква Т.
296 Звуки [Д],[Д`]. Буква Д.
298 Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]- [Д`].
300 Тренировочные упражнения.
302 Звуки [К],[К`]. Буква К.
304 Звуки [Г],[Г`], Буква Г.
306 Дифференциация [К]-[Г],[К`]- [Г`].
308 Тренировочные упражнения.
310 Звуки [С], [С`]. Буква С.
312 Звуки [З], [З`]. Буква З.
314 Дифференциация [С]-[З], [С`]- [З`].
316 Итоговое занятие.
317 Речь.
319 Предложение.
321 Слово.
323 Звуки и буквы.
325 Гласные и согласные.
327 Ударение.
329 Комплекс-слияние.
331 Твёрдые и мягкие согласные.
333 Звонкие и глухие согласные.
335 Двойные согласные.
337 2 класс
341 1
343 2
345 3
347 4
349 5
351 6
353 7
355 8
357 9
359 10
361 11
365 12
368 13
370 14
373 15
375 16
378 17
380 18
382 19
384 20
386 21
388 22
390 23
392 24
394 25
396 26
398 27
400 28
402 29
404 30
406 31
408 32
410 33
412 34
414 35
415 Обследование речи.
419 Речь. Наши знания о речи.
421 Звуки речевые и неречевые.
423 Звуки речи.
425 Гласные звуки.
427 Гласные 1 и 2 ряда, их функции.
429 Слогообразующая роль гласных.
431 Тренинг – деление слов на слоги.
433 Предложение.
435 Дифференциация понятий «предложение – слово», правила оформления предложения на письме.
437 Тренинг – восстановление деформированных предложений.
439 Контроль за развитием навыка (диктант).
441 Виды предложений по цели высказывания.
443 Работа со сплошным текстом.
445 Творческая работа «Я сам придумываю предложения!»
447 Звук [Ш] и буква Ш.
449 Звук [Ж ]и буква Ж.
451 Дифференциация [Ш]-[Ж].
453 Дифференциация [С]-[Ж].
455 Дифференциация [Ж]-[З].
457 Звуки [Р], [Р`]. Буква Р.
459 Звуки [Л], [Л`]. Буква Л.
461 Дифференциация [Р]-[Л], [Р`]- [Л`].
463 Звук [Ч] и буква Ч.
465 Дифференциация [Ч]-[Т`].
467 Звук [Щ ]и буква Щ.
469 Дифференциация [Щ]-[С].
471 Дифференциация [Щ]-[Ч].
473 Звук [Ц], буква Ц.
475 Дифференциация [Ц]-[С].
477 Дифференциация [Ц]-[Т].
479 Дифференциация [Ц]-[Ч].
481 Контроль за развитием навыков.
483 Итоговое занятие.
484 Речь.
486 Предложение.
488 Слово.
490 Звуки и буквы.
492 Гласные и согласные.
494 Ударение.
496 Комплекс-слияние.
498 Твёрдые и мягкие согласные.
500 Звонкие и глухие согласные.
502 Двойные согласные.
504 Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.
520 ПРОГРАММА
522 КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
524 В ТРЕТЬИХ КЛАССАХ (II ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)
527 ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
529 Составлено
531 учителем-логопедом МОУ ДОД ДООЦ г.Владимира
533 Колесниковой Т.В.
535 по материалам Ястребовой А.В.
537 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
539 Характеристика группы.
541 Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
543 I. Нарушения фонематического компонента речевой системы. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Следствия:
545 - недостаточная сформированность навыка анализа и синтеза звукового состава слова;
547 - трудности овладения письмом и чтением (дисграфия, дислексия). Наличие специфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.
549 II. Нарушение лексико- грамматического компонента речевой системы:
551 - лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу или акустическому свойству). Несформирован навык словообразования, вследствие чего дети с трудом подбирают родственные слова к данному.
553 - грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, выявляется множество аграмматизмов в предложениях простых синтаксических конструкций.
555 Вследствие названных причин у детей данной категории наблюдаются:
557 - недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
559 - трудности овладения учебными понятиями, терминами;
561 - трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
563 - недостаточное развитие связной речи.
565 III. Психологические особенности.
567 - неустойчивое внимание;
569 - недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
571 - недостаточное развитие способности к переключению;
573 - недостаточное развитие словесно-логического мышления;
575 - недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала;
577 - недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;
579 - недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
581 Следствия:
583 - недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
585 - трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
588 Основные направления работы.
589 Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.
591 2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
593 - уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
595 - уточнение значения используемых синтаксических конструкций: дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
597 3. Формирование связной речи:
599 - развитие навыков построения связного высказывания;
601 - установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
603 4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
605 - устойчивости внимания;
607 - наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
609 - способности к запоминанию;
611 - способности к переключению;
613 - навыков и приёмов самоконтроля;
615 - познавательной активности;
617 - произвольности общения и поведения.
619 5. Формирование полноценных учебных умений:
621 - планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
623 - контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
625 - работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
627 - применение знаний в новых ситуациях;
629 - анализ, оценка продуктивности собственных действий.
631 6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
633 - умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
635 - умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
637 - умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
639 - умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя- логопеда.
641 7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
643 - ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
645 - ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
647 - ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
649 - применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
651 - употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
653 - обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
655 - пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
657 - развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
659 - формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
661 - проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
663 - соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог);
665 - составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
668 Программа состоит из 5 блоков.
670 Примечание: последний, пятый, блок является итоговым, обощающим. Он содержит задания, направленные на выявление уровня знаний учащихся по изученному материалу.
673 занятия
674 тема
675 примечания
678 Блок 1. Состав слова. Словообразование.
683 1
685 2
687 3
690 4
692 5
694 6
695 Состав слова. Корень.
697 Однокоренные слова.
699 Состав слова. Приставка. Словообразование с помощью приставок от глагольных основ.
701 Состав слова. Суффикс. Суффиксальное образование слов.
703 Состав слова. Окончание.
705 Состав слова. Обобщение.
709 Блок 2. Приставки и предлоги.
714 7
716 8
718 9
719 Предлоги.
721 Различение приставок и предлогов.
727 Блок 3. Гласные звуки.
732 10
734 11
736 12
738 13
740 14
742 15
744 16
746 17
748 18
750 19
753 20
755 21
757 22
759 23
761 24
763 25
765 26
766 Гласные звуки.
768 Дифференциация А-Я.
770 Закрепление. Диктант.
772 Дифференциация О-Ё.
774 Дифференциация О-Ё-Е.
776 Дифференциация У-Ю.
780 Дифференциация Ы - И.
782 Дифференциация Ы – И.
784 Диктант на дифференциацию пройденных гласных.
786 Закрепление отработанных гласных.
788 Проверочный диктант.
790 Дифференциация Ё-Ю.
792 Безударные гласные.
796 Самостоятельная работа.
798 Контрольное списывание.
809 Блок 5.
822 Блок 4. Согласные звуки.
827 27
829 28
831 29
833 30
835 31
837 32
839 33
841 34
842 Дифференциация [С]-[З].
844 Дифференциация [П]-[Б].
846 Дифференциация [Т]-[Д].
848 Дифференциация [В]-[Ф].
850 Дифференциация [Ш]-[С], [Ж]- [З].
852 Дифференциация [С]-[Ц]-[С`]- [Ч].
854 Дифференциация [Ч]-[Т`].
856 Итоговая работа.
865 Блок 5.
871 ПРОГРАММА
873 КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
875 В ЧЕТВЁРТЫХ КЛАССАХ (III ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)
878 СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
880 Составлено
882 учителем-логопедом МОУ ДОД ДООЦ г.Владимира
884 Колесниковой Т.В.
886 по материалам Ястребовой А.В.
888 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
890 Содержание программы.
892 Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочивание на этой основе имеющихся у детей средств языка (произношение, словарь, грамматический строй) позволяют приступить на третьем этапе обучения к работе по совершенствованию связной (контекстной) речи. Цели коррекционной работы на этом этапе смыкаются с программными. Однако, поскольку у данной группы детей имеются пробелы в речевом развитии, возникает необходимость в особой организации их учебной деятельности на данном этапе коррекционного воздействия.
894 В практическом плане это направление коррекционного обучения осуществлялось уже на I и II этапах обучения в связи с усвоением грамматических понятий о звуковом и морфологическом составе слова. На III этапе данный аспект реализуется в процессе работы над текстом.
896 В ходе логопедических занятий продолжается формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляются путём сравнения текста и набора слов; текста – и набора предложений; текста – и различных вариантов его искажения (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).
898 Последовательно развиваются умения и навыки ребёнка анализировать текст, то есть:
900 - определять тему рассказа, основную мысль текста;
902 - определять последовательность и связность предложений в тексте;
904 - устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
906 - составлять план связного высказывания.
908 С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения связного самостоятельного высказывания: определять его замысел, последовательность развёртывания и т.п.
910 Работа начинается с тщательного изучения структуры и видов различных предложений. Учащиеся тренируются в составлении разнообразных предложений под руководством учителя-логопеда и, далее, самостоятельно, творчески. Работа проходит как с опорой на различные сюжетные картинки, так и без опоры, тематически, ситуационно.
912 Огромная роль в формировании умения построить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащимся предлагаются задания на распространение и сокращение текста и соответственно подробному и сжатому его пересказу, воссозданию текста по его плану (развёрнутому или краткому), восстановлению деформированного или разрозненного текста, редактированию текста.
914 В процессе занятий по формированию связной речи большое внимание уделяется работе над планом. Задачи этого раздела в основном смыкаются с общепрограммными. Однако, при обучении детей, имеющих ОНР, работе над планом должно уделяться значительное количество времени. В ходе логопедических занятий работа над планом должна быть использована не только как коррекционное средство развития речи, но и как способ организации их учебной деятельности. В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главные мысли от второстепенных, строить собственные сообщения в логической последовательности. Большое внимание уделяется при этом развитию у них различных приёмов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения.
916 Предусматривается ещё один аспект работы над планом, состоящий в том, чтобы научить детей пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как надо отвечать по плану.
918 Дети с ОНР после двух-трёх лет обучения в школе только начинают осваивать сложные предложения, особенно сложноподчинённые, и отработка сложных синтаксических конструкций целенаправленно осуществляется именно на третьем этапе. Дети приступают к выполнению сложных аналитико-синтетических упражнений на материале предложения, а именно: расчленение сложных предложений на простые; составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные; конструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.п. Предлагаются также упражнения на расстановку знаков препинания в непунктуированных текстах, содержащих предложения сложных синтаксических конструкций. Даются задания на редактирование сложноподчинённых предложений, заведомо содержащих ошибки.
920 Поскольку на логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности, то в процессе выполнения заданий дети обучаются составлять особые речевые произведения, - учебные тексты. Такой текст представляет собой развёрнутые ответы, в основе которых лежат:
922 - анализ и синтез;
924 - обобщение;
926 - группировка материала;
928 - сопоставление, сравнение изучаемого материала.
931 Программа содержит 4 блока:
932 занятия
933 тема
934 Грамматические понятия, используемые на занятиях
937 Блок 1. Работа над предложением.
942 1
944 2
946 3
948 4
950 5
952 6
955 7
957 8
959 9
961 10
963 11
966 12,13
969 14,15
971 16
972 Структура предложения.
974 Классификация предложений.
976 Повествовательные предложения.
978 Вопросительные предложения.
980 Восклицательные предложения.
982 Учимся составлять предложения по вопросам.
984 Составление предложений по сюжетным картинкам.
986 Сочинение по сюжетной картинке.
988 Коммуникативная роль предложений.
990 Что такое беседа?
992 Составление предложений на основе бесед о предметах и их свойствах.
994 Восстановление деформированных предложений.
996 Деление сплошного текста на предложения.
998 Самостоятельная работа (контроль за развитием навыка).
1000 Предложение:
1002 - повествовательное,
1004 - вопросительное,
1006 - восклицательное.
1008 Предложения с однородными членами – с союзами (а, но) и бессоюзные; связь слов в предложении; сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; текст; тема; главная мысль; сюжет.
1010 Блок 2. Работа над текстом.
1015 17
1017 18
1020 19,20
1022 21
1024 22
1026 23
1029 24
1031 25
1033 26
1035 27
1036 Понятие текста. Виды текстов.
1038 Определение основной мысли высказывания.
1040 Восстановление деформированного текста.
1042 Редактирование текста.
1044 Составление рассказа по началу и концу.
1046 Творческая работа по составлению рассказа по началу и концу.
1048 Составление рассказа по опорным словам.
1050 Творческая работа: составление рассказа по опорным словам.
1052 Составление рассказа по серии картин.
1054 Творческая работа: составление рассказа по серии картин.
1058 Блок 3. Учимся изложению мыслей.
1063 28
1066 29
1068 30
1071 31
1073 32
1074 Работа над изложением и устным ответом по готовому плану.
1076 Учимся составлять план рассказа или ответа.
1078 Изложение по коллективно составленному плану.
1080 Самостоятельная работа: составление плана рассказа.
1082 Творческое изложение (придумывание концовки рассказа).
1086 Блок 4. Учимся пересказывать.
1091 33
1093 34
1095 35
1096 Подробный пересказ.
1098 Сжатый пересказ.
1100 Итоговое занятие.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.