Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемленусик щелканова
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Арзамасский филиал Кафедра психологии развития Выполнила: Щелканова Е.Л. студентка II курса психолого-педагогического факультета направления «психология образования»
2 Основные виды опроса Опрос Анкетирование Интервьюирование
3 ОПРОС Опрос - метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Объект опроса ( опрашиваемый ) называется респондентом. Существуют две основные разновидности опроса : анкетирование и интервьюирование ( беседа ). Они различаются друг от друга формой контакта.
4 ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ОПРОСЫ Прямой опрос - метод сбора данных, при котором ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами. Косвенный опрос - метод сбора данных, при котором ответы записывает анкетер ( лицо, проводящее анкетирование ).
5 ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы ( интервью ). Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит наиболее распространенным методом сбора данных. Интервью бывает : по технике проведения : стандартизированным ( формализованным ), то есть беседа включает в себя точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым ; нестандартизированным, то есть при беседе определяется только тема ; вопросы ставятся в свободной форме ; по типу респондентов : интервью с ответственным лицом ; интервью с экспертом ; интервью с рядовым респондентом. по технике регистрации ответов - протоколируемым ; непротоколируемым.
6 АНКЕТИРОВАНИЕ Метод анкетирования - опрос, проводимый письменно с использованием анкеты. К достоинствам метода следует отнести следующие характеристики : а ) это наиболее оперативный метод сбора первичной информации ; б ) результаты анкетирования более доступны для математической обработки ; в ) за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность. При выборочном анкетировании - только часть генеральной совокупности - выборочная совокупность.
7 ОЧНОЕ И ЗАОЧНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ При очном анкетировании происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. Заочное анкетирование подразумевает заполнение анкеты при отсутствии исследователя. Прессовое анкетирование - анкета публикуется в средствах массовой информации ( газетах, журналах ). Почтовое анкетирование - анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте. Раздаточное анкетирование - анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее оговаривает время и место возврата анкеты.
8 Составляющие процесса проведения анкетирования Определение объема выборки Составление анкеты : вводная часть ; основная часть ; « паспортичка ».
9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ Генеральная совокупность - объект исследования, который территориально, производственно и во времени ограничен и для которого выводы проведенного исследования будут правомерны. Выборочная совокупность ( выборка ) - отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности. Необходимо создать репрезентативную выборочную совокупность, в которой есть все элементы генеральной совокупности. Репрезентировать - значит точно отражать генеральную совокупность при помощи выборочной. Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами : а ) ошибками, допущенными при регистрации, и б ) случайными ошибками. При сплошном исследовании в идеальной ситуации ошибок репрезентативности не будет, поэтому с точки зрения статистики лучше всего - сплошной опрос.
10 СОСТАВЛЕНИЕ АНКЕТЫ Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно - качественных характеристик предмета исследования. Главным компонентом анкеты является не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования. Анкета состоит из трех частей : вводная часть ; основная часть ; " паспортичка ".
11 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Главная ее задача - побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части указываются данные организации или лица, проводящего опрос ; цель и задачи исследования ; значимость роли респондента ; гарантия конфиденциальности информации ( если анкета не анонимная ); инструкция по заполнению анкеты ; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.
12 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ее цель - сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. Логика построения вопросов основной части : от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки. Первыми идут контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими. После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и мышления.
13 " ПАСПОРТИЧКА " Содержит вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев ; располагается в конце анкеты.
14 РАЗНОВИДНОСТИ ВОПРОСОВ Закрытые вопросы - вопросы, которые содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент. Полузакрытые вопросы - вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по - своему. Открытые вопросы - вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом. Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов : открытых, закрытых и полузакрытых. Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Косвенный вопрос - вопрос, который дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения.
15 РАЗНОВИДНОСТИ ВОПРОСОВ По конструкции ответов можно выделить следующие типы вопросов : 1) " Да - нет " - вопрос, на который можно ответить " да " или " нет ". 2) Альтернативный вопрос. Респондент из набора вариантов ответов выбирает один. 3) Поливариантные вопросы - вопросы типа " меню ". Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. 4) Шкальные вопросы - вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого - либо явления или мнения. 5) Вопросы - диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников.
16 РАЗНОВИДНОСТИ ВОПРОСОВ По своим целям вопросы делятся на следующие типы : 1) Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях. 2) Функционально - психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, а также для перехода от одной темы к другой. В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы. Контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты. 3) Вопросы - фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую - то их часть. 4) Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают разных видов. Так, вопрос - тест используют обычно при определении информированности респондентов в каком - либо вопросе. Используется также вопрос - ловушка. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондента.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.